Центральную часть международного фестиваля п/р Башмета в Ярославле заняли концерты с произведениями непростыми, на взыскательного слушателя.
Приехавшие на фестиваль «Солисты Москвы» выбрали Грига – Сюиту «Из времен Хольберга», Концерт Глазунова для альт-саксофона и струнного оркестра, Вариации на тему Рококо Чайковского и Вторую мессу соль мажор Шуберта. Произведения хорошо знакомые, но нечасто исполняемые.
Любопытно было проследить за трактовкой Глазунова солистом Теодором Керкехосом (Греция). Двукратный номинант Grammy, профессор Афинской консерватории Керкехос взял за эталон известное пожелание Глазунова к ровности звучания инструмента – его саксофон звучит сглаженно, без вибрато, почти сухо даже в каденциях. «Солисты Москвы» подхватили, и сложился чуткий ансамбль, показавший саксофонное произведение Глазунова в максимально академическом виде.
Еще один гость фестиваля – немецкий виолончелист Клаудио Бооркес, победитель международного конкурса в Женеве, ученик Бориса Пергаменщикова. Русская песенная лиричность Чайковского преподнесена им изящно и с долей искрящейся праздничности, прежде всего в гавоте. Щедрая на каденции и речитативные соло партия виолончели в Вариациях Бооркесом сыграна безукоризненно, и насыщена им, особенно в ре-минорной части, едва ли не романсовой проникновенностью.
Совсем иначе звучит шубертовская месса G Dur, в исполнении которой приняла участие хоровая капелла «Ярославия». В отсутствии органа всю «церковную» составляющую мессы взял на себя именно хор. И хотя силы мужских голосов ощутимо недоставало, «Солисты Москвы» во главе с Башметом деликатно сумели выстроить гармонию между струнными и хором. Переходы из колыбельной в романс, диалоги солистов и хора в Agnus Dei исполены умиротворения и нежной печальной элегичностью.
Фестиваль захватывает все больше городов Ярославской области. В этом году концерты прошли в Тутаеве, Ростове Великом, Гаврилов-Яме, Мышкине, Переславле-Залесском и Рыбинске. В переполненном зале Ростовского Кремля, например, сыграли солисты из оркестра «Новая Россия» - красивая ровная программа из Баха, Гайдна, Шуберта и Моцарта.
Из-за болезни на фестиваль не смогла приехать Наталия Гутман, и компанию мэтрам – Юрию Башмету, Виктору Третьякову и Василию Лобанову – в брамсовской программе составил ее одаренный ученик, виолончелист Александр Бузлов.
В камерном составе с фортепиано всегда исключительно важна роль пианиста: не подавить громкостью, связать все воедино, и при этом конгениально солировать. Василий Лобанов показал невероятное умение решать все эти задачи одновременно. Он был тонок, чуток и страстен разом. Трио ми-бемоль мажор (op.40), трио для альта, виолончели и фортепиано (op.114) и квартет №1 (op.25) представляют разные стороны камерного Брамса. «Мне Брамса сыграют, я вздрогну, я сдамся…» — писал Борис Пастернак. Виктор Третьяков – едва ли не лучший исполнитель Брамса, что и доказал в этот вечер. Сифоничность Брамса даже в трио и квартетах сыграна глубоко, и со скрупулезным подходом к тончайшим сменам настроений и диссонансов.
На следующий день в Мышкине брамсовская программа почти повторилась, но в другом составе – к Башмету приединились Александр Поскробко, Алексей Найденов и Ксения Башмет. Те же трио ми-бемоль и квартет №1 зазвучали еще более камерно, приглушенно, элегично. А вот Соната для альта и виолончели Глинки, напротив, оказалась сыграна Башметом сочно, эмоционально – сугубо в авторской, неоконченной, редакции. После концерта Башмет признался, что хотел привезти в любимый им волжский город Мышкин именно серьезную программу, против облегченного репертуара прошлых лет.
На концерте в Мышкине знаменитому альтисту была вручена премия издательского дома «Семь дней» за выдающиеся заслуги в области педагогики и исполнительское мастерство. А глава местной администрации преподнес Башмету дерево любви, на котором изображены нежные отношения между символом города мышью и игривой кошечкой.
Кроме того, в Ярославле состоялось очередное прослушивание во Всероссийский юношеский оркестр, который создает Башмет из одаренных юных музыкантов. Отборы в рамках «Культурной Олимпиады» идут по всей стране, а первый концерт новый оркестр даст уже в ноябре 2012 года в Сочи, опять же, в рамках «Культурной Олимпиады».
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии