Дирижер Павел Коган рассказал, как будет праздновать 70-летие своего оркестра.
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана (МГАСО) был основан в 1943 году, и является одним из пяти старейших концертных оркестров России. С 1989 года МГАСО руководит Павел Коган, представитель легендарной музыкальной семьи Коганов. Оркестр ведет активную концертную жизнь, выступает по всему миру.
70-летие оркестра - большое событие. Павел Коган рассказал «Новостям музыки NEWSmuz.com» о своем отношении к попыткам «подделать» оркестр, о нелегкой гастрольной судьбе и планах на празднование.
- Павел Леонидович, весной вы ездили на большие и мучительные европейские гастроли…
- Они не были уж такими мучительными. Нормальное, длинное европейское турне. Оно было сжатое, за 24 дня – 19 концертов, с учетом переездов между странами, перелетов. Турне охватило три страны – Ирландия, Великобритания и Испания. Концерты проходили в самых крупных залах этих стран, например, в Ирландии концерт прошел в национальном концертном зале Дублина. В Лондоне три аншлаговых концерта состоялись в зале Кадоган, это в самом центре Лондона, в районе Челси. Были Бристоль, Гулль, Лидс, Бредфорд, Кембридж. После гастролей в Англии мы перелетели в Испанию, и я бы сказал, что там культура симфонической музыки находится на таком подъеме, что соседи позавидуют. Только за последние годы там построили 20 великолепных залов с превосходной акустикой и дизайнерскими решениями. Организаторами в Ирландии и Великобритании стала International Management Group, крупнейшая в Европе менеджерская компания со штаб-квартирой в Лондоне, а в Испании – самый известный испанский импресарио. В зарубежных странах от русских музыкантов ждут русской классической музыки. Мы играли Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Шостаковича.
Павел Коган
- Какие впечатления от публики?
- Публика всегда олицетворяет вложения в культуру нации. Нас всегда радует, когда мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на все кризисы, слушатели живут не хлебом единым. Им нужна музыка.
- В самом деле у вас произошла авария на сцене с риском для жизни?
- Ну, на сцене лопнул софит. Осколками задело меня и еще одного музыканта в оркестре, прямо во время исполнения. Задело слегка, иначе я бы перед вами сейчас не сидел.
- Но вы не остановились?
- У нас в джазе не только девушки! Грохнуло, я оглядел музыкантов – все нормально! Важнее, что везде нас встречали аншлаги. Российские музыканты – тот товар, который во всем мире пользуется спросом.
- Даже чересчур. Вы разобрались с историей, когда в Южной Корее объявили концерт оркестра Когана, а выступали какие-то самозванцы?
- Мы разбираемся. Если факты подтвердятся, это вопиюще. Когда дело доходит до подделки оркестров, то… У нас сейчас взялись за нелегальное использование прав, приняли закон о строжайшей ответственности за кинопиратство. Чем мы отличаемся? Прославленный коллектив чувствует себя униженным, когда за него выдают какую-то подделку. Мы узнали об этой истории удивительно кривым способом. Слушатели, которые посетили так называемый концерт оркестра Когана в Сеуле, были возмущены уровнем исполнения, пришли от него в ужас. Они после концерта зашли на наш сайт и узнали, что на самом деле оркестр находится в Англии. И тут их негодованию не было границ. Мошенники ведь взяли наше имя, нашу биографию, напечатали афишу – там не было моего изображения, но стояло название – МГАСО п/у Павла Когана. Поставили изображение какого-то абстрактного дирижера. Как в старой шутке: «Человек, похожий на генерального прокурора…». Это чудовищно. И мы бы, наверное, даже не узнали об этом, если бы не слушатели, которые предоставили нам информацию через сайт, и неприятные рецензии в прессе.
- Это народное признание, как оно есть? Настоящая популярность?
- Работать на народное признание таким способом очень не хочется! Потом, есть профессиональная гордость. Если кто-то чудовищно выступает на сцене под твоим именем, это просто стыдно. Я считаю, что за такое надо строго наказывать, и хорошо бы, если за подобное мошенничество была введена уголовная ответственность. Это преступление, и люди должны знать риски, на которые они идут. Не имея собственной творческой потенции, они используют чужое имя. Не случайно все бренды борются с подделками. Я слышал, что если на таможне в Швейцарии видят поддельные швейцарские часы, их снимают с руки и немедленно молотком разбивают.
- Может, причина в нищете провинциальных симфонических оркестров?
- Ну, до какого уровня можно дойти, если подделывать выступления оркестров? Меня утешают, что случайный бренд мошенники не возьмут, они выбирают то, что пользуется спросом. Но я не вижу в этом повода для гордости.
- Как вы относитесь к активному участию академических музыкантов в политической деятельности? Люди, далекие от музыки, обсуждают высказывания Башмета или Гергиева. Как вы относитесь к проблеме взаимоотношений художника и власти?
- В общем, я уверен, что настоящий художник должен быть сконцентрирован на творчестве. Но встречаются личности настолько многогранные и настолько деятельные, что им мало быть углубленными в свою профессию, и они ищут другие выходы для энергии. В любом случае, всякая любительщина мне неприятна. Я профессионал, и считаю, что каждым делом должны заниматься специалисты. Политика – тоже удел профессионалов от политики. Когда политикой занимаются дилетанты, любители – это плохо. Как и в творчестве, и в любой другой сфере.
Поэтому мое мнение таково – профессионал не должен распыляться, и должен заниматься своим делом.
- Люди есть люди. Гергиев получил взамен новое здание театра, Башмет получил взамен культурную программу Олимпиады. Но ведь делается это с благими целями?
- И, тем не менее, мне кажется, что профессионал в музыке может получить для себя какие-то средства и возможности, не становясь политиком. Не обязательно становясь политиком. У многих есть свои собственные убеждения. Но я уверен, что всякой работе надо отдаваться целиком. Другое дело, что все мы живем сейчас в эпоху информации, у каждого свое отношение к происходящему, это нормально. А все, что сверх этого – это индивидуально, это выбор каждого человека, это выбор его совести.
- Из телеэфиров исчезли трансляции академической музыки. Вы думаете над тем, чтобы организовать трансляции своих концертов в интернете?
- Это же касается не только трансляций живых концертов, это вообще тенденция на ТВ. Мне она видна. Сейчас же на ТВ практически ничто не идет в прямом эфире, «вживую». Все подготавливается. Зрителю предлагают размороженный продукт. Конечно, хотелось бы видеть и симфонические концерты и вообще больше прямого эфира. Больше непосредственности, живости!
- Мариинский театр запустил свои видеотрансляции в интернете.
- Я тоже даю иногда разрешение на интернет-трансляцию. Интернет завоевал свое место под солнцем. Но не надо забывать о пожилых людях, о тех, кто не имеет возможности смотреть что-то в интернете. Не может интернет полностью заменить телетрансляции, поэтому я их неизменный сторонник. Больше прямого эфира на телевидении – этого хочется больше всего.
- Денис Мацуев сказал, что усилия нового министра культура Мединского приносят первые плоды. Например, концерт Мацуева показали по Первому каналу. Вы видите подвижки, связанные с законами об аттестации творческих работников, повышении минимальных зарплат в культуре и т.д.?
- В любом случае, надо двигаться вперед, в направлении цивилизации. Долгие годы мы отставали от общемирового процесса. Но я не любитель революций. Я считаю, что революции никогда не приносили обществу счастья. И всегда были очень разрушительными. Я сторонник эволюции.
- Хочу поздравить вас с включением в энциклопедию «2000 выдающихся интеллигентов XXI века», выпущенную International Biographical Centre в городе Корнуолл (Великобритания). Они не связывались с вами, сами приняли решение?
- Нет, я узнал об этом постфактум. Меня уже включали то в «тысячу», то в «две тысячи»…
- Как вы будете праздновать юбилей – 70 лет вашему оркестру?
- Вообще 70 лет для оркестра в нашей стране – громадный срок. Как правило, оркестры были только в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге. Это славный юбилей, семь десятилетий неустанного труда, становления коллектива, который достиг признания на всех континентах, во всем мире. Сегодня МГАСО занимает видное место, и не зря наши гастрольные концерты проходят в абонементах «Великие оркестры мира». С одной стороны, это очень приятно. С другой, начинаешь вспоминать, какой сложный и долгий путь прошел коллектив. Он был образован во время Великой отечественной войны, в августе 1943 года. Был подписан указ о его создании, и тогда никто не мог себе представить, когда война закончится, кто на самом деле победит…
Оркестр прошел через несколько этапов своей истории… И вот 70-летие… 17 сентября в Большом зале консерватории пройдет гала-концерт, посвященный этому событию. Он будет показан на телеканале «Культура». В программе представим и западноевропейскую классику – Третью симфонию Брамса и русскую музыку – «Картинки с выставки» Мусоргского-Равеля.
Юбилею мы посвятим весь сезон 2013-2014 годов. Выпущены абонементы нашего оркестра, и они уже раскуплены. Это очень приятно, в такие моменты понимаешь, что твой труд не напрасен, он приносит радость людям.
30 декабря мы проводим традиционные новогодние концерты, по типу венских. Исполняются произведения семейства Штраусов. Программа никогда не повторяется, мы делаем много сюрпризов. Я стараюсь отыскать и привезти в страну неигранные произведения. Это вечер неожиданных открытий, билеты всегда распродаются задолго до начала.
- Знаете, что будете играть 30 декабря этого года?
- Знаю, но не скажу. Хоть пытайте каленым железом!
Гуру КЕН
Комментарии