22 и 23 февраля в Кремлевском дворце съездов группа «Любэ» отпраздновала свое 20-летие и выход нового альбома «Свои».
20 лет назад «Любэ» начиналась как сугубо продюсерский проект. Под идею душевного, патриотически настроенного «пацана» был взят отличный вокалист Николай Расторгуев, засветившийся до этого в ВИА «Лейся, песня», и скучавший к 1989 году в роли бас-гитариста в топовом тогда «Рондо».
Собрание жрецов в составе композитора и продюсера Игоря Матвиенко, владельца самой крупной студии того времени «Звук» Андрея Лукинова, поэта Александра Шаганова и точно попавшего в образ «хорошего» люберецкого пацана Николая Расторгуева родило самый успешный продюсерский проект в истории российского шоу-бизнеса.
Конечно, с тех пор многое изменилось. Тематика пацанства ушла из темы «Любэ» навсегда, заменившись лиричной гражданственностью без пафоса. Разнообразные воинские соединения признавали песни «Любэ» своими гимнами. Расторгуев снял с себя военную форму, и прирос к дорогому костюму, обязательно без галстука. Матвиенко и Шаганов раз в два года выпускают новый альбом группы, из которых как минимум треть песен становится общенациональными хитами.
Расторгуев снял с себя военную форму, и прирос к дорогому костюму, обязательно без галстука
И вот два вечера в почти полном, несмотря на кризис, Кремле.
«А заря»…
- Мне не верится, что прошло 20 лет! – поеживается в просторном воротнике рубахи Расторгуев. – Это было так недавно – 1989 год, начало отпетых 90-х…
По залу идет шорох воспоминаний, - не заставших тех «отпетые» времена по возрасту в партере Кремля просто нет.
Песней «А заря» открывается и закрывается альбом «Свои». Конечно, «Любэ» не будет играть все песни из этого альбома, тем более подряд, - слишком много в истории группы песен, которые надо уместить в трехчасовой концерт. А ведь еще гости… И ведь надо непременно спеть…
… «Батька Махно»…
.... «Клетки»…
- Тут передо мной стоит пюпитр. Там не ноты, ноты я помню. А вот тексты – не очень, - честно признается Расторгуев, и обводит смущенным взглядом зал.
В зале – понимающие аплодисменты. Сейчас Матвиенко такие песни больше не пишет, - скоростной речитатив не к лицу образу, а тогда, в лихие 90-е, все понимали, что за клетки и на чьих штанах имелись эти клетки.
- Тут передо мной стоит пюпитр. Там не ноты, ноты я помню. А вот тексты – не очень, - честно признается Расторгуев
… «Дуся-агрегат»…
Это уже первый гость, Сергей Мазаев с «Моральным кодексом», и его зубодробительный рок-н-ролл.
- Мы считаем, что «Любэ» - рок-группа, потому что у них явно выраженная гражданская позиция.
Сергей Мазаев явно чувствует удовольствие от упругого риффа «Дуси».
- Песня из первого альбома, - комментирует тут же Расторгуев. – И она действительно такая роковая. Поэтому – «Моральный кодекс».
- Песня из первого альбома, - комментирует тут же Расторгуев. – И она действительно такая роковая. Поэтому – «Моральный кодекс»
- Молодец! – удивленно говорит Расторгуев после окончания песни. – Хочется даже объявить антракт!
И действительно, «Моральный кодекс» на удивление точно попал в энергетику.
… «Трамвай-пятерочка»…
… «Ясный сокол»…
… «Не валяй дурака, Америка»…
… «Старый барин»…
«Старого барина» поет еще один гость – Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня». Они стараются.
«Старого барина» поет еще один гость – Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня»
… «Главное, что есть ты у меня»…
Звук превосходно отстроен, музыканты «Любэ» профессиональны до самой последней ноты, но иногда Николай вынужден пользоваться плейбэком. Чаще всего это связано с очень высокими нотами, которые трудно вытянуть в длинном концерте, или с непростыми электронными аранжировками.
На сцене - огромные буквы названия группы перед видеоэкраном на всю ширину сцены
… «Верка»… (премьера)
… «Дорога»…
- Теперь не для телевидения. Мы хотим отдохнуть немного, покурить… Сделаем антракт, если вы не против.
