В этом году международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна», как официально называется этот фестиваль, проходил в третий раз. В третий, если не вспоминать знаменитого советского фестиваля «Юрмала», лучшие традиции которого и был призван возродить обновленный юрмальский фест. На первом победил дуэт «Smash!!», на втором – Анастасия Стоцкая.
И сразу стало понятно, что на третьем победит кто угодно, но не представитель России. Это уже было бы слишком, после двух побед подряд. Однако дать победительнице «Фабрики звезд-4» Ирине Дубцовой третье место означало бы влепить звонкую пощечину самому Игорю Крутому. Итак, Дубцова займет второе место, - размышляли в кулуарах конкурса, и блистательно угадали. Искать победителя оказалось делом совершенно нетрудным. Если не протеже Крутого, то протеже Паулса. Фаворитом от маэстро Паулса оказался интеллигентный латвийский квинтет «Cosmos». И не победить этим ребятам было невозможно. Они, о чудо, и победили в конце концов.
Хочу отметить один никем не замеченный факт. «Новая волна» - это конкурс. У всякого конкурса есть отборочные туры. Подразумевается, что на них отбираются те артисты, которые затем соревнуются в финальном конкурсе. Так вот, на полуфинальных отборочных турах, которые проходили в московском казино «Метелица», я был и могу подтвердить, что ни Дубцовой, ни «Cosmos’a», ни многих других фактических участников там не было. Не было, и все тут. Поди догадайся, как тогда они попали в итоговое распределение участников.
Зато в числе конкурсантов был победитель украинского аналога «Фабрики звезд» Виталий Козловский, бывший танцор Русланы. Занявший в итоге восьмое место из тринадцати возможных. Более того, в отборочных турах принимала участие Алекса. Чуть позже выяснится, что участие Алексы в «Новой волне» будет признано менеджментом «Фабрики звезд-4» (читай – Игорем Крутым) нежелательным. И вместо Алексы от Украины поехал обаятельный длинноволосый Козловский. Однако обаять конкурсное жюри не смог. А Алекса все-таки пела в Юрмале, но только в качестве гостьи, как «фабрикантка».
Однако вовсе не дела вокальные волновали публику. Итоговое распределение мест волновало кровь исключительно латвийских зрителей и телезрителей. Поскольку конкурс видели только они. Первый канал в лице Константина Эрнста буквально за две недели до конкурса снял трансляции «Новой волны» из своей программы. И это уже было настоящим скандалом. Ни для кого не является секретом, что большинство приглашенных звезд едут в Юрмалу исключительно для того, чтобы безвозмездно засветиться в эфире Первого. Светиться в эфире местного латвийского ТВ не то, чтобы никто не хотел бы, но на самоцель явно не тянуло.
Если бы г-н Крутой поссорился с г-ном Эрнстом в любое другое время, не стоило бы даже упоминать про этот конфликт. Два бизнесмена не сошлись во мнениях, так бывает. Но в свете большого затратного проекта, которым является фестиваль, отсутствие в телеэфире главного российского телеканала (вещающего по спутнику на добрую полсотню стран мира) стало трагедией. Журналисты кидались на генерального директора конкурса Александра Румянцева, на самого Крутого и многих других с единственным вопросом о телетрансляции, но ничего вразумительного услышать не могли. Более того, у владельца телеканала «Муз-ТВ» Игоря Крутого не было прав показать его на своем собственном канале, даже картинку для новостей показать он не мог. Поэтому беспрецедентная история: на канале Крутого вообще не было информации о «Новой волне».
Крутой и Румянцев делали постные мины, напыщенно говорили о том, что фестиваль покажут позднее, что на Украине его увидят чуть ли не 1 августа, а в сентябре покажут по спутниковому RTV International. Артисты, приехавшие в Юрмалу, отказывались вообще разговаривать на эту тему. Одним словом, скандал.
Потери конкурса оказались такими: конкурсанты Алексей Чумаков (Украина) и Александр Панайотов (Россия) из телепередачи «Народный артист», звезды Глюко\'zа и Валерия, члены жюри Макс Фадеев и Иосиф Пригожин, телеведущий Валдис Пельш. Заметил ли отряд потери бойцов? Раймонд Паулс на пресс-конференции прокомментировал эти потери в духе пословицы «Бабу с воза – кобыле легче». Крутой совсем не стал комментировать.
Потери действительно не столь заметны, если назвать всех тех, кто все-таки приехал. Из иностранных звезд – Томас Андерс и Бонни Тайлер. Из наших – София Ротару, Верка Сердючка, Анастасия Стоцкая, Филипп Киркоров, Валерий Меладзе, «Виа Гра», «Мумий Тролль», хор Турецкого, «Фабрика звезд-4», Дмитрий Маликов, «Сливки», Анжелика Варум, Леонид Агутин, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Игорь Николаев, Лайма Вайкуле, «Hi-Fi», Татьяна Овсиенко, «Блестящие», Валерий Леонтьев, Маша Распутина, Борис Моисеев, «Дискотека Авария», «Би-2», «Сплин», «Чайф», «Звери», «Танцы минус» и многие-многие другие. Впечатляющий список.
