«Рада и терновник» 8 апреля сыграет в обновленном составе в клубе «Гоголь», а перед этим Радислава Анчевская (она же просто Рада) рассказала, к чему эти смены составов и какое отношение она имеет к колдовству.
- Почти двадцать лет в андеграунде. Каковы ощущения? Ни одного концерта в Кремле, ни одного появления на Первом канале, но любовь многих зрителей. Что значит прожить 20 лет в российском андеграунде?
- Меняю концерт в Кремле на концерт в ЦДХ, там мне больше нравится. На Первом канале не были - упущение!
Я не думаю о том, андеграунд это или нет. Мне невероятно интересно играть концерты, писать песни, выпускать диски. Я это и делаю. На самом деле, если бы мне было интересно тусоваться и поддерживать «связи», то толку для промоушна команды было бы намного больше. Беда в том, что моя основная цель - успеть сделать то, что я хочу сделать. Я хочу делать_реальную_ музыку, не симулякр. У меня выбор - делать это или делать себе имя. Я выбрала Дело.
Со стороны это можно назвать андеграундом. Для меня же это не под землей (под землей - это когда уши и глаза засыпаны землей и нет ничего), а над землей. Немного оторвано от реальности.
Со стороны это можно назвать андеграундом
- Тебя не касается эта душная атмосфера андеграунда - зависть, нетерпимость к любому стороннему мнению, слащавые славословия в адрес «своих»?
- Ой, какая прелесть! Живут же люди интересной и насыщенной жизнью...
Зависть? Завидовать мне странно. Концерта в Кремле не было.
Я общаюсь с Анжелой Манукян («Волга»), Милой Кикиной, со своей группой, с Джоном Кукарямба, с Сашей Марченко, еще с несколькими людьми. Сижу дома, играю на гитаре под метроном, хожу на репетиции… Где эта атмосфера?
Мне иногда кто-то говорит какую-то ерунду - я отвечаю. Больше, как правило, не говорят. Возможно, все это есть, но я не хожу в эти места. Мне неинтересно. Зато меня упрекали в вампиризме и ведьмовстве. Кажется, как раз после этого я выступила на Пасхальном концерте…
- Между тем, ощущение некой ведьминской силы есть и у меня. Твоя предтеча Диаманда Галас не против признать себя ведьмой. А ты, между прочим, называешь себя ученицей Намкхая Норбу Ринпоче - Учителя Дзогчен. И обладательницей второй ступени в Системе Естесственного исцеления Микао Усуи Рэй-Ки.
- Диаманда Галас - узконаправленный демон. Я ее слушала в начале 90-х, смотрела видео. Потом поняла, как это сделано и стало неинтересно. Хотя, уважаю, ценю, но уже не слушаю.
Уж тогда не ведьминской силой надо называть, а ведовской, что ли...
Намкхай Норбу Ринпоче - это не маг, а Дзогчен это не религия, это Учение. Как жить, в смысле. Рэй-Ки - это тоже не ведьмовство. У нас как-то все время забывают о том, что японец Микао Усуи был православным священником. К счастью, у меня передача в классической традиции Усуи, без модных наворотов. В ней все очень просто. Эта простота и пугает людей.
Некая сила есть в каждом человеке - важен вектор ее приложения и сам факт осознания этой силы. В каждом из нас есть частица.
Если о музыке, то да, голос - это уже мощная сила, мощная энергия. Я показываю, что эта энергия есть, и она рядом со слушателем. То есть, можно это увидеть, ощутить и ... либо ощутить в себе тоже нечто другое, не бытовое, либо пойти пить пиво со словами «что-то меня это все грузит».
- У меня не очень укладывается все это в голове, услышав твои рассказы про Оптину пустынь и другие православные монастыри. Я не спрашиваю про вероисповедание. Скажем, Лев Толстой неоднократно бывал в Оптиной пустыни, после бесед с ним старец Амвросий с печалью отзывался о мятежном состоянии души писателя. Тебе ничего такого не говорили?
- Нет. Хотя, я много общалась с вполне «классическими» батюшками. У меня нет ни малейшего сомнения, я благодарю Б-га и за солнечную погоду, и за его мудрость. Я окрестилась в 20 лет, и с той поры у меня ни разу не было сомнения в правильности этого шага. В храмах и в святых местах мне хорошо.
Один из батюшек после концерта подошел ко мне и сказал: «Есть у тебя язычество, но у тебя это.. э... неплохо...» Я полагаю, что имелось в виду не язычество как система верований, а ощущение природы, мира, более древнее.
Но я никогда и никому не советую жить так, как живу я. Если у человека начинаются сомнения, метания - нужно просто идти в храм и молиться. Если душа что-то не вмещает, не надо пытаться искусственно в нее это что-то вместить. У каждого свой мир и свои задачи, которые определяем не мы, или не только мы. У меня основной барометр - это дела людей, как человек себя ощущает, что он делает. Если человек говорит, что он православный, но бьет жену и детей - для меня этот человек неверующий. Даже если в храм ходит все время.
Мне не очень хочется говорить об этих вещах - это немного из серии «упоминать всуе», это все же темы, на которые нужно людям говорить с батюшками, один на один или обдумывать серьезно, не спеша, иначе умственные спекуляции неизбежны.
Вообще, увы, у людей слишком часто такая гордыня начинается, стоит им хоть чуть больше узнать… Да еще и любопытство без понимания, что во многие вещи соваться им или рано или вообще не нужно. Да еще и все пытаются перелопатить в своей голове то, что услышали и узнали... Я именно поэтому перестала что-то обьяснять и про Рэй-Ки и про другие какие-то вещи. Только вред, в итоге. Песчиночность свою сразу перестают ощущать, сразу горой себя все видят.
- Спасибо за тонкий ответ на неоднозначный вопрос. Хочется спросить про идеал. Вот для меня лично многие песни «Рады и терновника» несовершенны. В том смысле, что я их слышу спетыми в многоголосии, хорами, с каким-нибудь изысканным оркестром Гринденко... Альбом «Колыбельная для кошки» (2008) с гитаристом Александром Марченко - это из области поиска идеала?
- Ох, это о больном. Я вообще слышу песни так, как они должны быть сыграны-спеты. То есть, я реально слышу музыку (песню) в голове. Иногда я могу угадать инструменты. Но я не всегда могу это сделать. Многоголосие, да... Слышала неоднократно. Ну и высокий голос - я слышала пение высокими голосами еще когда училась в Иваново. Небесное пение. Поэтому и добивалась высокого голоса, пыталась петь отстраненно, чтобы получалось как там и тогда.
«Колыбельная...» - это попытка записать чужое видение моих песен. Вариант, при котором я нисколько не вмешивалась в аранжировку, в запись. Более того, Саша рассказывал мне как лучше спеть, в смысле, чего нужно добиться в той или иной песне. Кем себя ощутить. Скажем, в песне «Отраженье во сне» надо было ощутить себя старой негритянкой, сидящей в качалке в баре и напевающей эту историю. «О Москве» - молодой Агузаровой, но более истерично, именно не спеть как Агузарова, а представить себя ею. Ну там много такого радостного было… Саша - театральный режиссер.
А если честно, я с Сашей записала давно еще на «Саламандре» романс «Обманы», и с той поры хотела записать с ним акустическую пластинку. Марченко - это гитарист, слушая которого, я ощущаю какое-то щемящее чувство несовершенства и красоты мира. Это красиво и печально.
- А в голове эта небесная музыка появляется в аранжированном виде? Или как солирующая мелодия, или как атмосфера?
- Нет, не как атмосфера. Это или четкая мелодия с размытым обрамлением, или музыка (в смысле, аранжированная, если можно так сказать). В «ивановский период были только высокие голоса с солирующими партиями, с многоголосием. Но прислушиваться нельзя, должно слышаться на окраине сознания. Если остановиться и напрячься - пропадает. А на репетициях я могу начать петь песню, группа играет, и я отчетливо слышу дополнительные партии - многоголосие, виолончели, что-то еще. Звучат дополнения. Или могу дома петь песню под гитару, на окраине мозга начинает звучать музыка, инструменты.
Но это не то, чтобы всегда, не каждый раз. То есть, как будто оно где-то все лежит и начинает стыковаться и вылезает из пространства. Извините за путаность изложения.
- Психоделическая музыка в России еще имеет шансы на взлет, или это сейчас крепкий архаичный сегмент «на любителя»?
- Имеет. Мир немного сходит с ума, и крепкие веселые песни могут оказаться неуместны. Опять же, мне кажется, что сейчас рушится некая система ценностей, построенная на карьере, кредитах, банках. Самое время обратиться к психоделической музыке. Странно, что нет (или я не знаю) синтеза электронной музыки и психоделической. Такой эмбиент с психоделической гитарой, например. Думаю, есть, просто я не знаю...
- А что думаешь про русский фолк? «Мельница» собрала «Олимпийский»…
- Ну и хорошо! Я думаю, что сейчас у нас будет двигание национальной идеи, типа сверху. Потому что, когда тяжелые времена, обостряется идеология, и надо искать врагов и двигать национальную идею. Поэтому грядут официозные фолк-фестивали! Что неплохо.
- Все знают, что Рада - кошатница. Что за кошка сейчас у тебя?
- Кошка по имени Кошка вот прямо сейчас сидит у меня на коленях. Когда я сижу за компьютером, она обычно на коленях. Она маленькая, черная, с белой грудкой, в белых носочках и с двумя белыми усами с одной стороны. Про нее все мои друзья знают, и друг друга ею пугают. Ее нельзя гладить, когда она этого не хочет. Обычно она этого не хочет. Ей хорошо на теплых коленках, но это же не означает, что ее нужно трогать руками. Может цапнуть.
