Гуру Кен: Идея заключалась в том, чтобы создать подборки качественной музыки в каждом из жанров!

Интернет-радиостанция «Радио онлайн NM» создана на базе новостного портала «NEWSmuz», но в ротации появляются не только хиты и последние музыкальные новинки. Напротив, станция акцентирует внимание на песнях, которые полюбились многим, независимо от года их выхода, в эфире играет «золотой фонд» отечественной музыки. О том, почему на радиостанции можно услышать только российских исполнителей, о своем видении будущего Интернет-радиостанций в России и FM-вещания Радиопорталу рассказал основатель и программный директор «Радио онлайн NM» Вадим Пономарёв. 

«Идея создания собственной Интернет-радиостанции появилась по следующей причине. У нас есть большой музыкальный портал. Он раньше назывался NEWSmusic.ru, а сейчас мы переехали в newsmuz.com. На портале публикуется большое количество новостей, ему уже лет пятнадцать в общей сложности. Музыканты нам присылают свои записи, а мы их ставим себе в новости, на Youtube. Но это всё длительное время происходило не системно. Поэтому мы подумали, а не поддержать ли нам отечественного производителя, не сделать ли радиопоток в рамках большого портала с сугубо отечественной музыкой – отчасти и потому, что портал ранее писал только об отечественной музыке, поп, рок, этно, джаз, классической и так далее, - вспоминает основатель проекта «Радио онлайн NM» Вадим Пономарёв. - Возникла идея сделать радиопотоки в соответствии с теми разделами, которые были у нас основаны на портале. Сейчас если зайти на Newsmuz.com, то тоже можно увидеть на главной странице четыре колонки: «поп», «рок», «классика» и всё прочее – этника, джаз и так далее. Этот последний поток мы назвали «Neo radio», чтобы дистанцироваться от сугубо жанровых станций. Поэтому и задумали создать четыре потока, а не один. Произошло это примерно в 2010-м году, ещё на домене «NEWSmusic.ru». Мы попросили музыкантов присылать нам свежие треки для ротации. Сделали отдельный сервер, поставили программное обеспечение. Это всё было несложно, поскольку сервер у нас свой. Мы никогда не арендовали никаких радиосерверов, как многие сейчас делают. И мы никогда не были ограничены в объёме трафика, так как сервер и наш тарифный план позволяли нам в достаточно больших объёмах всё это прокачивать. А новостной сайт не требовал большого трафика, там же тексты в основном и фотографии. Таким образом, мы создали четыре потока. Это было ещё до того, как появились радиостанция «Кекс» и другие, подобные ей, со смешанным форматом: и песни из кинофильмов, и джазовые композиции, что-то из советской эстрады – приятная музыка на выбор редактора. В 2014-м году радиопроект переехал на самостоятельный домен Radionm.com».

Портал «NEWSmuz» существует уже длительное время, с начала нулевых годов: «Создавался он как один из немногих тогда источников новостей об отечественных артистах, - рассказывает Вадим Пономарёв. - Это сейчас есть огромное количество источников музыкальных новостей.

Запустился наш проект на одном домене в 2002-м году, в 2005-м открылся «NEWSmusic.ru» и стал изначально крупнейшим источником новостей об отечественной музыке. Первые годы специализация была именно на отечественных музыкантах, мы только года полтора-два назад начали писать и о западных музыкантах. Мы не конкурировали практически ни с кем, потому что было тогда информационное агентство «Интермедиа», был сайт «Звуки.ру», который писал в основном о западной музыке. Об отечественной музыке не было почти ничего. За счёт этого мы нарастили и аудиторию, и контентную базу, выросли в самый посещаемый, именно новостной, а не с пиратскими mp3-шками, музыкальный портал. И сейчас продолжаем оставаться крупнейшим. Хотя сегодня ситуация сложная. Посещаемость падает, потому что фанаты получают информацию через социальные сети, на страницах исполнителей, буквально из первых рук. Музыкальным новостям сейчас сложно во всём мире, а в России как-то особенно. Но выживаем, активно работаем. В день выходит двадцать-тридцать новостей, как минимум. С нами сотрудничают первоклассные журналисты в разных сферах популярной музыки, рок-музыки, джазовой, этники, по классике у нас, по-моему, вообще лучшие журналисты, которые пишут о классической музыке в России: Елизавета Дюкина, Александр Матусевич, Владимир Ойвин. Таким образом мы работаем сейчас. Изначальная задача у сайта была очень простой: открыв сайт, человек смог бы получить абсолютно исчерпывающую информацию обо всём том, что за день произошло в шоу-бизнесе. Я считаю, что и по сей день мы выполняем эту функцию. Открыв наш сайт, вы увидите самое главное, что произошло в шоу-бизнесе. Не надо бегать по разным сайтам, есть один портал, на котором аккумулируется, собирается вся информация и полная картинка предоставляется. Сейчас наш портал никак не связан с радиостанцией, они разведены и по доменам: http://radionm.com/ и http://newsmuz.com. Но, тем не менее, люди, которые пишут для «NEWSmuz», иногда выходят и в эфир: делают передачи или мы записываем с ними интервью или что-то подобное. Название нашей радиостанции «NM» – это сокращение от нашего основного портала – «NEWSmuz». «Радио онлайн» вынесено в названии сугубо для оптимизации поиска, мы же живём в Интернете, соответственно, зависим от всех вариантов того, как до нас люди доходят, в том числе нас находят через Яндекс, Google и так далее…».

В эфире «Радио онлайн NM», по словам Вадима Пономарёва, звучит преимущественно качественная музыка разных жанров: «Мы изначально не ставили целью сделать потоки в формате только новинок. У нас принципиально нет горячих ротаций. В ротацию попадает скорее так называемый the best, золотой фонд: на поп-радиостанции у нас крутятся песни Аллы Пугачёвой, начиная от «Арлекино», и также последние хиты «Серебро», «Винтаж» и кого угодно ещё. Идея заключалась в том, чтобы создать подборки качественной музыки в каждом из жанров, не зависимо от года её появления. Соответственно, мы были сильно ограничены в новинках, поэтому брали в ротацию только те песни, которые считали достойными, которые могут слушаться на равных вместе с золотыми хитами. Подключили партнёров, подключились к guzei.com, подключились к «ТопХиту» Игоря Краева, к каким-то агрегаторам, поставщикам контента, плюс у нас очень плотное сотрудничество с лейблами – они охотно всегда нам присылают всё, что мы попросим, поскольку мы новостной музыкальный портал. Проблем с контентом изначально мы не ощущали никаких, скорее ощущалась проблема с публикой. В 2010-м году Интернет-радио уже не было новинкой, но постоянно слушали его немногие. Сейчас и конкуренция выше, и, с другой стороны, аудитория стала более привычной к Интернет-прослушиванию».   

На радиостанции играет только российская музыка: «Никаких зарубежных хитов у нас нет и не было. Только иногда мы можем поставить какую-нибудь специальную программу, например, перед Новым годом подборку новогодних песен. Это мы делаем регулярно ко всем праздникам. Плюс есть сезонный фактор: летом много песен про море, про лето, зимой – что-то зимнее, чтобы у слушателей создавалось атмосферное ощущение. Звучит у нас отечественная музыка не потому, что наша музыка лучше, или наши музыканты играют лучше, чем их коллеги в Америке или в Англии. Нет. Мы изначально создавали проект, чтобы поддержать наших музыкантов. Леди Гагу поддерживать не надо, у неё  и так всё в порядке, а вот российских музыкантов поддерживать необходимо, у них не всё в порядке, нужно где-то продвигать их песни - этим мы и занимаемся», - говорит основатель проекта «Радио онлайн NM».

Вадим Пономарёв

Всё музыкальное оформление Интернет-радиостанции выполнено высококлассными специалистами, с гордостью рассказывает Вадим Пономарёв: «Одежду эфира нам сделал мой хороший приятель, известнейший композитор – Александр Шульгин, сейчас он записывает очень хорошие джазовые альбомы. Александр Шульгин сделал нам полностью одежду эфира под все четыре потока, написал и заставки, и отбивки, и так далее. Голосовые id записал для нас Jingle.ru, профессиональные люди, которые профессионально этим занимаются».

В социальных сетях коллектив «Радио онлайн NM» совершенно не активен по следующим причинам: «Делать сухие анонсы в соцсетях неинтересно. Ни в одной социальной сети невозможно поставить плагин или виджет, который бы вещал именно наши потоки. А пример моих коллег, которые выкладывают в сообществах своих Интернет-радиостанций всякие треки откровенно пиратским образом, мне не кажется достойным подражания. Мы бы хотели работать в совершенно легальном поле. Нам бы не хотелось выкладывать пиратские треки во «ВКонтакте». Многие люди это делают – пускай делают. Пока наша интеграция в социальные сети ограничивается виджетом комментариев: комментарии на нашем сайте через «ВКонтакте». Пока достойной формы работы с социальными сетями мы не видим, и даже примеров правильной и хорошей работы не наблюдаем».

Интернет-радиостанция реализует и партнёрские проекты: «Мы регулярно делаем заходы в разные стороны. Опыт показывает, что, к сожалению, в мире Интернет-радио всё очень нестабильно, - отмечает создатель «Радио онлайн NM». - На нашей станции выходит моя передача «Гуру Кен Шоу». И я как-то озадачился: у нас есть передача о рок-новинках, почему бы не поделиться ею с другими станциями – с такими же Интернет-радиостанциями, абсолютно бесплатно. Таким образом, договорился примерно с пятнадцатью станциями о том, что примерно раз в неделю я буду присылать им mp3-передачи, которые они будут ставить в свой эфир. Где-то через месяц выяснилось, что две станции уже закрылись. На второй месяц выяснилось, что ещё несколько станций не закрылись, а перестали вообще обновляться, то есть фактически их забросили. А приблизительно через год выяснилось, что из всех пятнадцати станций, с которыми я договаривался, в живых осталась только одна, но она переформатировалась настолько, что рок-музыке там нет места, остался сплошной dance. Такие смешные опыты. С тех пор я перестал рассылать свои передачи бесплатно, да и вообще рассылать. Меня вполне устраивает то, что они выходят в эфире нашей станции. Из внешнего контента мы регулярно используем «TOP-HIT чарт» с Фоминым просто потому, что он регулярно выходит, то есть я твёрдо знаю, что каждую неделю будет новый выпуск. Совсем недавно - опять же через «TOP-HIT», потому что он с правами договаривается - начали на поп-потоке ставить новое шоу «Dance Craft». В основном это электронная музыка: house, electro, dram and base и так далее. Шоу у нас выходит несколько недель, поэтому я пока не готов говорить о том, как публика его воспринимает или не воспринимает вообще рядом с Пугачёвой и Киркоровым. Ещё потестируем, посмотрим. Брать передачи из эфира, например, «Нашего радио» или откуда-то ещё, мы не хотели никогда. А Интернет-радиостанции мрут, как мухи, на их месте появляются новые, они также мрут. Ситуация очень нестабильная пока, прежде всего, из-за отсутствия модели монетизации».

«Радио онлайн NM» играет у слушателей станции преимущественно фоном: «По большей части наша аудитория – это люди, сидящие где-то в офисах, или это фрилансеры, находящиеся у себя дома или где-то ещё и работающие целый день за компьютером, они открывают окошко с радиостанцией, которая у них и играет. По большей части это так. Людей, которые специально приходят к нам в 19.00, чтобы что-то послушать, у нас нет. Для нас это не рентабельно, для нас важнее, чтобы проект жил, а не так, чтобы вбухать в него деньги и через месяц закрыться, как происходит со многими Интернет-радиостанциями. За тот период, который мы работаем, я не знаю, сколько сотен радиостанций позакрывалось. А мы остались и работаем. Для меня это гораздо важнее. Но хотелось бы, конечно, прийти к прямому общению со слушателями в эфире. На данный момент с этим большие проблемы. Музыка играет, программы идут, а прямого общения в эфире не происходит, то есть в эфир нельзя позвонить и так далее. Мы пока не нашли модели работы с ведущими. Технологически всё для этого у нас есть: и звонки через скайп принимать можем, и вести прямые эфиры можем. Возможность, как это реализовать, пока не нашли, но есть кое-какие мысли по этому поводу, и, думаю, что в течение этого года мы запустим и такую функцию».

Посчитать слушателей – это вечная проблема, считает Вадим Пономарёв: «Если бы нас слушали только на нашем сайте, это сделать было бы просто. На сайте есть триста-пятьсот человек в день, можно считать, что такое количество человек нас слушает. Но на самом деле это не так. Мы с самого начала сделали открытые потоки для всех. Мы вывесили проект в iTunes, у Гузея, открыли даже плееры, то есть можно поставить наш плеер на любой сайт. Мы можем опираться только на статистику соединений, которую видим у себя на сервере. В среднем это от тысячи до пяти тысяч в сутки. Самый популярный канал, как ни странно, - это не поп-музыка, а рок. На втором месте – этническая музыка, возможно, потому что в Рунете практически нет этнорадио, либо есть, но в совершенно ужасном виде, а у нас первоклассная подборка высочайшего качества по звуку. Конкуренции по этнике у нас практически нет. Каналы с поп-музыкой и околоджазовой музыкой мы изначально делали как золотой фонд. Они слушаются гораздо меньше. Они у нас скорее для престижа». 

Коллектив Интернет-радиостанции на протяжении всего её существования менялся, периодически к нему присоединяются новые люди, а реализовавшие на «Радио онлайн NM» свои проекты его покидают: «Технический специалист отвечает за весь наш сервер, соответственно, и за радиосервер тоже, он решает все технические дела. Я в качестве программного директора отвечаю за тот репертуар, который у нас играет, за постановку новых песен, выпуск роликов о всяких фестивалях, концертах, - говорит Вадим Пономарёв. - Журналисты у нас появляются сами собой. Мы на основном нашем портале работаем с высокопрофессиональными, но с пишущими журналистами и фотографами. Тем людям, которые появляются и изъявляют желание себя попробовать на нашей Интернет-радиостанции, мы говорили «Welcome! Давайте, пробуйте». Это, конечно, непрофессиональный подход, но в условиях некоммерческой Интернет-радиостанции, мне кажется, это вполне разумно. Тем более, что мы ничем не рискуем: в эфир ставим записанные передачи, их я сначала прослушиваю. Если качество и контент подходят, то запись идёт в поток. Время от времени появляются новые люди. Кто-то из тех, кто начинал, перестают сотрудничать с нами. Это нормально, мы же не платим денег за это. Люди просто-напросто самореализуются, ходят и берут интервью с поп-звёздами, делают репортажи с концертов – очень хорошо, почему бы нет».     

После того, как радиостанция зазвучала, команда запустила несколько авторских передач: «Они были совершенно разными. Я сам вёл и продолжаю более-менее регулярно вести программу о рок- и поп-новинках – «Гуру Кен Шоу» и «Поп-Топ» соответственно. На сайте есть архивы моих двух программ. Так как аудитория маленькая, относительно маленькая – тысяча человек в день – это не такая уж большая аудитория, чтобы тратить деньги и монетизировать радио. Такая ситуация не позволяет нанимать людей, чтобы они что-то вещали в эфире, и платить им зарплату. Поэтому мы пошли другим путём. Мы сделали музыку нон-стоп, а программы записываем отдельно, они ставятся в ротацию примерно один раз в сутки, то есть одна программа один раз в сутки выходит, аналогично песням. Также взяли то, что доступно: «TOP-HIT чарт» с Митей Фоминым. То есть мы стараемся найти любой контент, который доступен без ограничений.  Программ, которые записывались именно для нас, было немного, этим занимались человек пять. Они записывали интервью с артистами, например. Всё это было не в режиме онлайн, не в прямом эфире, а в записи, для оптимизации расходов. Новые программы зависят от прихода новых людей. А новые люди приходят к нам самотёком. Поэтому всё будет зависеть от того, какие люди появятся, что предложат нам, что мы им предложим – это всегда вопрос договорённостей. На мой взгляд, нам сейчас не хватает каких-то целевых программ об истории музыки, об истории песен. Такие передачи требуют подготовки, требуют времени. Нам сейчас не хватает на это ни сил, ни денег, ни времени. Думаю, что такие передачи будут у нас обязательно. Появился пока человек, который хочет о джазе вести программу. Поэтому ближайшее, что будет, - это отдельная джазовая передача, джазовые новинки с известным джазовым журналистом. Но имя я пока не могу открывать, поскольку окончательно не договорились», - рассказывает основатель проекта.

