Максим ПОЛУБОЯРИНОВ: `Я снимал МАКАРЕВИЧА и ЛИНДУ, `АЛИСУ` и МЕЛАДЗЕ. Мне интересны личности`

Всего на выставке в развлекательном комплексе `Молодая гвардия` разместилось почти два десятка эффектных фотопостеров. На них – фото Линды, Дмитрия Ревякина из `Калинова моста` и других известных и неизвестных широкой публике моделей в необычном расписанном виде. Боди-арт в фотографии – тема обширная. Фотограф отобрал именно те фотографии, которые соответствуют замыслу выставки и интригуют необычными графическими решениями. Например, обнаженная девушка в росписи фотографа превращается в большую улыбку клоуна, а Линда – в свадебную фотографию завешенной золотом дочери какого-нибудь африканского царька.

Guruken.ru - А вам, как фотографу, не мешают яркие интерьеры стен клуба, на которых висят ваши фотографии?

М. Полубояринов – Есть свой диссонанс в этом контрасте, и на этом диссонансе работы проявляют свои лучшие стороны, как мне кажется.

Guruken.ru - Тема задана как боди-арт. Почему?

М. Полубояринов – Здесь объединены работы именно на эту тему. Я всю жизнь работал в области рекламы. И я не люблю придумывать некие концепции, к которым за уши притянуты какие-то работы. Мне не важно, как называется та или иная вещь. Древние художники раньше даже не называли никак свои работы, это зрители позднее присваивали им названия. И я не даю своим фотографиям никаких названий, за редким исключением. Мне важнее то, чтобы работа говорила зрителю сама за себя.

Guruken.ru - Вы рождаете образ будущего фото как идею, или сами объекты дают какие-то идеи для будущей фотографии?

М. Полубояринов – Это набор моих снов. Это непонятная вещь, они рождаются как-то в голове. Большинство этих работ придумал Василий Гаврилов, и мы вместе их реализовывали.

Guruken.ru - А что первично: идея или те люди, которых вы фотографируете? Например, сначала появилась идея, как сделать фото Дмитрия Ревякина, или сначала в студии появился Ревякин?

М. Полубояринов Дмитрий Ревякин появился тогда, когда появилась идея оформить его альбом `Ревякин и соратники`. Старославянские темы в творчестве `Калинова моста` привели вот к такому боди-арту, где есть некие языческие символы. Часть этих работ создавалась как нормальный рекламный проект, я не постыжусь этого слова. Была задача, была идея реализации, была сама реализация. Абсолютно нормальное творчество, как оно должно быть. Не спонтанное, а сугубо холодный расчет.

Guruken.ru - А было так, что вы придумывали некому артисту, например Линде, новый имидж в сравнении с тем, что был у артиста до вас?

Максим Богушевский. Образ Линды

М. Полубояринов – Да, и Линде мы делали много вариантов имиджа, один из которых был реализован потом в обложке альбома `Цепи и кольца`, а другие остались пока нереализованными у нее в архиве. Делали новый имидж Валерию Меладзе, и я считаю это достаточно удачной работой. Изменили привычную стилистику образа у Николая Носкова. Имидж к альбому `Дышу тишиной` был сделан по заданию самого исполнителя, а следующий альбом с ним, сделанный по предложенной нами идее, получился совершенно иным по стилистике представления артиста.

Guruken.ru - А бывает ли так, что сначала рожается какая-либо интересная идея, а потом в нее вписывается отдельно взятый человек?

М. Полубояринов – Нет, так мы не работаем. Мы работаем проще, мы пытаемся найти что-то ценное для артиста. И зачастую это происходит во время съемки. За редким исключением, с артистами тяжело работать на площадке без первоначальной идеи. Я не могу кардинально менять исполнителя. Если вы привыкли видеть исполнителя жестким по энергетике, жестким по подаче – я не могу делать ему фото, где он будет выглядеть мягким и пушистым. Его не поймут поклонники. Я должен сделать из него самого нечто интересное. Вот англичане считают, что на 70% успеха продаж альбома зависит от его обложки.

Guruken.ru - Есть разница в работе для фотографа, если он работает с рок-музыкантом или с поп-артистом?