Так в чем же суть конфликта? Версий много, однако нам стали известны некоторые факты, проливающие свет на запутанные взаимоотношения олигархов от шоу-бизнеса. После того, как Константин Эрнст в 1995 году стал генеральным продюсером, а затем директором главного телеканала России, он создал при нем в 1997 году компанию «ОРТ-рекордз», переманив лучших менеджеров из крупнейшего на тот момент рекорд-лейбла «Союз». Гендиректором «ОРТ-Рекордз» стал известный всем Иосиф Пригожин, а компания стала крупнейшим производителем музыкальных программ для канала. Одновременно компания подписала контракты с лучшими артистами на выпуск новых дисков, и артисты соглашались под страхом изгнания из телеэфира. Затем Эрнст и Пригожин разошлись во взглядах, и вместо «ОРТ-рекордз» Эрнст создал в 1999 году «Реал Рекордз» во главе с Аленой Михайловой. Однако к тому времени уже раскрутился «АРС» Игоря Крутого, и былой монополии на артистов «Реал Рекордз» не получил. С прошлого года «Реал Рекордз» снова возглавляет Иосиф Пригожин.
Но аппетит приходит во время еды. Теперь Эрнсту мало прибылей от деятельности «Реал рекордз». Доля «АРСа» на музыкальном рынке страны велика – это «Песня года», «Новая волна», «Фабрика звезд-4». И многие проекты успешны благодаря телеэфирам Первого канала. До какого-то момента Эрнст и Крутой находили финансовые компромиссы, уж не будем вдаваться в нюансы. Теперь все изменилось. Сначала Эрнст предложил Крутому поделить «АРС» пополам, и тот отказался. Месяц же назад создана продюсерская компания под руководством хорошо зарекомендовавшего себя на последней «Фабрике звезд» композитора Виктора Дробыша. Констанин Эрнст хотел бы передать ей преимущественные права на музыкальные проекты Первого канала. Уже решено, что «Фабрика звезд-5», стартующая осенью, будет продюсироваться именно компанией Эрнста-Дробыша.
В планы Эрнста входит полная монополизация прибыльного российско-украинского музыкального рынка, и надо сказать, что это вполне реальные планы. История с «ОРТ-рекордз» показала уже всю мощь Первого телеканала. До поры до времени эта мощь не использовалась, но времена изменились. Жена Эрнста Лариса Синельщикова, возглавляющая карманного телепроизводителя Эрнста «ВИД», ведет сейчас активные переговоры со многими известными артистами. Речь идет о переманивании их из компании «АРС» в продюсерскую компанию Дробыша. Многие артисты на «Новой волне» в приватных беседах рассказывали, что на них оказывает большое давление музыкальная редакция Первого. Об этом сообщала, в частности, газета «Московский комсомолец». Звонки раздавались буквально перед началом гала-программ с участием этих артистов. Максим Фадеев запретил исполнять любые свои песни на фестивале.
Такова подоплека. Но Игорь Крутой не был бы Игорем Крутым, если бы не имел свои козыри в этой схватке. И многие козыри дорогого стоят. Например, в рамках «Новой волны» отмечалось 50-летие композитора, и надо было видеть, с каким нескрываемым торжеством Крутой демонстрировал личное поздравление от президента России Владимира Путина. Путин наградил его, кстати, орденом Дружбы за совокупность заслуг. Поздравительную телеграмму прислал Борис Ельцин. На юбилей приехали многие видные политики и спортсмены – Хакамада, Тарпищев, Кафельников, вице-премьер Латвии Шлесерс и другие. Участие представителей звездной семьи Пугачевой – Киркорова, Орбакайте, Стоцкой, - выглядело весьма символично в контексте конфликта. После статей «пропугачевского» журналиста Гаспаряна, иронично осветившего планы Эрнста, стала ясна позиция самой Аллы Пугачевой.
Сам фестиваль получился насыщенным и ярким. Днем шли репетиции, вечером – конкурсная программа вперемежку с номерами звезд, ночью – пляжные вечеринки и дискотеки, опять же со звездным участием. Светские фуршеты сменялись разнообразными пресс-конференциями, зрители сторожили «фабрикантов» на служебных входах зала «Дзинтари», команда конкурсантов сражалась с командой жюри на футбольном поле (и честно победила со счетом 2:1), на ночных пляжных концертах «Ночь рока» и «Ночь поп-музыки» собиралось до 40 тысяч человек. И никаких беспорядков, все культурно и спокойно. «Юрмала - это столица мира!» - восторженно заявляли звезды «Муз-ТВ» Василий Куйбар и Маша Малиновская, глядя на всю эту культуру.
