Группа «Крематорий» отыграла один из самых ярких сетов на фестивале «Нашествие 2009», который прошел в минувшие выходные в Тверской области. После выступления Армен Григорян поделился с «Новыми Известиями» мыслями о настоящем и будущем.
- Неизменный символ «Крематория» - ваша шляпа. Почему на этот раз вы в шляпе цвета хаки?
- На прошлом «Нашествии» мы презентовали альбом «Амстердам», у меня было летное настроение, вот и вышел в шлеме летчика. Сейчас у меня настроение антивоенное из-за того, что происходит в мире. Поэтому надел такую шляпу, вспомнил свое хипповское прошлое и достал старые фенечки с пацификом. Люди превращаются в толпу, так выгодно государству. А мне очень важно обращаться к личности.
А мне очень важно обращаться к личности
Новая программа ДДТ, показанная на днях в Москве, представила слушателю много политических и социальных проблем, но не указала путей их решения. Рок-музыка способна менять ситуацию в стране?
- К большому сожалению, в последнее время прихожу к пониманию, что не способна. У меня серьезное разочарование в этом смысле. Искусство вообще не способно влиять на политику. Мир настолько погряз в категориях выгоды и наживы, что вообще не воспринимает искусство как таковое. И не только искусство, но и обыкновенный разум. Если у страны есть возможность пойти по альтернативному пути, то чего мы ждем, пока из недр не выкачают всю нефть и весь газ? Кроме опасений за бизнес нефтяных компаний, никаких других аргументов нет.
- Шевчук так и ставит проблему: «Когда закончится нефть» или «Когда закончится газ». Но ведь когда они закончатся, у миллиардеров станет всего лишь немного меньше денег, а остальные окажутся вообще без средств к существованию.
- Насколько я лично знаю очень богатых людей, их весьма заботит потеря даже одного миллиона, – они считают каждую копейку. Это такая же болезнь, как игромания. Они не способны остановиться. А у нас существует множество проблем и очень большая территория с множеством природных ресурсов. Они не остановятся, пока все не выкачают. Они образуют из себя кремлевский полк в окружении выжженной земли, который будет делать вид, что так и надо.
Я написал песню «Голый парад», в котором описал мое видение ситуации, но без лишней конкретики. Но сейчас я понимаю, что выхода вообще нет. Мы просто ничтожества. Если завтра кому-то понадобится вас уничтожить, вы будете уничтожены молниеносно. Вы будете звонить в милицию, кричать караул – ничто вас не спасет. Но если это коснется их самих, то власть будет действовать тут же – посадят, накажут без снисхождения.
Музыканты внутри социума, они выходят на сцену, и у них нет за спиной армий и полков. Они не наполеоны, а всего лишь музыканты.
- Русский рок в 80-90 годы сыграл же важную роль в смене власти.
- Другая была атмосфера в обществе. Русский рок сыграл на мостике, он попытался раскрепостить мозги. Подхалимство, рабство и поклонение советскому режиму русский рок подменил фантазиями и представлениями о лучшем. И сами рок-музыканты мечтали поехать в Америку и завоевать весь мир. Страна, которая имеет Чайковского, Стравинского, Толстого, Гоголя – должна занимать в мировой культуре более видные позиции. Но этого не случилось.
В обществе нет того уровня протестности, который мог бы собрать людей на такие выступления. Не хватает духа. Когда на улицу начнут выходить сотни тысяч – они задумаются. Пока выходят единицы – то что бы ни пели люди на сцене, какие бы альбомы не записывали – власти все это до лампочки. Рок ничего не решает.
- Появился рок несогласных и рок согласных.
- Я бы пошел за какой-то политической альтернативой, которая соответствует моим представлениям о чести и порядочности. Но я не вижу таких людей в политике. Миша Борзыкин из «Телевизора» называет какие-то имена. Но я не вижу большой разницы между ними и теми, кто сейчас у власти.
- Новые артисты, которые появляются в рок-музыке «сверху», не выполняют ли функцию нейтрализации мозгов?