М. Полубояринов – Вы знаете, мне все равно. Если вы скажете, что Меладзе – это полная попса, я с вами не соглашусь. Мне было крайне приятно с ним работать. Это зависит от личности человека, а не от жанра. Если я не понимаю творчество исполнителя, я лучше откажусь от работы с ним. Нравится или не нравится, вот какой-то критерий для меня. Все артисты, с которыми я работал, оставили у меня хорошие впечатления. И когда потом звонят снова, я только радуюсь.

Guruken.ru - Есть такие артисты, с которыми вам очень хотелось бы поработать, но пока не получается?

М. Полубояринов – У меня есть желание поработать с парой исполнителей... Идей пока нет, а желание есть. Это Борис Борисович Гребенщиков и Гарик Сукачев. Они мне интересны как личности. А с личностями интересно всегда. У них есть свои определенные амбиции, и у тебя есть свои амбиции. На стыке этих амбиций происходит самое интересное.

Guruken.ru - Можно ли определить ваши работы как гламур?

М. Полубояринов – Нет, гламур – это лощеная журнальная съемка. Набор красивых картинок, не более этого. Они даже не интересны, это цветные пятна.

Guruken.ru - Есть рок-эстетика в фотографии? Принято ведь снимать их с гитарами, черно-белыми и т.п.

М. Полубояринов – У меня ведь почти нет музыкантов с гитарами. А черно-белая фотография – это жанр, сложный жанр. Из Бориса Гребенщикова я никогда не буду делать Борю Моисеева. И менять кардинально имидж исполнителя я не буду именно как фотограф. Если артист приходит и говорит, что ему все равно, как получится – это неинтересно. Если артист приходит и диктует во всем свою волю – это тоже неинтересно. А вот именно на стыке амбиций артиста и фотографа происходит самое интересное. Взаимотворчество приносит самый интересный результат.

Guruken.ru - А было наоборот, когда артист приходил с какой-то гениальной идеей, и вы снимали один-в-один по его задумке?

М. Полубояринов – Это было крайне редко. Из последних работ так было с Андреем Макаревичем. Рассказывать подробно не могу, потому что альбом еще не вышел. Это будет совместный проект Макаревича в сотрудничестве с другим исполнителем. Андрей пришел и предложил такой вариант, что я его принял сразу. Но Андрей – это один из очень немногих авторов, который видит эстетику черно-белой фотографии, и может предложить что-то свое, и может достаточно легко согласиться с чужой удачной идеей.

Guruken.ru - Ревякин по сравнению с Макаревичем выглядит достаточно закрытым человеком.

М. Полубояринов – Нет, он достаточно открытый интересный человек, интересный собеседник. Хотя эта фотография с боди-артом ему, говорят, не очень понравилась. А многим его поклонникам очень понравилась. Если работа вызывает однозначное одобрение, то что-то здесь не так.

Guruken.ru - C Кинчевым вы работали только на концертах?

М. Полубояринов - Да, я 10 лет снимал группу `Алиса` исключительно на концертах. С моей стороны, я предлагал Константину Кинчеву поработать еще и в студии, но как-то не сложилось. Мне кажется, что на сцене Кинчев выглядит действительно интереснее. За ним интересно наблюдать, его интересно снимать. Он раскрывается по-другому. Рамки студии, видимо, его стесняют. Но это уже мои предположения.

Максим Полубояринов. Образ Ирины Богушевской

Guruken.ru - C Ириной Богушевской, мне показалось, очень необычные фотографии получились. Она там очень открытая.

М. Полубояринов – Богушевская - приятный, изумительный в общении человек. Она принесла свой диск, там легкая приятная музыка. И мы захотели сделать что-то легкое, открытое. Она принесла платье без ярких цветов, и мы весь день прыгали. То есть прыгала она, а я весь день снимал. Ира изумительно владеет свои телом, она чувствует, как лучше прыгнуть. Нам оставалось выбрать лучшие кадры. Навеяло самой музыкой, и все получилось легко.

Беседовал Вадим Пономарев, Guruken.ru

Еще об этом