Пикантными событиями на «Новой волне» оказались дебют известной телеведущей Леры в качестве поп-певицы и скандальное сольное шоу Филиппа Киркорова, посвященное известной теме римейков. Кордебалет с розовых маечках и сам Филипп в устрашающе черной майке с надписью «Я люблю рЕмейки» впечатляли. Хотя вряд ли латвийские зрители могли понять весь контекст из разорванных российских газет, фотографий Ирины Ароян и заголовков прессы вроде «Филипп Киркоров нашел очередного любовника». Зато вполне определенно высказался Илья Резник, автор песни «Бей своих, чтоб чужие боялись»: «Я запретил Филиппу исполнять эту песню, но он исполняет ее». В целом Филипп Киркоров после известного скандала в Ростове стал предметом шуток, в том числе на сцене «Новой волны».
- А чего в зале нет Киркорова? – спрашивала посреди концерта Верка Сердючка.
- Да потому, что на тебе розовый бантик, а на мне - розовый платочек, - отвечал Кобзон.
В первом туре конкурса конкурсанты исполняли шлягеры своих стран. Под шлягером каждый понимал то, что хочет. Поэтому российская группа «Микки и Злата» выбрали песенку «Чунга-Чанга», а армянская «Hayer» – «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Однако в лидеры сразу вырвался паулсовский «Cosmos». Безупречная вокальная техника, необычное для поп-конкурса пение a capella (без сопровождения) и и симпатичные мордашки пяти солистов сыграли свою роль. Любимые книги участников группы – сочинения Платона, какие уж шутки. Не менее блистательно с профессиональной точки зрения выглядели армянские певицы, но на второе место жюри поставило обаятельного скучноватого Vinsent’a из Норвегии. Козловский оказался третьим, а Дубцова с «Безответной любовью» отстала от него всего на один балл.
Во втором туре необходимо исполнить мировой шлягер. И снова «Cosmos» вне конкуренции! «Billy Jean» Майкла Джексона они исполнили снова a capella, воспроизведя собственными голосами аранжировку и голос Джексона, и даже знаменитую «лунную походку» певца. С огромным отрывом ребята лидируют, русско-немецкий вокалист DEEMA неожиданно занимает вторую строчку. Дубцова и Козловский отстают, а на третьей строчке появляются израильская «Shay» и российские заводные «Микки и Злата». Становится понятно, что все решит третий тур.
В третьем туре Дубцова поет свой собственный шлягер «О нем», и случается неожиданное. За далеко небезупречное живое пение и общую скованность на сцене жюри умудряется поставить ей высший балл. Действительно, без высшего балла Дубцову не спасало уже ничего, второе место становилось миражом. Зал встретил решение жюри свистом и топотом. Но факт остается фактом, Дубцова на один балл опередила «Cosmos», но латвийским ребятам уже впору петь песню «Тату» «Нас не догонят». Потому что их догнать уже некому. Борьба идет за третье место, и получает его DEEMA.
За первое место «Cosmos» получил чек на 25 тысяч долларов. Дубцова – 20 тысяч, DEEMA – 15 тысяч. Специальный приз от юрмальской думы был вручен певцу из Израиля Шаю - серебряный диск, украшенный янтарным солнцем. Приз зрительских симпатий в виде перстня из черного золота с бриллиантом весом в 1 карат достался певцу из Норвегии Винценсу.
Есть ли шансы на то, что «Cosmos» станет звездой крупного масштаба, как это случилось со Стоцкой и «Smash!!»? Честно говоря, шансы минимальны. Уж слишком изысканна эта музыка для массового слушателя. Вот что говорит о своих любимцах-победителях сам Раймонд Паулс: «Перед ними много возможностей. Они могут петь и классику, и серьезную музыку, и попсу. Возможно, они сделают смешанную программу. Но, думаю, их музыка не для больших залов и стадионов, это все-таки камерное пение. Они могут великолепно выступать с концертами в крупных культурных центрах — Москве, Петербурге. А в провинции – сомневаюсь».
«Новая волна» стала настоящим бенефисом Игоря Крутого. И это главный результат конкурса. Вот что сказал о нем великий театральный режиссер Роман Виктюк: «В наше время так много мужчин, известных и неизвестных, которые самопроизвольно припечатывают себе звание секс-символа. И, видимо, их развелось так много, что когда вдруг появляется тот единственный (как Игорь Яковлевич, например), который божьей милостью определен как сексуальный знак конца XX и начала XXI века, то он вынужденно скромничает, краснеет и улыбается почти фальшиво - лишь бы его оставили в покое. Так вот, я желаю, чтобы та маска скромности, которую юбиляр на себя надевает, на вторые его пятьдесят лет им была снята напрочь! И чтобы он помнил, что он Единственный, Неповторимый и Сексуальный!»
Вот вам и итог «Новой волны».
Гуру Кен (специально для газеты "Публика", Украина).
Комментарии