Клуб «Б1 Максимум» продолжает привозить в Москву артистов самого высокого статуса. Manic Street Preachers уже выпали из обоймы самых топовых групп Великобритании, однако 90-е дали им такой заряд любви тинейджеров, что хватает и поныне. Маниакальные уличные проповедники появились в 1986 году под названием Betty Blue в бедном шахтерском городке Блэквуд на юге Уэльса. Угольная пыль, забастовки, черные от копоти пролетарии…
Все это наложило неизгладимый отпечаток на творчество музыкантов, особенно в самом начале их пути. Постпанковые композиции с налетом модного тогда гранжа и ярким глэм-роковым имиджем буквально кричали о социальной несправедливости.
Они покрывали матюганами саму королеву и всех вместе взятых министров, требовали революции или как минимум ухода со сцены всех прошлых героев.
Все это выглядело свежо, дерзко и… продаваемо.
Вчера и сегодня
Идеолог группы Ричи Эвардс прославился после того, как во время интервью в качестве доказательства искренности своей «идеологии» вырезал лезвием на руке надпись «4 Real» («Все по-настоящему»).
Истекающие кровью революционеры тут же стали модными, подписали контракт с мейджором Sony Columbia и стали отлично продаваться. А сам Ричи вскоре последовал своему максималистскому постулату «Выпусти гениальный альбом и исчезни».
Он исчез 1 февраля 1995 года во время записи саундтрека к фильму «Судья Дредд» и прямо перед большим американским турне. Нашли его автомобиль, но до сих пор не найдено тело.
С тех пор группа не раз становилась обладателем Brit Awards и Ivor Novellos за лучший альбом и как лучшая группа, побеждала в чартах, ставила рекорды по кассовым сборам, выступала на крупнейших фестивалях мира.
Недавно журнал NME удостоил их титула Godlike Genius («богоподобные гении»).
Но в том виде, в котором Manic Street Preachers приехали теперь в Москву, они страшно далеки от тех идей, с которых начинали. Вокалист Джеймс Дин Брэдфилд превратился в довольно упитанного мужчину с аккуратным пивным пузиком и круглыми щечками.
Старые «политические» песни в его исполнении выглядят как минимум странно.
Фрикоподобный басист и автор текстов Ники Вайр (отчего-то похожий на нашего Сергея Пенкина) по-прежнему высоко прыгает. Но никаких других явных эмоций не проявляет и почти весь концерт стоит с закрытыми глазами. Иногда, впрочем, он отпивает немного шампанского и «полирует» его пивком.
В последние годы группа играет вполне приличный мелодический поп-рок, хотя вот-вот грозится выпустить нечто в духе The Holy Bible (1994), самого концептуального своего альбома.
Возможно, величайшими мелодистами всех времен и народов их не назовешь, но к ершистым текстам, одобренным самим Фиделем Кастро, их мелодии цепляются намертво и в память слушателей врезаются надолго.
Best глазами маньяков
Последний альбом у Manic Street Preachers выходил в прошлом году, но в московском сет-листе – лишь три песни из Send Away The Tigers (2007), записанного с помощью вокалистки The Cardigans Нины Перссон.
Ничего из будущего альбома, который, по слухам, записывается понемногу. Скорее, музыканты постарались сыграть некий The Best, весьма причудливым образом подобранный.
Ни одной песни из The Holy Bible в почти заполненном клубе так и не прозвучало, к немалому разочарованию фанатов. Зато хватает известных синглов и поп-шлягеров в духе Your Love Alone Is Not Enough.
Сыграны сразу два (!) кавера – Pennyroyal Tea из Nirvana (тут сразу вспомнились все ранние уничижительные заявления музыкантов про гранж) и Umbrella недавно посетившей Москву поп-звезды Рианны.
Между песнями Джеймс устало сыплет многократно проговоренными сентенциями о том, что он прилетел с другой планеты, перемежая их настолько же привычными факами.
Но дело свое Джеймс знает. Поет чисто, звонко и без труда переходит в фальцет там, где нужно. Ни одного петуха.
В зале оказалось немалое количество фанатов Manic Street Preachers, во все горло распевающих песни группы. Несколько раз Джеймс направляет свой микрофон публике и та поет вместо него. В зале очень уместно появляется валлийский флаг, но музыканты не делают ни одного жеста в его адрес.
Вообще Manic Street Preachers выглядит весьма непривычно по сравнению со своими выступлениями на фестивалях. Музыканты кажутся несколько уставшими и словно отрабатывающими свой гонорар. Никаких импровизаций, устоявшийся сет-лист (пятью днями ранее они отыграли его в Латвии), и совсем никакого шоу.
Однако саунд у группы весьма плотный, и драйв со сцены льется вполне ощутимый. Согласно законам поп-рока, фузз на гитаре Джеймса включается только на соло.
И кажется, что сам Джеймс предпочитает петь то, что помелодичнее и полегче. И необходимость фальцета, который не вяжется с его нынешним обликом, тоже спорна. Без старых песен не обойтись.
Революционер стал буржуа, но зрители ждут привычного проповедничества. Поэтому в Motown Junk приходится кричать им надрывно: «We live in urban hell, we destroy rock and roll!» – и ждать ответного взрыва эмоций. Взрыв будет.
Особенно тепло зрители воспринимают балладу The Everlasting в сольной акустике Джеймса Брэдфилда, тут опять хоровое пение. Но и любимую многими A Design For Life поют хором.
Завершается короткий, час двадцать, концерт всенародным хитом If You Tolerate. На бис музыканты так и не выходят, хотя поклонники едва ли не полчаса стоят у сцены, скандируя имена Джеймса и Ники.
Уже после концерта на упреки своих поклонников Manic Street Preachers отвечают, что обязательно в скором времени приедут в Россию еще раз.
Получился не самый лучший в карьере Manic Street Preachers концерт. Надо исправляться.
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, photoPaparazzi.ru
Комментарии