Известный бард Ольга Никитина любит и умеет писать песни на стихи русских классиков.
CD. «Бомба-Питер», 2016.
Жанр: бардовская музыка, романс
Слушать/скачать:
В ее авторской серии «Дыхание Серебряного века» уже вышли альбомы на стихи Бунина, Пастернака и Бальмонта. Теперь — Ахматова.
Творческое наследие Анны Ахматовой можно очень условно поделить на три периода: лирический, афористический и неоклассический. Прожившая длинную трагически изломанную жизнь, в поэзии Ахматова шла по восходящей: от наблюдательной женской лирики к печально-парадоксальным играм ума, а затем — рывок к высокому и объединяющему все классицизму.
Стихи Ахматовой столь певучи, что песенных воплощений ее поэзии несть числа — от Вертинского и Козина до Сургановой и Земфиры, не говоря уж о бардах. Ольга Никитина пошла другим путем. Она попыталась найти «свою» Ахматову — и нашла ее. Неудивительно, что тяготеющая к романсовой форме Никитина выбрала именно раннюю Ахматову — лирическую, остроглазую, все примечающую и при этом возвышенно-мечтательную.
10 из 12 стихов альбома «Заветная черта» датируются одним десятилетием между 1911 и 1921 годами, написанных 20-летней Ахматовой. Исключение составляют только два стихотворения - «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума» (1959) и «Мартовская элегия» (1960), но и они были написано задолго до публикации, поскольку в те годы коммунистические власти поэтессу попросту запретили печатать.
Никитина поет привычно-уютно, с обаятельными проникновенными интонациями, доверительно нараспев. Все колкие иронические сентенции ершистой Ахматовой сглажены этой мечтательной подачей настолько органично, что кажется, будто Ахматова внезапно сама погрузилась в это благостное мечтательное состояние «греться у огня». Почему бы нет? Так вот, Никитина поет именно такую «свою» Ахматову — и крайне убедительна в таком прочтении.
Романсовые аранжировки Сергея Пахотина воздушны и переливисты, подчеркивая неторопливыми фортепианными пассажами все благостности пейзажа. Запись альбома прошла в Zero Studio, cведение и мастеринг делал Валерий Цуркан, - все отменно профессионально.
Очень хотелось бы контрапункта в этом чересчур приглаженном для умно-язвительной Ахматовой альбоме. Словно чего-то не хватает очень важного из того, что возникает в голове при произнесении фамилии Ахматовой. Возможно, той живой интонации голоса поэтессы, которая неизменно слышится откуда ни возьмись из каждого ее стиха, даже раннего, - будто все постигшая в мире полубогиня спускается с вершин и принуждена рассказывать о рецепте варки картошки. Величественно, печально и иронично-снисходительно.
И все-таки альбом Никитиной абсолютно целен. Никитина спела то и так, как близко ей самой, этого не подделаешь. Его хочется слушать, и проникаться этой доверительной интонацией.
Гуру КЕН
Комментарии