Установленной сетки вещания нет на «Радио онлайн NM»: «Мы не считаем вообще это нужным и необходимым. Это имело бы смысл для того, чтобы подгонять аудиторию к какому-то часу, к определенному времени, в течение которого была бы живая программа, - говорит Вадим Пономарёв. - У нас нет студии, и мы не собираемся её создавать. Мы не собираемся идти по пути, по какому пошёл Чайка со «Своим радио» – вбухать кучу денег в студию, вещание, а потом думать, как это отбивать, и где брать деньги на следующие месяцы работы. У нас такой проблемы нет. Возможно, это не даёт нам скакнуть повыше, собрать большую аудиторию, но зато это даёт стабильность существования в том смысле, что твёрдо знаем, что ни от кого не зависим, и нам не надо никому платить арендную плату за студию, не надо платить за софт и так далее. На мой взгляд, сейчас существенные вложения в Интернет-радио в России не то, чтобы рискованные, они спекулятивно рискованные. Вкладывать деньги сюда не рентабельно, поскольку монетизация Интернет-радиостанции практически отсутствует. Насколько я знаю, даже большие порталы, наподобие 101.ру, входят в большие издательские дома, и только за счёт этого у них появляется какая-то реклама. У нас изначально был минималистичный подход: хорошая подборка музыки, качественно записанные передачи, которые не выводили бы нас в финансовый минус. Именно так у нас сейчас происходит».   

Модели, как можно монетизировать Интернет-радиостанцию, по наблюдениям Пономарева, до сих пор не найдены: «Рекламодателей, желающих ставить аудиоролики в эфир, очень мало. За все прошедшие годы их было, может быть, двадцать, то есть всерьёз об этом говорить невозможно, - замечает основатель «Радио онлайн NM». - Кроме того, из-за правовой ситуации в России мы в 2012-м году переехали в зону «.com», так как не смогли договориться с РАО об отчислениях: РАО хотело много и сразу, а суммы, сопоставимые с нашим оборотом, с рекламными доходами портала «NEWSmuz», они отказывались принимать, отказывались договор заключать, услышав о таких суммах. Меня позиция РАО сильно удивила. Поэтому в какой-то момент мы попросту решили выйти из зоны «.ру» полностью, получили заверение от РАО, что при нашем переходе в зону «.com» интереса для них мы представлять не будем. Наш радиопроект – достаточно некоммерческая вещь, сама в себе, но зато имеем достаточно плотный пул людей, которые регулярно нас слушают. Особенно это касается рок-музыки. Это совершенно специфический контенгент. То состояние, в котором мы сегодня существуем, нас удовлетворяет. Радиостанция работоспособна, мы вещаем в шикарном качестве – 320. Кто из Интернет-радиостанций вещает в этом качестве? А у нас золотой фонд и поп-, и рок-музыки, и околоджазовой музыки, и этники в формате 320 в потоках. Для нас изначально было главным качество звука. Есть потоки и с меньшим качеством записи – всё зависит от скорости Интернета, у пользователей есть возможность выбирать. Возможность слушать музыку в формате 320 было для нас делом принципа, и мы по-прежнему так работаем. А вообще я большой скептик в вопросе монетизации Интернет-радиостанций. У Интернет-станций в принципе есть несколько моделей монетизации, они, как правило, используются в комплексе, то есть это обычные аудиоролики, как и у эфирных станций, это платные заявки на включение песни, это платные поздравления в эфире и, собственно, всё. Остальное – это побочные доходы: можно и билеты на концерты продавать одновременно, но к радио это не имеет отношения. Аудиоролики сейчас для рекламодателя по большому счёту неинтересны, я бы для своего бизнеса тоже не заказал аудиорекламу на Интернет-радиостанции, потому что я совершенно чётко представляю, насколько это небольшой срез аудитории: тысяча, или пять, или даже двадцать тысяч не имеют никакого значения – это мизерные совершенно цифры. В первую очередь, думаю, в будущем первыми начнут монетизироваться городские радиостанции в тех городах-миллионниках, прежде всего, где есть свои городские Интернет-станции, не обязательно музыкальные, они могут быть какими угодно. Такие станции получат прибыль первыми. Как только FM падёт, - а падёт он уже совсем скоро, это понятно – эти станции получат деньги от рекламодателей в первую очередь, если у них есть более-менее серьёзный охват аудитории в Интернете. Федеральные Интернет-радиостанции размазаны тонким слоем по всей аудитории, и у каждой есть свои слушатели, но сама по себе в целом она абсолютно не интересна рекламодателям. Мы уже много лет обсуждаем тему создания какого-то рекламного брокера, который бы работал с Интернет-радиостанциями, но пока нет людей, которые готовы его создать. Я сам не готов этим заниматься. Если бы кто-то создал рекламного брокера, который работал бы сразу с пулом Интернет-станций и собирал бы рекламу, чтобы это были не тысяча и не двадцать тысяч, а миллионы слушателей, такое предложение для рекламодателя было бы интересным. Большая трагедия для российского Интернет-радиовещания заключается в том, что такого рекламного брокера до сих пор нет. Это сильно осложняет нам всем жизнь. На городском уровне всё более практично, то есть когда у тебя городская Интернет-радиостанция, и тебя слушают в машинах через wi-fi или 4G, у тебя новости своего города, чёткая сколько-то тысячная аудитория, состоящая из жителей только твоего города, – вряд ли кто-то в Москве будет слушать новости Владивостока или Новосибирска – рекламодателям становится интересно, потому что они тогда чётко представляют, кто радио слушает, на кого может быть рассчитана реклама. В перспективах городских Интернет-станций в миллионниках я более или менее уверен, а в том, что жизнь музыкальных станций, которые работают вообще для всех, в ближайшие пять-десять лет наладится, сомневаюсь, я не думаю, что у них всё будет хорошо».  

FM-частоты основатель «Радио онлайн NM» не считает перспективными: «Мне кажется, что перейти в FM-диапазон с нашими законами практически невозможно. Это невозможно, потому что очень сильно ограничено количество частот, которые выдаёт Роскомнадзор. Они разыгрываются за бешеные деньги. Я бы, даже если бы у меня было несколько миллионов долларов, сейчас в FM-бизнес не пошёл, просто потому что, как только появятся магнитолы с wi-fi или с быстрым 4G, массово появятся, вся FM-мафия умрёт. Она должна была давно умереть, но технический прогресс до нас не так быстро дошёл. То, что я вижу, происходит в Японии, как наиболее технологически развитой стране, там FM-радиостанции практически умерли, там, в основном, уже слушают Интернет-радио, может быть, те же самые станции, но только через Интернет, потому что на любой дороге в Токио можно ловить быстрый Интернет без всяких проблем. Россия отстаёт с этим, но мы же понимаем, что это отставание временное. Пусть пройдёт пять лет, но придём всё равно к тому, то сейчас в Японии, останется FM-вещание где-то на далёких трассах в регионах. Наша аудитория в основном – это жители больших городов, поэтому мы понимаем, что все всё равно придут к нам или не именно к нам, а в целом в Интернет-потоки. Я не понимаю, какой смысл вкладываться в FM? То, что мне известно о том, как некоторые российские миллионеры заводят себе сразу несколько радиостанций, вбухивают в них огромные деньги просто для своего удовольствия, только доказывает, что радиобизнес сейчас не самое интересное место, где хотелось бы работать, куда хотелось бы вкладываться…»

Елена Дюкова, Radioportal.ru

Еще об этом