- Там минералка или что-нибудь покрепче? - спрашивает Informagency.ru.
- Там бренди. Я его очень люблю.
- Светлана, был на днях на вашем концерте и, признаться, крайне удивился реакции публики. Зал просто ревел! Что создает такой сумасшедший драйв?
- Я всегда думаю, о чем пою. Я думаю о том, что с этим связано, как песня была написана, кому она адресована. Плюс к этому добавляется то, что происходит в этот момент, как воспринимает публика... Я вижу многие глаза. Они очень живо реагируют. Когда глаза напротив плачут - мне очень трудно сдержать подкатывающий комок в горле. Я тоже начинаю плакать, и мне трудно бывает петь. Такие случаи были. А драйв - это сумма сиюминутных переживаний момента. Я просто отдаюсь этому моменту, целиком и полностью. Я суммирую в себе все предыдущие переживания и все настоящие в данный, абсолютно неповторимый, момент.
- А если публика не плачет, а как-то по-другому проявляет себя? Что вас в поведении фанатов раздражает?
- Курение, табачный дым... К сожалению, это неизбежно, и это никак не отрегулировать. Я стараюсь об этом артефакте не думать. Меня раздражает навязчивость, но, с другой стороны, это ничто по сравнению с мертвечиной. Главное, чтобы люди были живыми. И пусть они будут навязчивыми, пусть они будут бестактными! Но они будут являть собой жизнь, они будут проявлять свои эмоции. Конечно, каждый в меру своего воспитания, в меру своего темперамента.
- Что касается творчества, в своей группе вы тиран или демократ?
- Я - демократичный тиран.
- Пожалуй, сейчас "Сурганова Оркестр" даже популярней, чем "Ночные Снайперы". Вы напали на хорошего продюсера?
- Мы ни на кого не нападали, мы вообще очень мирные люди. Наш бронепоезд стоит на запасном пути. Нам просто повезло. Может быть мы в чем-то проще, в чем-то понятнее для народа, бог его знает... Я не могу сказать, кто популярнее, кто менее популярен. Время покажет. Но то, что делают "Ночные снайперы" сейчас, их новый альбом "СМС", - я считаю, это великолепная работа, абсолютно достойная. У меня от многих песен просто мурашки идут по коже.
- Есть сожаление, что вы не участвуете в их записи?
- Но ведь уход из группы - это не моя была инициатива. Я удовлетворила инициативу Дианы Арбениной. Просто у меня такая жизненная позиция - если тебя просят уйти - уходи. И сейчас, по прошествии почти двух лет, я могу только абсолютно искренне поблагодарить Диану за этот шаг, потому что я бы на этот шаг никогда сама не решилась. Этот разрыв... нет, не разрыв, а эта дистанция, спровоцированная ей, была необходима. Я сейчас очень благодарна ей, что она взяла на себя эту ответственность. И на какое-то время разорвала этот тандем "Ночные Снайперы". Мне кажется, что это временно, потому что основа и суть осталась, просто очень глубинная. Мне не хочется верить, что вот так все просто можно взять и разрушить.
- Кстати, когда вы расстались, почему Диана взяла себе название "Ночные снайперы", а не вы?
- Наверное, этот вопрос нужно адресовать самой Диане. Вероятно, без этого названия ей было бы сложно, мне - возможно. Уже прошло то время, когда меня ассоциировали только с группой "Ночные снайперы". "Сурганову и Оркестр" знают как новую творческую единицу. Причем знают не только в Москве и Санкт-Петербурге. Когда через Интернет был брошен клич: кто хочет увидеть в своем городе группу "Сурганова и Оркестр", - в первый же день пришли заявки из 47 городов.
- Света, многие находили некоторое сходство "Ночных снайперов" с группой "Тату". Конечно, не по музыке, а скорее по чисто внешним признакам: две девушки, поют неоднозначные песни о любви. Согласны ли вы с этим? Как относитесь к "Тату", к популярной ныне теме нетрадиционной любви и женским тандемам вообще?
- "Тату" - это отлично спрогнозированный, социально просчитанный, безусловно талантливый продюсерский проект. Но между "Тату" и "Ночными снайперами" - колоссальная пропасть, временная и творческая. И то, как зародились два брэнда, на какой почве, разносит их еще дальше друг от друга. Если у "Снаперов" появление альянса продиктовано высокими отношениями и искренними чувствами, то появление проекта "Тату" продиктовано коммерцией и возросшим интересом социума к нетрадиционным отношениям.
- Можете ли вы простить предательство близкого или любимого человека?
- Да. Каждый может ошибиться. Если ты любишь - ты великодушен и прощаешь ошибки любимым.
- А вы вообще конфликтный человек?
- Только и жду момента, когда можно ввязаться в драку. Держите меня, вот сейчас - начну махать кулаками!
- После ухода из "Снайперов" вы некоторое время были вне поля зрения, чем вы занимались?
- Видимо, я была вне поля вашего зрения. Но это редкое исключение. Напротив - приходилось сдерживать натиск журналистов, которых интересовало, что же я теперь буду делать. А я не люблю говорить о том, что еще не сделано. Когда был записан альбом - тогда и стало о чем говорить.
- Сложно ли вам было начать все сначала? Нет обиды, что столько лет, проведенных в "Ночных снайперах", оказались потрачены впустую и теперь это не ваш проект?
- Потрачено впустую? Глупости. Я благодарна тому времени. А то, что создателями "Снайперов" считали и будут считать нас с Дианой Арбениной, - это вне сомнений. Так что этот проект остается и моим. А здоровая творческая конкуренция - всегда только в плюс, если вообще можно говорить о конкуренции в творчестве.
- Как происходило формирование вашего нового образа - уже после "Снайперов"? Насколько для вас важно как вы выглядите на сцене?
- Макияжа нет, а если есть - он минимален. Потому что не люблю, потому что не умею. Считаю, что это не есть необходимость для меня, потому что это не то, чем я могу очаровать. Бесполезно воздействовать этими рычагами, физиогномическим, мне так кажется. А мой образ... вы представляете - такая тетка средних лет с совершенно непредсказуемым, где-то, пардон, разп...здяйским поведением. Вип-панк-декаденс. Этим самым мы и являем его. Так мы определили свое направление. Я - такая интеллигентка-хулиганка.
- А чего больше в этой смеси?
- Непонятно чего больше... В зеркало я вообще редко смотрюсь, лучше не смотреться...
- Раньше рок-музыку запрещали, и в ней просто сквозил протест миру, буквально определял ее, а теперь ее продвигают теми же технологиями, что и поп-музыку. Что с этими изменениями потерял рок?
- Веяния в музыке - они сродни каким-то физиологическим процессам организма, может быть, в целом общества, человечества. Человечество не может все 24 часа протестовать, агонировать, кричать во всю глотку. Ему нужны как вдох, так и выдох. Как тишина, так и крик. Да, сейчас есть тенденция слияния рок- и поп-музыки и даже классической музыки. Стираются межжанровые границы. Рок-музыка всегда была социальной, выражала протест, как вы правильно сказали. Я не хочу сказать, что сейчас нет тем, против которых можно протестовать. Их больше, чем предостаточно. Но сейчас эта форма прямолинейного захвата, протеста, брутального крика уже не так доходчива. Сейчас нужны уже более тонкие механизмы, чтобы достучаться до сердец. Рок-музыка с конца 60-х до середины 80-х - это прямолинейное воздействие на нижние чакры. Сейчас помимо этих чакр нужно воздействовать и на то, что выше. Комплексное воздействие должно быть, иначе не достучаться.
- Тем не менее "рок" продолжает кричать "мы - не поп". А при этом технологии для своего продвижения использует те же самые...
- Технологии - да, согласна. Но наверное то, что всегда отличало и будет отличать рок-музыку от попсовой - это общий вектор настроения, вектор мысли, вектор отношения к миру. Попсовая музыка - она более ажурная, более светлая, более легкомысленная, не хочу никого обидеть. Просто более легкая для восприятия. У рок-музыки - все через трагедию, фатум, через глубинные переживания. Эта граница, эта разность всегда будет между рок- и поп-музыкой. Это как два символа двух настроений, двух палитр. Но мне никогда не была понятна их борьба и взаимоисключение. Наоборот, они сейчас очень хорошо дополняют друг друга.
- А как вам кажется, почему именно сейчас получился рассвет женского направления в роке?
- Истоки этого явления - в общесоциальных явлениях. Женщины стали сильнее, женщины стали свободнее, менее зависимы от мужчин.
- Вы ведь не были "за", когда "Ночные Снайперы" "заболели" электричеством. Всегда вели акустическую линию...
- Да, у "Ночных снайперов" настолько специфичный материал, абсолютно самобытный. В первую очередь я имею в виду песни Дианы. То звучание, к которому мы пришли, начиная деятельность в электрическом составе, - это полностью не отвечало внутренней энергетике и сути песен. Обертка не коррелировала с энергетическим посылом и содержанием песен. Она была слишком грубая для нее. Я ратовала лишь за большее их соответствие. Как показывают мои наблюдения, Диана абсолютно самодостаточна. Ее песни абсолютно самодостаточны. И если требуется какое-то сопровождение, то оно должно быть настолько выверенным, настолько минималистическим, сверхделикатным! Которое, вероятно, ни я, ни музыканты не способны были дать. Но их новая работа, альбом "СМС"... пожалуй, да, сейчас они приблизились именно к этой философии, минимализации музыкального обрамления и подчеркиванию поэтики тембральных интонаций голоса Дианы.
- А почему для звучания своей группы вы не выбрали акустику?
- У нас очень много живых инструментов, духовая секция, перкуссия, которые не во многих коллективах сейчас можно встретить. Признаться, это роскошь, которую не многие себе могут позволить. Так что звучание вполне акустическое. Мне нравится разножанровость. Этнические, национальные мотивы. Тут и фанк, и этно, и рок, и авторские баллады. Мне интересно во всем этом кувыркаться.
- Ведь сейчас вы записали материал, который накопился за долгие годы, а почему раньше он не находил выхода?
- Вероятно со мной не было таких музыкантов.
- Какую мелодию вы напеваете, когда у вас такое состояние, что "душа поет"?
- Я очень люблю песни о войне. Я пою песню... "Десятый наш десантный батальон"...
- Забавно. А какое произведение знаменитого Мураками вдохновило вас на написание песни?
- Я разочарую... Ни сам Мураками, ни одно из его произведений. Там есть ряд людей, к которым я обращаюсь в этой песне, в том числе один человек. Он рядом сидел в самолете и читал книгу Мураками. По-моему, это была "Заводная птица". Я просто вспомнила этот кадр, он пришел ко мне в момент написания этой песни. И родилась строчка... "в переплетах Мураками".
А вот что рассказала Сурик в интервью газете "Смена":
Светлана Сурганова – девушка уникальная: на встречу к друзьям ездит на гоночном велосипеде, и запускает игрушечного Пегаса в полет, когда хочет создать настроение. «Сменовцы» пришли в гости к Сургановой накануне ее дня рождения. Бывшая участница «Ночных снайперов» встретила журналистов с фонариком в руках, потому что с утра в ее квартире не было электричества. На столе уже ждали чай, конфеты и свежеиспеченная ватрушка.
- Это у меня мама занимается выпечкой. Только что она убежала на танцы в ДК «Железнодорожников». С 3 до 6 у них устраивают «вечера» для тех, кому за... Я это очень приветствую, и даже, где-то завидую. Если доживу до ее возраста, я тоже обязательно буду ходить на танцы, - рассказывает Сурганова. – Пробуйте ватрушку, мама очень старалась.