Публика, в числе которой телеведущие Юрий Николаев и Леонид Якубович, медийные бонзы Юрий Аксюта и Александр Полесицкий, - не против.
… «Конь»…
… «По высокой траве»
Во втором отделении к «Любэ» присоединяется Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России под руководством народного артиста РСФСР генерал-майор Виктор Елисеева и два ветерана подразделения «Альфа» Геннадий Соколов и Алексей Филатов. Молодецкие восклицания и чистые многоголосия, как всегда, к лицу «Любэ».
… «Опера»..
… «Ребята с нашего двора»…
… «Самоволочка»…
Про «Самоволочку» поет группа «Фабрика», еще один продюсерский проект Матвиенко и Лукинова. Получается у них очень наивно, и невероятно похоже на конкурс караоке.
Про «Самоволочку» поет группа «Фабрика», еще один продюсерский проект Матвиенко и Лукинова
… «От Волги до Енисея»…
После раскатистой «Рассеи» Расторгуев улыбается своему гитаристу:
- А теперь романсик, Лешенька!
… «Позови меня»…
… «Березы»… (под оркестровую минусовку)
… «Давай за…»
Любопытно, что на видеоэкране, который все время демонстрировал приличествующие ситуации березки и речушки, в этот момент показывается знаменитый проход по пустынной Красной площади (удивительно чистой, несмотря на идущий снежок) Путина и Медведева. Они идут долго. Куда они идут? Все помнят, что они идут на концерт.
Ирония в том, что под очень долго идущих по «зачищенной» площади вождей «Любэ» поет про то, что «Нас убивают, Но мы выживаем, И снова в атаку Себя мы бросаем».
… «Адмирал»…
… «Анна»…
Эти две песни звучат вместе с еще одной воспитанницей ПЦ Матвиенко Викторией Дайнеко. Первая песня хорошо известна по одноименному фильму Первого канала, Расторгуев несколько раз благодарит Эрнста, а в зале его внимательно выслушивает Юрий Аксюта.
Вторая песня – сольная для Виктории. Она поет ее грамотно, блистает превосходным вокалом, но вот артистизма ей стоит подзанять. Вика забывает эффектно закончить песню – хотя бы жестом – и неловкую тишину в зале, который ждет окончания песни, которая уже закончилась, юной певице приходится разбить признаниями в любви к старшим товарищам. Николай спешно выходит, и разруливает неловкость, прося зрителей поаплодировать Дайнеко еще раз.
Заодно он представляет музыкантов. Гитарист Алексей Перегуда специально приехал из Америки, где он сейчас проживает, ради этого концерта.
Выходит и радостно сияющий Игорь Матвиенко:
- Мне тоже не верится, что прошло 20 лет. Я уже лысый, Николай уже не лохматый. Как будто вчера мы сели и придумали «Любэ»…
- Мне тоже не верится, что прошло 20 лет.
… «Туманы»…
… «Ты неси меня, река»…
В такой день Матвиенко можно и пошалить. Он идет в ряды бэк-вокалистов. Расторгуев просит звукооператора сделать Игорю микрофон погромче, чтобы слышнее было. Конечно, Матвиенко вовсе не поражает своим вокалом, рядом с профессионалами поет он скверно, но на 20-летие можно все. Матвиенко поет за Людмилу Зыкину, именно в дуэте с ней песня прозвучала. Зал улыбается, музыканты улыбаются – праздник есть праздник.
- Ну и, конечно, мы не можем обойтись в этот день без песни…
… «Комбат»…
- Ну и такая зарисовочка на дорогу, - заканчивает концерт Николай Расторгуев.
Все ждут песни «Атас», ведь именно ее просили из зала на протяжении всего концерта, и сам Расторгуев обещал спеть ее, поскольку «всему свое время». Но совершенно неожиданно звучит вовсе не «Атас», а…
… «Если»
Зрители не верят даже тогда, когда в зале зажигается свет. Но музыканты уходят со сцены.
На свое 20-летие они не стали петь «Атас».
1 марта на Первом канале вся страна сможет увидеть, как это случилось.
Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд
Еще фото:
Любэ
Любэ
Любэ
Комментарии