Ocmoc, 2013.
Жанр: этно, нео-классика, авангард
Иногда складывается ощущение, что белорусская этно-сцена неисчерпаема.
Пока местный батька прессует ершистых рок-музыкантов и укладывает в прокрустово ложе «белорусской эстрады» (а фактически – совковой эстрады 70-х прошлого века) поп-артистов, в тихой заводи этно-сцены происходят интереснейшие события. Звезда world-music «Троица» создает невероятные звуковые ландшафты, зажигательная «Стары Ольса» делает из средневековой белорусской музыки перформансы аки Rammstein, а «Нагуаль» и «СадЪ» переплетают этно-мотивы с психоделикой.
Особняком в этой богатой культурной среде стоит фигура Ирэны Котвицкой. Профессиональный этномузыколог, Котвицкая ездит в этнографические экспедиции по всей Белоруссии, собирает уходящую натуру – упрашивает бабушек побольше рассказывать и, главное, петь народные песни. Как и все белорусские (да и российские) этно-музыканты, выступает и издается прежде всего на Западе. Проектов много – «Акана-NHS», Kazalpin (совместно с швейцарцами), «Diagilew Projeсt» (с немцами), «New Image Orkestra», «Jakdzen», детский фольклорный ансамбль «Рада»… И вот – сольный проект.
Прежде всего, Ирэна Котвицкая выступила здесь в редчайшем жанре – народные и этно-песни под академическое фортепиано. Только вокал Ирэны и ажурная вязь фортепиано, на котором сама и играет. Очевидны пристрастия к модерну: отсылки к Дебюсси, Стравинскому, Рахманинову и даже Гершвину сквозят даже в нарочито сдержанной исполнительской манере. Котвицкая к тому же деликатно отстраненно поет, и это создает очевидную игру смыслов.
Рождается эффект чтения мантр под пластинку с фортепианными концертами Дебюсси. Только прихотливая мелодика народных песен удивительным образом вписывается в эту наполненную воздухом музыкальную структуру. Словно народные песни так и были написаны, - для изысканного салонного исполнения. Органика у этого симбиоза, придуманного Котвицкой, потрясающая.
В каком-то смысле это вполне продолжение традиций «могучей кучки» или того же Шостаковича, вплетавших народные мелодии в самые серьезные свои произведения. Разумеется, абсолютное сравнение шедевров Шостаковича и стилистической имитации модерна от Котвицкой было бы заведомо некорректным, однако ход мысли явно тот же.
Возможно, перед нами – лучший альбом этно-музыки в нынешнем году. Предназначенный для исполнения в академических залах, где этно-музыки отчаянно не хватает. И адресованный весьма просвещенным ценителям.
Оценка: 9 из 10.
Гуру КЕН
Комментарии