Лидер \'Ва-банка\' исполнит песни из репертуара Александра Вертинского, Вадима Козина и Леонида Утесова.

Начало в 19.00.
Справки и аккредитация по тел.: 792-3746 (Тимофей Сахно).
Для напоминания, что представляет собой эта сторона творчества Скляра, приводим его интервью "МК" в 2002 году. В нем Скляр очень подробно рассказывает, каким образом он пришел к Вертинскому.
- Правда, что в один день с Вертинским - 21 марта - родились и Утесов, и
еще один печальный шансонье Вадим Козин, и Мусоргский?..
- И еще Бах. И
это не случайно. В этом, конечно, есть тайный знак. Когда как минимум пять
великих музыкантов объединены одной датой... Ну величины-то, прямо скажем,
разные: при всем уважении к Леониду Осиповичу поставить его рядышком с Иоганом
Себастьяновичем нельзя. Но, думаю, Утесову было приятно сознавать, что он
родился в один день с Бахом. Такие "фишки" нас всегда по жизни греют...
-
Сань, а ты с кем из великих в один день родился? Меня вот угораздило - в один
день с батянькой Шевчуком, как ни неприятно...
- Не знаю, 7 марта (мой
день рождения) ни на кого из нормальных людей, кажется, пока не попадал. Ну
хорошо хоть я тоже - мартовский. И - Рыба. Хотя Вертинский и Бах - на излете уже
Рыбы, а я - так в самой середине. Хотя, может, это ничего и не значит.
-
Вот был ты, значит, известным экстремальным музыкантом, отчасти даже - гуру
альтернативного рока в этой стране. Вел просветительские радиопрограммы, затеял
фестиваль "Учитесь плавать". И вот такой поворот сюжета - песни
Вертинского...
- У любого артиста есть как минимум две стороны:
внешняя и изнаночная. И чем правильнее артист, тем меньше его интересует
внешнее. Мне вот важны лишь мои внутренние изыскания. Я начинал много-много лет
назад, еще задолго до "Ва-Банка", как совершенно романтический поэт. И
"Ва-Банкъ", кстати, тоже начинался с романтической идеи, но она прервалась,
поскольку первый состав группы ушел служить в армию. А те новые люди, что
пришли, уже не хотели продолжать романтическую "телегу". У новых парней любимой
креатурой были Сид Вишез, Нина Хаген, "Раймонз". А у меня в любимых героях
значились - Вертинский, Утесов, Козин, Лещенко (не Лев, конечно, Петр), а также
Алеша Димитриевич (романтические исполнители начала XX века. - К.Д.). Ну
и немножко Высоцкого. Но я пошел новым музыкантам навстречу, поскольку не хотел,
чтоб группа вообще умерла. И мы начали играть жесткую музыку, более
ориентированную на панк. Потом - много поездили по Европе (туры "Красная волна",
инспирированные западным интересом к советскому року стараниями чудаков вроде
Джоанны Стингрэй. - К.Д.), увидели, во что превратился в начале 90-х
европейский панк. И такую же хард-корообразную "телегу" привезли сюда из тех
странствий. Из этой "телеги" и возник хард-кор-диск "Так надо!" - единственный
жесткий - от и до - альбом, который я за все 15 лет существования "Ва-Банка"
записал.
- Я правильно уловила: сначала-таки был Вертинский, а увлечение
роком, получается, вторично?
- Ну уж точно не первично. Ну раз уж мы
впряглись однажды с "Ва-Банком" в эту "телегу"! В рок-н-ролле я получаю одни
ощущения, в песнях Вертинского - другой взгляд на мир, на себя... По-моему,
человек, занимающийся чем-то одним, очень сильно себя обедняет. Он смотрит
только в одну сторону горизонта.
- А как же тезисы о жизненном успехе
цельных людей?
- А именно это и является цельностью: смотреть в разные
стороны горизонта. А вот смотреть в одну сторону - является ущербностью.
- "Ва-Банкъ" сейчас, кстати, тоже заметно смягчился. Из-за влияния
романтического шансона или поскольку время альтернативной музыки в этой
стране...
- Не пришло. Не ПРОШЛО, а НЕ ПРИШЛО. И я не уверен: придет ли
вообще. Страна совершенно повернута на том, что называется "русский рок".