- А вы сами готовите?
- Я абсолютный бездарь в этом смысле. Я не знаю географии и не умею готовить, - это как минимум! Зато люблю пользоваться благами, созданными другими людьми. У нас в доме у каждого существует список дел, которые надо выполнить – готовка, уборка, глажка белья… Моя мама прекрасно готовит – очень вкусно и с душой, поэтому все кухонные заботы лежат на ней. И если мама видит, что я плохо ем, она тут же начинает переживать, спрашивать, - неужели не вкусно…
- Вы часто прислушиваетесь к ее мнению?
- Конечно, но необходимо учитывать нашу большую разницу в возрасте и то, что мы - совершенно разные люди, даже звезды об этом говорят! Я – скорпион, а мама – водолей, - астрологи утверждают, что это два несовместимых знака. По правде сказать, это всегда чувствовалось. Но с годами я стала мудрее и терпимее, мне надоело воевать, и мы стали отлично ладить. Я обожаю, когда она читает стихи, острит и с улыбкой реагирует на какие-то проблемы, - всем этим меня можно подкупить мгновенно! Этих качеств в ней – с излишком, и мое сердце принадлежит ей.
- Столько картин на стенах! Вы любите живопись?
- Это картины моего друга, врача и художника Александра Войцеховского, который, несмотря, на международное признание продолжает работать на скорой помощи, и в свободное от спасения людских жизней время, пишет картины. Прежде на их месте висела карта Советского Союза, на которой я отмечала фломастерами места, где мне удалось побывать. Думаю, что в ближайшее время, я ее снова где-нибудь повешу, потому что ничего не понимаю в географии – этот предмет был мною упущен в юности, как и все остальные (Сурганова окончила медучилище с золотой медалью – прим. Т.Р.).
- Почему вы пошли в медицинский, а не в консерваторию?
- Я никогда не верила в свои музыкальные способности, а еще мне казалось, что медицина более практична: врач может заработать деньги, а музыкант – нет. В моей жизни получилось все наоборот.
- Вы учились на педиатра, потому что любите детей?
- Ну что вы, как их можно любить! (смеется). Я их боюсь, потому что дети, это – инопланетяне, которых надо лечить. Представьте: перед вами лежит небольшой комочек нервов и сосудов, который плачет и у которого что-то болит. В отличие от взрослого человека, ребенок не может сказать, что с ним: он только плачет и плачет, плачет и плачет… Попробуй разбери, что с ним! Поэтому, врачи-педиатры – это сверхлюди, которые спасают жизни маленьким человечкам. Я не сдюжила и дезертировала… Я бы просто не пережила, если бы из-за моей некомпетентности или врачебной ошибки умер ребенок… Неслучайно, говорят, что у каждого врача есть свое кладбище: каждый врач знает, чья смерть на его совести. Недавно, мне пришло письмо от женщины из Уфы, ей пятьдесят лет. В своем письме она рассказала свою страшную историю – несколько лет назад у нее погиб сын, потом умерла мать, у нее самой случился инсульт, и она стала инвалидом. В письме она просила меня прислать ей лекарства и какие-то старые вещи... Я поняла, насколько человеку должно быть плохо, чтобы он обратился за помощью к незнакомому человеку… Сегодня мы ей отправляем посылку. Лучше помогать так, чем быть плохим доктором.
- Но вы работали по специальности?
- Я делала какие-то операции, а потом рванула на Север за Дианой Сергеевной Арбениной. Мы жили в Магадане и пели песенки в казино «Империал» – итальянский шик, высокие стулья, крахмаленные скатерти, воздух звенит от чистоты… В казино приходят толстые мужчины пятидесяти лет в шикарных костюмах, а мы – две шпингалетки – Диане – девятнадцать, а мне – двадцать пять, поем песню «…жить осталось чуть-чуть…». Как можно такой репертуар слушать в казино - загадка! Нам были очень нужны деньги, чтобы вернуться в Петербург, но за полгода в казино мы так и не заработали на билеты, потому что в 94-ом произошел скачек цен на авиаперевозки. Мы копили-копили, но денег все равно не хватало, и только благодаря лауреатству в конкурсе «Студенческая весна», мы смогли вернуться обратно.
- Неужели у вас не возникло желания выиграть деньги в казино!?
- На тот момент из всего казино работал только ресторан, да и вообще, я – не игрок на деньги. Могу играть в футбол, настольный теннис, прокатиться на горных лыжах. Наверное, у меня не так много денег, чтобы их проигрывать!
- В Магадан поехали, чтобы заработать?
- Нет, просто на тот момент там жила Диана Сергеевна, поэтому был прицельный рывок к ней.
- Вы слышали последний альбом Дианы Арбениной – «SMS»?
- Да, прекрасная, стильная, лаконичная работа! Это абсолютно не сравнимо с тем, что было прежде. Но все так же хороши поэзия и вокальная индивидуальность.
- Когда появится ваш новый альбом?
- 26 апреля 2005 года в 13.30, он будет называться «Возлюбленная Шопена».
- Откуда такая точность? - Люблю точность и обычно, в 13.30 с завода выходит тираж. Это будет совсем не то творчество, которое было у меня в «Ночных снайперах», хотя, я себя как чувствовала авантюристкой, так и чувствую!
- Сейчас для вас авантюра – это что?
- Я вчера могла бы совершить совершенно безумный, авантюрный поступок, но я не решилась: иногда моя деликатность соперничает с авантюризмом. Вчера, я чуть не оказалась в гримерке самой Алисы Бруновны Фрейндлих! Дело было так: мы с другом ходили в БДТ на спектакль «Калифорнийская сюита» - это потрясающий спектакль, на который я хотела попасть в течение пяти лет. И в честь моего дня рождения мне друзья устроили такую возможность. Более того, молодой человек с которым я ходила в театр, лично знаком с Олегом Валериановичем Басилашвили. Я же не знала, что он знает и Алису Бруновну! А для меня Фрейндлих – лучшая из актрис, - когда смотрю на нее, у меня происходит остановка сердца и учащается дыхание!
- Какой фильм с ее участием нравится больше всего?
- Естественно, «Служебный роман» - фильм всех времен и народов, на нем выросло уже не одно поколение. Его можно пересматривать бесконечное количество раз и просто наслаждаться игрой актеров. Конечно, я шла на спектакль, чтобы увидеть Алису Бруновну собственными глазами. В принципе, мне было предложено пойти познакомиться за кулисы, но я подумала, что это будет не очень удобно. Пожалуй, я впервые выступала в роли фанатки, и дрожащими руками хотела преподнести букетик… но со страха отдала цветы Олегу Валериановичу Басилашвили. Но это уже неважно, главное, что я увидела Фрейндлих!
- Вы часто ходите в театр?
- Буквально на днях ходила на мюзикл с участием Дмитрия Певцова «Иствикские ведьмы», а завтра в Москве пойду на спектакль с участием Райкина. Вообще, я обожаю театр, но хожу, как правило, на артистов, а не в определенный театр. Со мной недавно случился приступ любознательности – я купила репертуар театров города и стала выписывать спектакли, которые бы я хотела посмотреть. Там же нашла новый фильм Кустурицы, который надо посмотреть, кроме «Богини» с Ренатой Литвиновой, конечно.
- Вам нравится Рената Литвинова?
- Она во всех ролях бесподобна! Ее нельзя оценивать просто как актрису, режиссера или автора сценария. Прежде всего, она – личность и эталон женщины, так же, как и Алиса Бруновна Фрейндлих. Думаю, они - лучшие женщины современности.
Комментарии