- Когда я сказал своей маме, что буду заниматься рок-н-роллом, она всплеснула руками – ты закончил институт, тебя зовут в аспирантуру, потом ты вступишь в партию и станешь социально активным человеком. Под рок-н-роллом она представляла себе ресторан, где поют по заказу ужинающих. А мы шли в никуда. Никто не знал, сколько мы будем зарабатывать, сможем ли прожить.
Сейчас же каждая новая группа первым делом спрашивает, сколько ей заплатят. У них меркантильный интерес к музыке. Можно создать за счет спонсоров группу, которая будет некоторое время влиять на мозги.
Революционного в рок-музыке ничего не происходит, и вряд ли произойдет. Все ищут свои пути – кто-то в православии, кто-то в Кремль ходит. Я не обвиняю никого из них, каждому нужно жить. У многих групп жизнь подходит к концу. Не надо их ругать, они приспосабливаются. И пока рок будет приспособленческим, никакого выхода на уровне искусства не будет.
- Игги Поп записал джазовый альбом, босановы поет. Если уж такие люди, как Игги Поп, уходят в сторону…
- В западном мире все происходит поступательно. Не было бы рабства – не было бы рок-н-ролла, который изобретен там. Когда пришел Майкл Джексон, он вернул Америке флаг первенства, который был утрачен при появлении Битлз и Роллинг Стоунз. Америка абсорбирует множество культур, и на их синтезе появляется множество интересного. И Игги Поп много чего впитывает в себя, у него не джаз в чистом виде, а джаз по-иггипоповски.
Как-то я был в Нью-Йорке, и услышал в переходе метро уличный джазовый оркестр. Он играл так круто, что я полчаса не мог отойти. Потом поехал там в одну школу, и первое, что мне там показали – концертный зал с органом. Туда приходили школьники, стоял дирижер, и они играли. Способность играть в оркестре у американцев воспитывается с самого начала. Рядом сидит китаец, он играет не так, но они воспитываются с уважением к другим культурам, и это дает плоды.
А у нас до сих пор пение в школах ведут. У меня в школе была такая – дама в кольцах, ее привозили на дорогой машине, она играла нам что-то и уезжала. Мы ничего не понимали. И только когда мы стали объединяться спонтанно, в России появились группы как таковые. И то у нас группы обязательно состоят из лидера и остальных. Что Аквариум в нынешнем составе, что в прошлом – никого это не интересует. Личность лидера превалирует у нас, но диалог с другими личностями не происходит.
- В какую сторону двинется русский рок?
- Говорят, что путь к культуре лежит через желудок. Сейчас желудок почти не работает, и в ближайшем будущем ему ничего хорошего не светит. В будущем многие перестанут выпускать альбомы, начнут зарабатывать на жизнь концертами. Но если нечего сказать, то ничего не изменится. Нет глины – горшка не будет. Нет предпосылок, чтобы ситуация изменилась. Старые рокеры, которые давно появились, будут играть по-прежнему. Новая волна вряд ли появится.
Произойдет дифференциация по половому признаку. Разница между попом и роком знаешь? Если в попе много мальчиков, похожих на девочек, то в роке много девочек, похожих на мальчиков.
Мне кажется, наступило время созерцания. Надо остановиться и внимательно смотреть – когда развеется буря, что мы увидим в подзорную трубу. Пока вокруг поклонение одному золотому тельцу – ничего не произойдет.
Я стал понимать музыкантов, которые уезжают жить в деревню, пытаются спастись отторжением того мегаполиса, в котором выросли. Мегаполис меняет личность, заставляет подстраиваться под него. Когда понимаешь, что он требует от тебя стать на ступеньку ниже, чем ты готов, - надо расставаться с ним. Уезжать и общаться с растениями.
Цивилизация привела общество к тому, что большинство не желает знать ни о чем, что не входит в рамки массовой поп-культуры. Им достаточно того, что показывается по телевизору. Они привыкли получать жвачку в красивой обертке. Если у человека работает только опорно-двигательный аппарат – ничего другого ему действительно не надо.
Наступило время созерцания.
Гуру КЕН, для газеты Новые Известия
Фото- Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Комментарии