Попытаешься разобрать этот феномен - станет ясно: "русский рок" - это бардовская
песня под гитару. Все песни Шевчука можно сыграть под акустику, все песни
"Сплина" и "Би-2", кого хочешь возьми... Альтернативная музыка - принципиально
другое. Попробуй под бардовскую гитару сыграть "ТекилуДжаззз" - ничего не
получится. То же самое с "I.F.K.", с "Ва-Банком". Потому что мы - не русский
рок. Мы - более сложное явление в музыкальном смысле. Но 99 процентов населения
помешано на русском роке. До тех пор пока сознание этой страны будет находиться
на уровне бардовской песни - альтернативная музыка обречена.
- А
Вертинский играется на бардовской гитаре?
- Запросто. Вертинский -
отчасти тоже русский рок, ну - его предтеча в наиболее
романтически-эстетической, так сказать, утонченной части. Весь Вертинский
играется на трех-четырех аккордах, элементарно раскладывается для акустической
гитары. Другое дело - он сам гитару никогда не использовал, под фортепиано в
основном выступал.
Туманность, загадочность, миф
- Так почему же все-таки "русскороковый" Вертинский так затронул
"альтернативного" Скляра?
- Есть здесь некая энигма, загадка великого,
трагического, так и не понятого Артиста. Я обожаю такие загадки, которые
возможно попробовать разрешить своим прикосновением. Но разрешить - только для
себя. Я очень люблю непроявленных, не до конца раскрытых личностей. У
Вертинского - очень много непонятного. И главное - больше уже никто таких песен
не напишет. Дело не в таланте, а в ушедшей эпохе. Никто сейчас не напишет роман
"Остров сокровищ". Никто не споет, как Вертинский:
Звенят, гудят
джаз-баны.
И злые обезьяны
Мне скалят искалеченные рты!
А я - кривой и
пьяный,
Зову их в океаны,
И сыплю им в шампанское
цветы!
Поскольку ушло нежнейшее, тончайшее соприкосновение с той
действительностью. Но тем интереснее пытаться в нее окунуться.
- А не
страшно было за эдакую фигуру браться?
- А в чем может быть
страх?
- У вас слишком разная эстетика, физическая "фактура"! Вертинский -
рафинированный, наложивший грим декадант с андрогинными замашками! Скляр -
гораздо более брутальный парень! Конечно, я видела, что для концертов ты
специально маникюришь ногти и надеваешь вместе с фраком пару огромных серебряных
перстней! Но...
- Не сохранились ведь никакие съемки, кроме крошечных
отрывочков его подготовки к выступлениям... Все, что мы знаем о Вертинском,
известно лишь со слов других людей или по затертым фотографиям. Никто не знает
точно, как он выглядел на сцене и что делал, - как же это возможно повторить?
Можно только интерпретировать через себя. Я прочитал книжку Вертинского "Дорогой
длинною" - его собственные мысли о себе. Плюс воспоминания каких-то людей. И
сами песни. Больше о Вертинском - никакой информации. Его наследники
молчат
как рыбы, очень хоронят его тайну. Поэтому все, что мы думаем о Вертинском, -
лишь наши домыслы. Нетронутый, загадочный миф, который не может не привлекать.
Самую яркую часть своей жизни Вертинский провел в эмиграции, в Париже, в Шанхае.
Он даже в Голливуде был, но довольно быстро все там распознал и понял, что его
высосут и сразу выкинут. Большому артисту крайне опасно зависнуть в Голливуде,
поэтому Вертинский благоразумно ретировался, хотя была возможность
кинокарьеры.
- Кажется, Западу фигура Вертинского интересна и знакома
гораздо лучше, чем исторической родине-то? В 50-х годах, еще при его жизни, его
"декаданс"-альбомы издавались в Европе миллионными тиражами, а здесь продавались
на базарах из-под полы... И сейчас вон по каналу "Дискавери" показывают целые
телеэпопеи об этой жизни...
- Вертинский - явление, конечно, не
российского масштаба. Он - великий артист ХХ века. Не российский, а вообще -
Артист. Хотя он почти ничего не пел на иностранном. Он записывался на Западе с
несколькими оркестрами, но пел при этом на русском, поскольку считал, что это
единственный язык, на котором можно выразить свои чувства и мысли. У Вертинского
были поклонники в самых широких кругах людей, интересующихся искусством: от особ
королевской крови до величайших артистов ХХ века - Марлен Дитрих, Жана Габена...
Вертинский был частью европейской богемы.
