Можно до хрипоты спорить, насколько нынче времена попсовые, но неформатные концерты все чаще переносятся на площадки камерные, не подверженные по определению духу коммерции. В чистом виде такой подход предполагает организацию именно квартирного домашнего концерта, что и происходит повсеместно. Guruken.Ru уже писал о московских квартирниках «Бостонского чаепития» и «Сплина», в Питере тоже участились подобные концерты.
Музыканты имеют возможность играть совершенно невообразимые экспериментальные программы, слушатели – послушать своих любимых музыкантов в непосредственном контакте с ними. Важнее, конечно, свобода для музыканта. Можно играть новые, необкатанные на широкой публике, песни. Можно остановить музицирование и просто поговорить. Можно позволить себе непривычные аранжировки и неформатную лексику, в конце концов.
Проект «Коллеги» затеян как литературные чтения фронтмена «Аукцыона» Олега Гаркуши под аккомпанемент солидных уважаемых музыкантов – тубиста Михаила Коловского и саксофониста Сергея Летова. Впрочем, экспансивный Гаркуша непременно отрывается то и дело от чтения и начинает подстукивать и подсвистывать своим визави.
Стихи Гаркуши пропитаны литературным абсурдизмом и теплым наивом. Такой букет не может быть не очаровательным, и лукаво оглядывающий свою публику Гаркуша это прекрасно знает. Он играет на этом наиве, он говорит в своих стихах «Я тебя люблю» в самых невероятных ситуациях, и придумывает эти ситуации как бы нарочно для того, чтобы разрядить сгустившийся абсурд коротким «Люблю».
Когда понимаешь лукавый мессидж любимого аукцыоновского шоумена, становится интересно следить за фейерверком эмоций шагаловско-хармсовских героев стихов. Их маленькие страсти, их короткая память, их банальные истины... Гаркуша отстраняет микро-героев от себя и беспрестанно сравнивает с каким-то глобальным императивом. Смысл жизни, любовь, смерть. Смех рождается в сопоставлении. И смех рождается.
Роль музыканта в таком перформансе двойственна. И тексту не навредить, и самому получить удовольствие от взаимодействия с текстом. Гениальный Сергей Летов так и делает. Он находит короткую четырехтактовую формулу настроения гаркушинского стиха, и ведет ее с Коловским, и окружает массой завитушек и подтекстов.
Текст выигрывает наверняка. Текст получает не энергетическую подпитку (она у Гаркуши без того в избытке), но контекст. Как фон на картинах Шагала. И этот контекст играет в свои игры разума с текстом. Хрип саксофона отзывается на согласных текста, рев тубы мотивирует ход мыслей лирического героя стиха.
А то и вовсе сидят все трое, и свистят в оглушительные свиристящие, закладывающие уши, свистелки. И очень весело.
Гуру КЕН, Guruken.Ru
Комментарии