Рок-звезды впали в детство. Трибьют Алексея РЫБНИКОВА

Вдохнуть жизнь в каноны – вообще очень соблазнительная идея для любого музыканта. Вообразите, какой простор для фантазии. Особенно заманчиво представлять себе, каким еще способом можно встроить мелодии, известные от мала до велика, в свой собственный стиль. Эх, брат Пушкин…

А чего? И назвать – «Я и Рыбников». Звучит?

С другой стороны, пыль с памятников тоже смывать нужно. Потому что иногда не отличишь памятника Пушкину от памятника Гоголю. Пыльновато. Цена просветительскому пафосу выясняется при изучении вопроса о ценности переделки как песни вообще. Великое множество трибьютов спотыкалось об эту перманентную ценность. По пальцам можно пересчитать успешные примеры, когда песня из трибьюта становилась не проходной халтуркой, а одной из популярных и любимых в репертуаре. Достаточно вспомнить песни Цоя в исполнении «Алисы». С такой высокой колокольни и будем судить.

Ты помнишь, как все начиналось?

Почти уверен, что впервые песню из грядущего трибьюта большинство зрителей услышало на «Неголубом огоньке» в новогоднюю ночь с 2003 на 2004 год. Помните, Борис Гребенщиков на пару с лидером «Сплина» Александром Васильевым проникновенно спели «Песню о звездах»? Идея вспомнить гениальную рыбниковскую мелодию принадлежала Михаилу Козыреву. Он рассказал о ней Борису Борисовичу, тот вместе с клавишником «Аквариума» Борисом Рубекиным сделал аранжировку, и так на свет появился один из самых удачных опытов по оживлению детских воспоминаний.

Наиболее продвинутые любители альтернативы знают, конечно, «Бу-ра-ти-но!» от заводного «Тайм-аута». Она тоже вошла в трибьют «На перекрестках детства».

Сам подбор музыкантов для трибьюта кажется очень продуманным. Ни одного представителя поп-рока. Уже смело. Бескомпромиссные «Алиса», «Оргия праведников», «E.S.T.» и «Чернозем». Изысканно-психоделичная «Рада и Терновник». Рок-барды и молодежь. Ставка на честную альтернативную музыку.

Когда есть мелодия, и к ней нужно всего лишь приложить кое-что, - это самое «кое-что» обычно не получается ярким. Данный трибьют блистательно подтвердил известный закон ремикса. Самые удачные треки (за одним исключением, о котором позже), - треки без всяких инструментальных выкрутасов. И чем проще, чем приближеннее к оригиналу, тем вдруг свежее и интереснее слушается.

Трек-лист

Группа «Рада и Терновник» сохранила в романсе из «Юноны и Авось» самый обычный гитарный перебор, прибавила звонкий голос Рады Анчевской с феноменальной вокальной техникой, - и всего делов. Звучит «Я тебя никогда не забуду» нежно и точно, даже не припомнить такого сильного исполнения популярного романса на стихи Андрея Вознесенского. Аккуратный привкус психоделии выглядит утонченной специей в прекрасном блюде

Имя группы «Проект МА» мало что скажет почти любому слушателю. А вот милая добрая песенка «Я тебе, конечно, верю» с голосами Насти Макаровой и Дмитрия Максимачева знакома уже многим. Песня стала одной из жемчужин трибьюта. Парадокс. Дмитрий, например, саунд-продюсер «Billy\'s Band» и отличный перкуссионист. И группа своя у него есть (как и у Насти Макаровой). А вот известность пришла благодаря бесхитростной песне Алексея Рыбникова из «Большого космического путешествия». Снимай клип, и становись звездой. Вот какие бывают результаты у трибьютов.

Альбом «На перекрестках детства» не избежал пустышек. Трудно себе представить, что версии Михаила Башакова или «Чистяков Бэнд» вспомнятся уже через годик. Сакраментальное «зачем все это?» пусть повиснет в воздухе, каждый музыкант имеет право пошалить. Иногда неудачно.

Весьма креативно подошли к делу «Алиса» и «Оргия праведников». Если есть отличная музыка, но нет слов, – нужно написать слова. И получится отличная песня. Константин Кинчев написал элегическо-суровый текст к теме "Испаньола в море" из фильма "Остров сокровищ". В сочетании с мелодией Рыбникова вышла вполне «алисовская» песня «Синий предел». И даже дала, в другой аранжировке, название целому отдельному синглу «Алисы», ставшему чуть ли не гимном ВМФ для продвинутых моряков. Первый вариант «Синего предела» можно услышать именно на этом трибьюте.

Самая интеллигентная из тяжелых групп, «Оргия праведников», тоже сочла негожим расточительством «пропадать» замечательной мелодии из фильма «Тот самый Мюнхгаузена». Той самой, под которую герой Янковского поднимается по бесконечной лестнице вверх. Сергей Калугин сам написал жесткий текст, отказался от привычной гитарной акустики, и «Оргия праведников» зазвучала горько и одухотворенно. «Я начинаю вспоминать», - поет Калугин, и флейта с соло-гитарой начинают пронзительную вязь знаменитой мелодии, то сплетаясь в унисон, то расходясь в стороны. В конце концов, вязь теряет все рыбниковские очертания, и свистящей горечью уходит вверх. В небо.

Очутиться в детстве

Особо стоит отметить работу проекта «Летучие рыбы», целиком посвященного трудам по популяризации музыки Рыбникова в рок-сообществе. Фронтмен Александр Андрюшкин – легендарный тюменский музыкант, без его группы «Кооператив Ништяк» невозможно представить себе историю русского рока. До некоторых пор он был также концертным барабанщиком «Гражданской обороны». В проекте «Летучие рыбы» к нему присоединился соло-гитарист из той же «Г.О.» Игорь Жевтун (Джефф).

У Андрюшкина своеобразный вокал, с несмыканием связок и мягкой вкрадчивостью тембра. Однако именно такой голос оказался весьма подходящим к фантазийному миру мелодий Рыбникова. И пресловутая простота. Самый жанр русского рока, не отягощенного грузом гармонических секвенций, максимально открытый мелодии и слову, оказался впору. Темы из сказок «Красная Шапочка», или «Мюнхгаузена», или «Приключений Буратино» - ложатся на этот жанр, будто и были в нем созданы.

На концерте-презентации трибьюта в клубе «Апельсин» 26 января «Летучие рыбы» сыграли целый сет из произведений Рыбникова. И видели бы вы счастливые лица людей самого разного возраста, комплекции и музыкального вероисповедания. Мигом оказаться в детстве, распевая «А-а-ах, здравствуйте, реки вот такой ширины!» - дорогого стоит.

Жизнь коротка. А искусство вечно.

Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic

Еще об этом