- И его, кстати, записывают в
эдакий шаблон богемности! "Говорят, что вы в притонах по ночам поете танго"...
Заломанные кисти рук, кокаиновый туман... Ты вот исполняешь песни Вертинского
ведь в исключительно богатых местах: на открытиях салонов дизайнерской мебели и
ювелирных бутиков; в очень дорогих, камерных ресторанах, перед десятком жующих
буржуа! Большинство этих "новорусских" даже не знают, кто это -
Вертинский!
- Вполне вероятно...
- Когда Вертинский вернулся из
эмиграции, из Шанхая, заманенный посулами советского правительства, и начал в
50-х играть по всяким пырловкам - он, видимо, задыхался от пустого выражения лиц
этой публики, от неадекватки... Тебя неадекватка звенящих вилками не
ломает?
- Если у тебя нет переизбытка предложений - ты не будешь особо
разбираться, где тебе выступать. Важно получить вовремя объявленный гонорар, и
чтоб аудитория внешне не выражала своего хамского отношения. А
благотворительного Вертинского я играть не буду, потому что он слишком много
забирает у меня энергии.
Абсолютный декаданс
- С "Ва-Банком" вы тоже начали делать по клубам сложный перфоманс:
вешается экран, на нем крутится всяческая видеонарезка, ты под нее читаешь куски
различных литературных текстов, затем - звучат песни...
- Так все и
называется - "Нарезка". Захотелось синтезировать жанры: кино, музыку,
литературу. Я - совершенно литературный человек. Книга - мой главный друг и
советчик (помимо музыки).
- А что за тексты ты выбираешь?
-
Довольно маргинальные. Ерофеев, Сорокин, Генри Миллер, Мамлеев, Евгения
Дебрянская, Хантер Си Томпсон... Такого типа тексты. А видеоэпизоды берем из
разных фильмов - и андеграундных, и коммерческих. Но непременно резкого,
драстического содержания. Чтобы возникло ощущение неспокойствия, нестабильности.
Чтобы расшевелить публику.
- Тебе не кажется, что публика сейчас проявляет
массовый интерес к русской культуре, так сказать? Хоть и иронически это
смотрится, но "окультуриваться" стали массы благодаря эпопее с Акуниным,
популярной беллетристике в духе XIX века. На премьеры в театры, опять же,
ломятся; пластиночки с романсами (в исполнении, впрочем, русских рокеров)
прикупают...
- Это обрывочные и непонятные ощущения толпы. Которая не
знает, куда ей сунуться, чтобы получить новую порцию удовольствия. Никакого
возврата к русской культуре не происходит. Толпа живет в огромном мегаполисе
(если речь вести о Москве), ей хочется хлеба и зрелищ, ей не хочется сидеть дома
и углубленно читать правильную книжечку. Ей нужно выйти и за заработанные
тяжелым недельным трудом деньги получить свою долю удовольствия. И мы все
вписаны в этот контекст как музыканты. Все, без исключения.
- Ты имеешь в
виду: и Земфира, и Вертинский, и Юрий, допустим, Башмет?
- Пускай НИКТО
не обольщается, думая, что он делает здесь искусство. Все обслуживают
исключительно тягу публики к развлечениям, все - сугубо обслуживающая креатура.
Культура во всем мире - в абсолютном упадке. Все поставлено на поток: деньги -
товар - деньги. И если лично ты эту схему не приемлешь - это твое, сугубо личное
дело. Все равно на тебя приходят, как на обезьяну. На любого (по степени
таланта. - К.Д.) тебя. Об искусстве надо забыть навсегда. Никакого больше
ренессанса, никаких сантиментов... Все закончилось в этом мире.
- Стоп,
стоп. Как же так жить - без надежды, без веры? Чего ждать?
- Ничего.
Каждый готовится к своей смерти. Это - нормально. Кто-то лучше это осознает,
кто-то хуже.
- Но сто, двести лет назад искусство было живо?
-
Скажем так: двести лет назад оно было более живо, чем сейчас.
- Но природа
человека неизменна. И двести лет назад толпа жаждала зрелищ. Но почему же тогда
все было живо, а нынче - никакой надежды на ренессанс? Несостыковочки в твоей
упаднической философии!
- Я могу подвести под это теоретическую базу, но
неохота. Я массами воспринимаюсь как артист. Востребован, зарабатываю этим на
жизнь - ну и ладно. А чего творится у меня в душе - на фиг кому-то это
знать!
Комментарии