Кошка Кошка была давным-давно найдена в подьезде Марины Алексеевны Кикиной еще на Курской. Из подвала доносился страшный хриплый крик, я полезла по вниз, в темный подвал. Крик был из-под ноги, но никого не было видно. Я стала руками ощупывать пол и наткнулась на крохотного котенка, замотанного в пыль и паутину, который и орал так хрипло и мощно. Ну и забрала домой.
Анчевский, увидев котенка, тогда помещавшегося у меня на ладони и пролезавшего в мой браслет, мрачно сказал: «Не прокормим».
Денег и правда не было вообще. Поэтому молоко моя кошка впервые пила года в три - я вымазала молоком ее физиономию, и она с ошалевшими глазами начала его лакать из блюдца. На улице она с той поры не была. Я попыталась ее выгулять, когда она чуть подросла, взяла на руки и попыталась вынести из квартиры. Ну и она мне разодрала плечо. И так несколько раз. Ну, нет у нее светлых воспоминаний о том, что за пределами дома! Даже в окно почти не смотрит. Зато это наш домовой и хозяйка - ругается, когда гости слишком громко разговаривают, встречает и провожает. Мяукает, если я не сразу иду открывать дверь гостям и пр. Всегда рядом. За всем следит.
Кошки у меня всегда были, с детства. Я не могу без кошки в доме. Больше барышень люблю - они эмоциональней.
- Ну и не могу не спросить про нынешнее состояние «Рады и терновника». Почти полная смена состава? Или возвращение к корням?
- Вообще, по энергетике и настрою музыкантов - это ближе всего к ранним составам, периода Печальных звуков и Холодных времен. Та же яркость красок, драйв, гитарные соло, та самая психоделия. Грэйтфул Дед и Йес!
Все настолько ярко, очень интересно репетировать - там получаются переходы от хард-рока к арт-року и неожиданно получается по настроению что-то ближе к «Графике», например.
Всем очень интересно работать, играть друг с другом (тьфу-тьфу чтоб не сглазить).
Вообще, когда на репетиции все время хочется сыграть еще и эту вот песню или повторить ту или иную вещь, когда басист с гитаристом начинают переглядываться, а ритм-секция неожиданно улетает в какую-то странную игру с ритмом - это прекрасно. Клавишник Федор Амиров - реально крышесносный. От тревожных урбанистических звуков к красивому проигрышу как бы на рояле в «Ты будешь танцевать». Клавишник-пианист - это отлично! Человек играет разрозненные партии, а потом легко выдает практически небольшую пьесу. При этом не переигрывает, где-то просто создает настроение, где-то может сыграть шарманку. И поет горловым пением.
По внутреннему ощущению мне кажется, что это просто начало истории. Как будто просто собрался с нуля коллектив, и даже странно, что он называется так же, как и прежний. Новая моя кошачья жизнь…
- У нас широкая публика любит «мотивчик». Там, на небесах, наверняка есть все, в том числе и красивые мелодичные мотивчики. Может быть, мы дождемся милой шутки гения? Песню с «мотивчиком», наперекор всем закоснелым стереотипам про «Раду и терновник»?
- Так есть в «Между домов» (с альбома «Книга о жестокости женщин») мотивчик; есть «Опоздали наши лекари», «Не назову тебя по имени». Просто оно все теряется - у меня много очень песен…
Сейчас есть «На кончике спички страна» - такая боссанова. Или есть почти классический романс «Обманы» (даже про любовь!). Но нужен не только мотивчик (к вопросу о широкой публике), но и запоминающийся простой текст с рефреном. Ну и аранжировка соответствующая, и звук соответствующий.
Беда в том, что мы сделали очень много песен, альбомов, много материала. У меня даже сайт перегружен материалом, а ведь там далеко не все представлено.
- Когда можно услышать новый состав?
- В октябре прошлого года на фестивале «Камень» я познакомилась с барабанщиком Димой Синельниковым и пианистом Федором Амировым. Таким образом, благодаря Дамо Судзуки и Андрею Сучилину, состоится наш совместный концерт . Еще один виновник нашей встречи - Александр «Фагот» Александров, на его дне рождения в клубе «Дом» я познакомилась с Анной Чекасиной - скрипачкой, певицей, композитором и просто красивой девушкой.
Все мы соберемся 8 апреля в клубе Гоголь в Столешниковом переулке, 11. Концерт начнется в 20.00. А 10 апреля будем играть акустику на Старом Арбате в клубе Doolin House, там столики, небольшой зал... В акустике с нами играет волшебник Джон Кукарямба - он поет разными голосами и извлекает звуки из удивительных инструментов. Начнем играть тоже в 20.00, ну... в 20.30...
Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Комментарии