Премьера программы «Я» Филиппа Киркорова прошла совсем не так, как ожидали его поклонницы.
Киркоров привык удивлять. Но все чаще он предпочитал удивлять в последние годы нарядами, деторождением, яркой клоунадой, аттракционами. Но не вокалом. И не песнями. Возможно, крайнюю точку Филипп прошел в шоу «ДруGOY» - там он крутился вниз головой на колесе, прыгал по многоэтажной декорации и много, рискованно много пользовался «фанерой» - потому что иначе петь вниз головой было просто невозможно.
Шоу «Я», презентованное в Кремле, показало будто обновленного Филиппа, сбросившего множество стереотипов, снова запевшего, - и приблизившегося к той части публики, что любит его не за перья, а за песни.
Для постановки шоу «Я» Киркоров пригласил знаменитого режиссера «Цирка дю Солей» Франко Драгоне. Тот на первом же появлении в России пообещал, что публика увидит совсем другого Киркорова, а на первой же репетиции с танцорами буквально потребовал от них стать внутренне свободными.
И вот битком набитый Кремль, нашпигованный элитой нашего шоубиза, включая Аллу Пугачеву, увидел это шоу. 30 песен и 4 биса. Никаких перьев, никаких крутилок и фейерверков. Франк Драгоне сделал невероятное в наших пенатах — минималистичное стильное шоу, где вокалист поет, танцоры танцуют, компьютерная графика это все декорации, а главный и единственный «помпон» - это 14 изогнутых в букву S червяков-лепестков, переливающихся всеми цветами и складывающихся над головой Киркорова то в форму цветка, то в причудливый орнамент. Что-то невероятное произошло с танцорами — никаких вычурных пафосных поз, естественные движения (даже просто обычная пешая прогулка по сцене и то шокировала органикой) и чудеса акробатики. Это именно такой минимализм, когда поющий артист может полностью раскрыться у микрофона — что и есть его прямая обязанность — а графика, танцоры, свет и прочее лишь дополняют песню, а не подменяют ее.
Шоу началось с танцевального антре под инструментал в духе «Цирка дю Солей», первой песней стала «Ты мое счастье» - в белом костюме и белом цилиндре. И сразу — пугачевская «Гонка» - Филипп спел ее с такими аффектированными чисто «пугачевскими» интонациями, что они потом надолго прилепятся к нему и в других песнях. Затем «Люби меня всегда».
- Каждый день без вас, мои зрители, - как без солнца! - прочувствованно говорит Киркоров. - Сегодня премьера программы, и мы все лучшее отдадим вам. Мы старались, и надеемся, что все получится.
Волнение в самом деле заметно. Но заметно и то, насколько свободнее стало Филиппу, когда его освободили от танцевальных па. Если стояла задача сконцентрироваться на самих песнях, то это получилось. Он поет свободно, легко, очень чисто интонируя (ни одной нечистой ноты!), и при этом таким звенящим полетным тембром, которого от него давно не слышали. Словно лет десять-двадцать скинул.
И вот какая штука. Весь блок новых или относительно новых песен — это почти сплошняком лирика, баллады. Отобрав у Филиппа танцы, Драгоне дал ему сконцентрироваться на глубоком, серьезном. И невероятно мелодичные, хитовые баллады идут у Киркорова одна за одной: «Где-то, не со мной», «Иллюзия», «Я найду тебя» (с речитативом, смотрясь в спустившееся с неба зеркало), «Полетели», «Дай мне понять», «Прохожие», «Любовь или обман»… Череда прекрасных песен. Филипп умеет выбирать репертуар, но в этот раз он превзошел сам себя. Уже случившиеся или потенциальные шлягеры следуют один за одним. Лирическое «Я» начинает обретать материальный смысл. Заметно, что Филиппу ужасно нравятся эти медляки, ему вообще сейчас ближе мелодичная лирика, - и все до последней капли передается в зал Кремля.
Более противоречивая картинка с танцевальными треками. Очень хороши «Сиртаки», но это сиртаки, а не денс. Стоит перепрыгнуть в чистый денс, например, «В саду Эдемовом» - тут же ощущается равнодушие самого артиста, он загорается только в предвкушении каламбура. Фразу «Ну не родился я, чтоб сказку сделать былью» Филипп адресует напрямую Алле Борисовне, но и в этом контексте она выпадает из стилистики. То же самое с «Диско-партизанами» (видеоряд — танцующий скелет в гробу). Более-менее актуальной выглядит аранжировка разве что трека «Дева-вода» («Шаг назад и два вперед»), а «тлетворного» влияния r'n'b Киркорову и вовсе удалось избежать, даже несмотря на обилие речитативов. Учитывая уникальное умение Филиппа даже сиртаки превратить в евро-поп, можно предвкушать будущие адаптации Киркорова…
Минимализм шоу пошел Киркорову на пользу. Он действительно распелся, зрители получили по-настоящему прекрасно поющего Филиппа. Обойтись совсем без подъемников все равно не получилось, самые отчаянные теноровые партии он пел, вознесясь на трон-кресло на высоте метров 20 от пола. И все же был довольно чудной шансон-блок («Зу-зу», «Таких как ты, на миллион») на манер цыганочки — весьма инородный, была Бог весть сколько лет не исполняемая «Ты, ты, ты» - где Филипп попросту не смог петь от смеха, и загадочно оправдывался: «Ну, ты понимаешь, почему я раскалываюсь!», а после фразы «я умру» добавил: «так умри!»… Это все было странно.
Собственно, даже не очевидно, как восприняла изысканный эксперимент с Драгоне публика Киркорова. Кажется, многие выражали неудовольствие малым количеством собственно «шоу» - брызг фейерверка или па и перьев Киркорова. Осознать, насколько этот минимализм пошел органике Киркорова, его артистическому началу — вот так, с ходу, не все смогли. А с другой стороны, рафинированная публика на концерты Киркорова вовсе не ходит, в отличие от «Цирка дю Солей»…
Так или иначе, шоу Киркорова «Я» вышло отменное, по высочайшим мировым стандартам. Филипп не только собрал отменные песни, но и спел их с тактом, с чувством и расстановкой. На бис он решил спеть «Снег», «Я за тебя умру», «Дива» (тут важная реплика: «Меня переполняют эмоции, будто я выиграл «Евровидение», но сегодня у меня бОльшая победа!») и кавер Мирей Матье Tous les enfants chantent avec moi (на русском «Жизнь полюбит нас»). А провокационный финал — посреди сцены вдруг вздыбился фонтан с подсветкой. Зрители после этого ждали еще одного выхода Киркорова, но…
Резюмируем. Киркоров не только привнес толику мирового шоубиза в наши пенаты. Он смог сконцентрироваться на главном — своих песнях. А они у него не просто хитовые, а реликтово шлягерные, и прежде всего баллады. Шоу «Я» показало это столь выигрышно, как никогда прежде. Это и есть главный итог.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии