РАДА: `Чем выше, небеснее ощущения, тем тяжелее с ними жить`

"Рада и Терновник" уже более десяти лет остается загадкой для меломанов и коллег по музыкальной сцене. О планах одной из самых необычных музыкальных групп России, о "прапамяти" и о "высоких чувствах" – в интервью "Социального капитала" с лидером коллектива Радой Анчевской.

Рада, расскажите, пожалуйста, чем сейчас занимается группа?

Сейчас мы записали новый альбом "Женитьба". Диск записан вместе с фолк ансамблем "Ясный День", участницы которого поют аутентичные русские песни. Все певицы "Ясного Дня" поют в традиции ансамбля Дм. Покровского. На альбоме есть песни, которые мы поем вместе, есть композиции наши, есть народные песни. Очень необычный и красивый диск, возвращающий человеку его память.

Вы говорили в своих интервью, что команда - это живой организм со всеми его циклами и изменениями. Как сейчас эти процессы отражаются в Вашем творчестве?

Мы все время создаем нечто новое, но мы не придумываем новые идеи, они сами нас находят. Просто мы все больше вспоминаем себя, то, для чего мы играем и поем. Мы ориентируемся на звезды, на свои внутренние изменения и делаем каждый раз новую музыку.

За последние почти 15 лет творчество группы было очень плодотворным, альбомы выходили с интервалами в среднем около года. Когда нам ждать следующего альбома, и каким Вы его видите?

После альбома "Женитьба", только вышедшего, мы будем писать очень сложную пластинку, очень необычную – "Заговоры". Это такое обрядовое пение, созданное сейчас, то обрядовое пение, которое мы вспомнили и воссоздали. Мы будем проводить программу восстановления памяти у слушателя, пусть вспоминает, что он не просто двуногое, зарабатывающее дензнаки и проедающее их в ближайшем МакДоналдсе. В "Заговорах" мы запишем тувинское и тибетское пение, диджерриду, шаманские бубны и многое другое. Я думаю, эта пластинка появится не раньше осени 2005 года. Но все песни уже написаны и мы их поем на концертах.

Рада, после успеха диска "Любовь Моя Печаль", выпущенного компанией Prikosnovenie во Франции, не собираетесь ли Вы и дальше сотрудничать с зарубежными лейблами?

Prikosnovenie успешно дистрибьютировало не только "Любовь Моя Печаль", но и "Книга о жестокости женщин", "Саламандра". Издали они "Печальные звуки", остальные альбомы они продавали через свою сеть, изменив наше
оформление.

Как Вы объясните, что Ваша, такая русская, музыка находит отклик в сердцах людей, не принадлежащих к "славянскому эгрегору"? Ведь они обладают другой логикой, другим менталитетом, не имеют славянских корней, которые позволили бы иностранцами "шестым чувством" воспринимать заложенный в песни смысл.

У нас русская музыка, но именно это и интересно иностранцам. Нам же тоже интересен шансон или боссанова. Интересно именно то, что отличает, уникальные национальные особенности. Но дело не только в этом. В наших песнях нет акцентирования "русскости", эдакой развесистой клюквы. Мы обращаемся к прапамяти, к основе, которая для всех едина. Именно основные, фундаментальные ценности - жизнь, смерть, радость, горе, рождение лежат в основе народного творчества - а это же едино у всех народов. Просто окраска, оттенки разные. Да, у нас понятно, что оттенки - мелодии, образы, метафоры - это все из русского фольклора. Но основа одна и это позволяет любому человеку почувствовать наши песни. Не нужна логика, достаточно сердца.

Рада, раньше Ваш свободный диапазон голоса составлял три с лишним октавы, при этом Вы продолжали заниматься с преподавателем для "корректировки" вокала. Как дела обстоят сейчас?

И продолжаю и буду продолжать. У меня нет никакой гонки за расширение диапазона. Голос это средство, голос должен быть в порядке, разумеется. Но красивые высокие ноты они не для того, чтобы удивить слушателя, а для того, чтобы наиболее точно передать слушателю ту песню, которую я слышу внутри себя.

Некоторые считают, что Вы поете очень высоко, иногда даже слишком для нормального восприятия. Как Вам кажется, именно такой голос и именно в таком звучании наиболее естественно передает энергетику текстов и сочетается с музыкой?

Разумеется. Я могу петь низким голосом. Может быть энергетика наших песен слишком сильна, предельна для некоторых людей, они не хотят видеть ничего, что может потревожить их покой. Голос - это энергия, речь тут не о высоте звука, а о том, что человеку этой энергии слишком много. Ему неприятно, что эта энергия способна вторгаться в его устойчивый мир. Возможно, высокий голос тревожит более высокие чувства - а они наиболее болезненно воспринимаются человеком. Чем выше, небеснее ощущения, тем тяжелее с ними жить.

Рада, немного о Ваших текстах. Всегда ли Вы пишете стихи исключительно для песен или есть произведения, которые Вы не положили и не собираетесь класть на музыку? Выйдут ли когда-нибудь они или любимые тексты песен в виде отдельного большого сборника?

Сейчас мои стихи и тексты взяли для сборника "Поэты русского рока". В нем выйдет большая подборка, там будут не только тексты песен. Есть просто стихи, не ставшие песнями, не нашедшие свою музыку. Возможно, я издам когда-нибудь книжку своих стихов и сказок, но пока мне более
интересно тратить время на занятия музыкой и на новые альбомы.

Ваши стихи весьма своеобразны. Размер, лексика, акценты, даже фонетический рисунок далеки от классики, равно как и от современных модернистских течений. Встречали ли Вы нечто подобное у других поэтов, может, чьи-то произведения помогли Вам много лет назад определиться в наиболее естественном для Вас стиле?

Стихи приходят сами. Многие из моих стихов абсолютно выдержаны в классическом стиле - выдержан размер, фонетический рисунок. Есть более
необычные. Лексика в моих текстах и стихах намного ближе к Серебряному веку, чем к нынешней поэзии. У меня практически не встретишь "примет времени" в текстах. Не понять, когда они были написаны - то ли сейчас, то ли сто лет назад. Я не пишу "под кого-то", но мне кажется, что есть некоторое сходство с Ходасевичем, например. Иногда, с Тютчевым. А так... Это же не стихи, это видения, иногда удается их записать и спеть.

Рада, группа существует уже очень давно. Если подвести итоги за это время, как Вы сами можете определить путь, который прошла "Рада и Терновник"?

Он еще не пройден. Жизнь.

И каким же может быть естественное продолжение этого пути?

Жить дальше.

Еще об этом