Известный бард Ольга Никитина продолжила серию «Дыхание Серебряного века» совсем неочевидным сборником песен на стихи Бориса Пастернака.
CD. «Бомба-Питер», 2015.
Жанр: бардовская музыка.
Слушать:
Пастернака петь любят. Абсолютным рекордсменом стала, конечно, «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе»). Помимо хрестоматийной Пугачевой, это стихотворение замечательно спели Носков, Градский, Леонтьев, Брегвадзе, Меладзе... Несть числа. Так вот, на диске Никитиной «Зимней ночи» нет. И нет еще многих популярных - «Гамлет», «Город», «Никого не будет в доме» и даже «Снег идет».
Размышляя над столь необычным отбором стихов Пастернака, я понял алгоритм. Ольга Никитина принимает элегичного Пастернака, но не принимает сокрушенного. Туда, где можно внести витальность и надежду, Никитина вносит и свои мелодии. Точнее, расслышивает их. Мелодии настолько органичны, что вопрос уже не стоит об авторстве мелодий — Никитина просто слышит их в тексте самого автора.
А что же вошло в альбом? Почти сплошные вальсы, три четверти как образ мышления. «Мне Брамса сыграют» полна сверкающего оптимизма, словно песни Евгения Крылатова. «Как бронзовой золой» оттеняется флейтой и звездно-ночным перебором клавиш. Совсем не по-пахмутовски «Нежность» облекается в уютные арпеджио фортепиано, словно противопоставление происходящему «за занавеской» в мире. «До самой сути» - это отстранение от страстности пастернаковских строк и взгляд на эту экспрессию словно из голубых далей — ох уж эти аллитерации на «б», «г», «л», «т»! Совершенно иронична версия стиха «Сестра моя — жизнь», словно отсылающая к «Сестре» и прищуру БГ... Словом, выбор стихов вполне уникален.
Особо следует отметить, что несмотря на частые отсылки Пастернака к композиторам как к кодовым словам (в его поэзии часто встречаются имена Брамса, Шопена и других великих), Никитина избегает цитирования и даже намеков на их произведения. Очевидно полагая, что поэтики стиха Пастернака вполне достаточно. И тем самым избегая сомнительных ассоциаций. Это разумно и правильно.
Альбом был аранжирован в Лондоне худруком оркестра Transparency Softly-Sity Int Бобом Шипли; запись инструментов проходила на лондонской студии Cucumber, сведение - на студии Campanula там же, мастеринг делал William Dunnottar на студии Heather в Шотландии.
Впрочем, нельзя не указать, что подход к сольфеджио и точности мелизмов у Никитиной должен быть все же значительно строже. Тем более, когда речь идет о таких поэтах.
Серия «Дыхание Серебряного века» должна еще продолжиться двойным альбомом Бальмонта (которого вообще мало кто поет), а началась альбомом на стихи Бунина. Несомненно, любителям настоящей литературы интересно будет сверить свои ощущения музыкальности больших поэтов с тем чутким подходом, который демонстрирует Ольга Никитина.
Гуру КЕН
Комментарии