Диана Арбенина сыграла, возможно, лучший свой концерт с оркестром.
Перед концертом Диана сильно переживала, не скрывая своего мандража перед выходом на сцену с маэстро Юрием Башметом. И это волнение чувствовалось в начале концерта в Зимнем театре Сочи, который прошел в рамках VIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.
Немного дрожал голос. Диана судорожно вслушивалась во все инструментальные интродукции, боясь перепутать такты для своего вступления. Однако с самого начала концерт пошел на удивление слаженно. Огромная заслуга в этом — у оркестровщика песен Арбениной (и пианиста на самом концерте) Дмитрия Рябцева.
Рябцев создал партитуру, в которой изысканные оркестровые партии гармонично вписались в жесткую структуру «Ночных Снайперов», не «приукрашивая» песни и не звуча как большой синтезатор, а облагораживая и заменяя всю полифонию аранжировки. Оркестр Башмета звучит полновесно, мощно, массивно. Сохранены все основные мелодические ходы, и при этом Рябцев добавил немало ярких своих находок — многим песням Арбениной неожиданно очень к лицу оказались барочные мотивы, например. Вообще Рябцев извлек из песен Арбениной их исходную романсовую мелодику, и преобразил ее оркестровыми возможностями в невероятные доселе аранжировки — живые, изысканные и с юморком (кстати пригодились множественные цитаты из классиков). Голос Арбениной «утопили» в оркестре, и получился именно концерт с оркестром, а не что-либо иное.
Возможно, излишни были барабаны — по крайней мере, в первой части концерта. Барабаны выполняли роль метронома, что сильно сковывало и оркестр, и Башмета как дирижера. «Новая Россия» под рок-барабаны звучала более механистично, менее живо — а стоило им смолкнуть, вновь раскрывалась широким дыханием.
Диана Арбенина уже к третьей песне почувствовала себя гораздо более свободно, и шоу состоялось. Именно такого качества, которого ждешь от «Ночных Снайперов», Юрия Башмета и оркестра «Новая Россия». Свободнее полился голос, сконцентрированнее стала знаменитая энергетика Дианы, даже жестикуляция обрела скупость и выразительность.
Не обошлось без сюрпризов. После семи песен Диана ушла, Башмет взял свой альт, и принялся играть фрагмент... из комической оперы Игоря Стравинского «Мавра». Ту самую «Русскую песню», где пьяный гусар оказывается перед выбором. Возможно, это было не лучшее исполнение для самого Башмета, но очень в точку! «Мавра» - не просто комическая опера, она целиком написана на ироническом переосмыслении городского романса, того самого, чем занимается по сути дела Арбенина.
После «Гугла» и «Лети, моя душа» - снова сюрприз. Рок-музыканты уходят, а Диана Арбенина поет «Пусть нам повезет» одна, под акустическую гитару. И это снова городской романс...
Многие переживали, полетят ли бумажные самолетики на «Столице». Это незыблемая традиция всех «снайперовских» концертов, но на кроссовер-концерте могло такого и не случиться... Случилось! В нужный момент на припеве в зале взмыли десятки бумажных самолетиков. Стоит отметить, что на сочинский концерт приехало множество фанатов из самых разных городов. На балконе повесили баннер «Чита вместе с вами», в зале были поклонники «Снайперов» из Твери, Краснодара, Калуги, Москвы, Петербурга и других городов. Из-за нелепых запретов концертов Арбениной публика истосковалась по ее выступлениям, зато благодаря Юрию Башмету получила, кажется, даже намного больше, чем ожидала.
Самыми яркими, наверное, номерами программы стали «Бонни и Клайд», которым к лицу оказались напряженные струнные пассажи в духе Вивальди, и романс «Ты дарила мне розы», сделанный в иронической русско-шансонной подаче.
После «31 весны» - бисы. И это были особенные бисы. Арбенина села за рояль, к ней подошел с альтом Башмет — и полился «Московский военный вальс», одна из недавних песен «Снайперов». Звучало удивительно — тягучий вечно-грустный альт Башмета и безыскусные грубовато-задумчивые три четверти на рояле, насыщенные страстным и горьким голосом Арбениной. На коде она позволила себе поменять слова: «Пора писать песню, новую песню для «Новой России»»...
А окончательную точку поставила песня «На границе». Зал встал. И долго приветствовал и Арбенину, и ее музыкантов, и Башмета, и его музыкантов, и Дмитрия Рябцева.
Какой же можно сделать вывод? Сомнений в том, что Арбенина — исключительно талантлива, нет никаких. Запреты ее концертов — по сути, преступление. Будем надеяться, когда-нибудь эти преступники будут наказаны по заслугам.
Башмет подчеркивал, что приглашение Арбениной на престижный фестиваль в Сочи — отнюдь не политический жест в поддержку. Это признание таланта Арбениной. Башмету интересно играть с талантливыми людьми. Поэтому — и Арбенина.
Концерт случился феноменальный. Это был лучший кроссовер-концерт за последние годы на этом фестивале, а кроссоверов тут было немало — только что уехал цыганский гений скрипки Роби Лакатош и «Терем-Квартет», были и другие звезды. Но такой отчаянной страсти, такого изысканного звучания — тут не было давно. А для «Ночных Снайперов» - это поразительный опыт жизни на сцене с выдающимися музыкантами (напомним, что многие музыканты «Новой России» - это еще и солисты обладателя Grammy ансамбля «Солисты Москвы»).
И последнее. Очень часто рок-музыканты играют с оркестрами. Каждый раз делается специальная аранжировка, иногда очень удачная. Иногда сверхудачная, гораздо талантливее, чем было у рок-музыкантов изначально. И вот проходят те концерты, и чу — куда же делось то волшебство? Опять рокеры играют привычное им. Это нелепо и бессмысленно. Рок-музыкантам просто необходимо впитывать то лучшее, что родилось в сотрудничестве с академическими профи. Внедрять в свои аранжировки. Только так артист развивается, двигается вперед к совершенству. Хочется верить, что Арбенина не выбросит партитуру Рябцева в корзину, но внесет лучшее из его предложений в свои обычные концертные аранжировки.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии