Конкурс каверов на песни легендарного хиппи-музыканта Папы Леши (Алексея Бармутова), стартовал и принес уже первые серьезные творческие сюрпризы. Такого их количества не ждал, кажется, никто.
Так уже получилось, что Папа Леша не любил записываться в студиях. Будучи из той же плеяды талантливых ершистых «неформалов», что и Умка, Чернецкий, Силя, Григорян, Чиж и многие-многие другие имена, - Бармутов отличался охотой к перемене мест. Он готов был давать концерты в гулких домах культуры московских технических вузов или сейшенить на квартирниках, сидеть дома с неизменной гитарой-двустволкой или часами петь на Арбате, - но отчего-то панически боялся студий. Те немногие записи, что остались, - сделаны друзьями Папы Леши на домашних студиях, и не отличаются качеством. Хотя талант Папы Леши признавали все окружающие, и предложений совершенно бесплатно записаться поступало множество! Но таково было поколение дворников и сторожей. Они не шли на компромиссы, иногда в самом важном и необходимом. Это несгибаемые, стальные люди. Таких теперь не делают…
Папа Леша (Алексей Бармутов)
Отсюда явный перекос в имеющихся записях Папы Леши. Сохранились кустарно записанные «арбатские» песни раннего периода, и то малая часть. А весь «поздний» период, когда Бармутов сутками музицировал у себя дома в жанре гитарного авангарда, созидал свою теорию белого шума в музыке, создавал на глазах хиппи-окружения сложнейшие импровизационные композиции на грани шумов и самого бескомпромиссного арт-рока – оказался совершенно не запечатлен даже на уровне домашней студии.
Тем удивительнее, что многие из присланных на конкурс треков фактически воссоздают некоторые направления экспериментов авангардиста Папы Леши! Словно сама музыкальная ткань дает векторы для широкого мышления.
Вот послушайте-ка эту изящно-юморную акапелльную композицию «Муха» от дуэта «Тяни-Толкай» из Петербурга.
Гитарные остинантные пассажи в духе Фриппа, которые выруливал Папа Леша в оригинале, тут обратились в позвякивания колоколец и нисходящие октавные мелизмы, холодящие и смешащие одновременно. Завершается трек митьковским «Опаньки!» - блистательный питерский акцент. Не случайно этот трек уже находится в ротации Радио NEWSmusic Вне Жанров!
Не менее ошеломляет оригинальное прочтение Арсена Мартини. Он сделал ироническую зарисовку из жизни российских хиппи «Тусовка» («Сегодня четверг, а может быть, вторник…») в жанре… рэпа. Удивительно, насколько органичной оказалась такая версия! Под лиричный фортепианный аккомпанемент звучит усталый от всех этих тусовок безэмоциональный голос.
Пожалуй, ради таких неожиданных прочтений стоит проводить конкурсы каверов. Новые напластования смыслов, свежие эмоции, грусть и радость.
Нижегородская электронная группа «Говорящая Мёртвая Голова» окунула сардонического «Прохожего» в стихию darkwave и электропанка, отчего вдруг стало казаться, что ее поет Василий Шумов и группа «Центр». Уйдя от оригинальной мелодии, «Голова» разложила текст по молекулам, и нашла в нем зловещие предзнаменования и трагическую возвышенность.
В конце концов, «Говорящая Мёртвая Голова» создала мрачноватый мир с язвительными колоколами, извилистыми шумами и совершенно мизантропическим посылом. Знал ли ее идеолог Михаил Суслов, насколько похожи его мысли с поздним незафикированным творчеством Папы Леши? Вряд ли. Но он пророчески предугадал его.
Конечно, больше всего ожидалось треков в более привычной рок-стилистике. И тут нашлись свои сюрпризы. Гараж-инди-рок с надсадными гитарными риффами от московской группы UM3 в заявленном жанре «шиномонтаж» точно уловил настроение песни «Нам ничего не надо». Презрение к тем, кто «ничего не может» и кому «ничего не надо», к равнодушным потребителям и унылым исполнителям чужой воли.
UM3 смогла язвительно развернуться в этом дискурсе. Хрипловатый голос вокалиста признается в немощи и безволии, сваливает вину за бесчестные собственные поступки на «дядю». Песня заставляет задуматься. И, кажется, прекрасно звучит именно в концертном варианте.
Зеленоградские альтернативщики «Ian Kay» сделали едва ли не цоевский фортель: под бодрую пульсацию ритм-секции и ритмичные гитарные риффы проговаривать жизнерадостно совершенно мрачные сентенции. Получается зияющий смысловой зазор, отчего хочется вникать и вникать в этот текст Папы Леши.
Узнавать недобрые стороны человеческой натуры, и ужасаться тому, что они есть и в самом тебе. Музыка Ian Kay беспощадна: она надежна и крепко сбита, как мерседес бенц, она заставляет подстукивать ритм, подстукивать перечислению грехов и уведомлению о том, что «все хорошо».
Наконец, среди каверов Папы Леши появился трек с участием самого Александра Чернецкого, легендарного лидера группы «Разные люди». Он поет бэки в версии московской группы «Макс Орех Бэнд», ранее известной под названием «Небесная дверь». И версия-то вовсе необычна – задорная помесь кантри, блюза, рока.
Песня получилась по-настоящему хитовой и запоминающейся. Не случайно она уже стоит в ротации Радио Русский Рок NEWSmusic. Сама песня Папы Леши – из раннего периода, отчасти отсылает к «нравоучительным» песням «Машины Времени», однако прямо противоположна ему по вектору, вывернута наизнанку. Мораль «Я убеждался и не раз, что в мире всем дороже вещи нет, чем ложь». Каковы аргументы – стоит послушать саму песню.
Первым делом стоит отметить прекрасную аранжировку, задуманную Максом Орехом, и весьма убедительное двухголосие на припеве, совместно с Александром Чернецким.
Напомним, что победители конкурса примут участие в фестивале памяти Папы Леши, который состоится 11 октября в одном из московских клубов. Но самая главная цель конкурса, который проводится NEWSmusic.ru и RealMusic.ru – вернуть эти великолепные образные песни в концертную жизнь, дать их слушателям и зрителям.
Кажется, конкурс уже начинает давать вторую жизнь многим песням. Это большое дело.
Гуру КЕН
Комментарии