Писать о Дзусовой как о великолепной бэк-вокалистке или просто певице? Все дело в контексте. Новый сольный альбом Дзусовой дает поговорить о ней именно как сольной певице.
CD. Ольга Дзусова, 2016.
Жанр: поп, электроника, инди
Альбомы Дзусовой не продаются, это медицинский факт. Они априори некоммерческие, даже когда хотят выглядеть таковыми (что редко). Сейчас выходит то ли седьмой, то ли девятый альбом Дзусовой, и он тоже вряд ли будет расслышан широкой публикой. Уж слишком герметична сама певица, слишком многое в ее музыке нарочито отталкивает слушателя. Даже в этом диске, посвященном памяти отца и переполненном лирическими и трагическими интонациями, - уж что понятнее любому, чем скорбь? - Ольга Дзусова умудряется переокрасить простые человеческие чувства нарочитым интонированием фраз и даже отдельных слов.
Чтобы расслышать Дзусову, надо продраться через эти неестественные интонации, то чрезмерно широкие, то чрезмерно сдавленные гласные… Продраться и - простить Дзусову. Не все, что эффектно звучит на бэк-вокале, органично на переднем плане. Ольга в самом деле эту истину понимает умом, но не может иначе.
И тогда эти 12 с половиной (в финале есть скрытый трек-микс) песен раскроются щедрым фейерверком мольб, иронических сарказмов, стенаний, заклинаний и колыбельных. Искренних и отчаянных. Тогда можно расслышать интеллигентный электронный поп-минимализм в аранжировках, можно оценить роскошный диапазон голоса и весь громадный ассортимент его тембральной окраски, которым с видимой легкостью жонглирует супер-певица Ольга Дзусова.
И альбом покажется совсем иным. Очень личным, сочиненным с надорванной душой и на разрыв аорты. Именно такой он и есть.
Зачем Дзусова воздвигает Великую китайскую стену для слушателя, прибегая к вычурному звукоизвлечению и полному отсутствию хит-крючков в песнях, - это личное ее дело. А вот почему слушатели так контрастно делятся на тех, кто любит и кто категорически не принимает песни Дзусовой — сформулировать просто. Эти песни требуют таланта отстранения от самого слушателя. Если он умеет отстраниться от неприятного и расслышать внутреннюю красоту — он ценит Дзусову. Если не умеет (а таких абсолютное большинство), то выключает после первой же вокальной строчки.
Следует отметить отменное гармоническое чутье Дзусовой, - порою угадать, какой аккорд последует за аккордом, почти невозможно, - настолько небанальные ходы придумывает Дзусова. Особенно в балладах, вроде «Следа» и «Святых». Септаккорды, уменьшенные или увеличенные интервалы, смены мажора в минор, - симфоничности в ее песнях хоть отбавляй, и это блаженство для музыкальных ушей.
Самая «радийная» песня альбома - «Учи меня», и по иронии судьбы она невероятно напоминает раннюю Линду. Так что и ее на радио не возьмут… У Линды, кстати, Дзусова петь недавно перестала («Неофит» - первый альбом после ухода), но десятилетия работы со счетов не спишешь.
Словом, в финале рецензии придется снова писать сакраментальное: Дзусова остается драгоценной изысканной «штучкой для своих».
Оценка: 8 из 10.
Гуру КЕН
Комментарии