Одна из лучших вокалисток русской world-music не только давала концерт, но свой день рождения отпраздновала на сцене.
Калмыкова делает непростые экспириенсы: замешивает славянские (прежде всего северные), ведические, даже восточные культуры в один прото-языческий котел. Для нее весь аутентичный материал - суть исходник для шаманского обряда. Она даже на зрителей почти не смотрит. Шаманит, волхвует, медитирует.
Живая Земля
Ее проект «Живая земля» в нынешнем виде - почти чистая перкуссия. Андрей Tanzu импровизирует с мелкой перкуссией, Дима Равич колдует с архаичными кожаными большими барабанами, жихаревская била (мини-звонница) рулит протяженной ритмикой. Сама Калмыкова командует электронным плейбеком из ноутбука и издает аутентичные звуки из древней скрипки со струнами их конского волоса. Но главное - она поет.
Вообще-то концерты Татьяны Калмыковой - непростое дело для слушателей. Мрачноватое, на грани магии действо требует полного погружения в атмосферу. Отвлечься хоть на минуту - потерять атмосферную нить. А никаких сбросов, юмора, развлечений не предусмотрено априори. Калмыкова поет или с закрытыми глазами, или обращенными куда-то вверх, к небу. Стоит нащупать эту эмоциональную связь, и барьер для постижения искусство Калмыковой преодолен. Мигом переносишься в деревенскую избушку с оконцами в полную луну: мебель из сосны, дровяная печь в углу, потрескивание поленьев.
Татьяна Калмыкова
Гораздо сложнее с «веселыми» песнями, без которых не обходится ни одна настоящая посиделка в деревне. Юморные песни - явно не конек Калмыковой. Она отказывается следовать заложенной в тексте смешливой фабуле, и скоро-наскоро проговаривает текст, ища в нем ритмические смыслы. Чаще всего результат предсказуем - наносная магичность вступает в конфликт с народным текстом, и Калмыкову заносит в кликушество и по сути беснование. Тут еще есть, над чем поработать.
Лучшие же песни в исполнении Татьяны - серьезные, философского склада. Здесь она раскрывает мистериальность сущего даже в повествовании о метели или гадании на суженого. Вскрывает подтексты, обнажает великую мощь природы и дарит сопричастность к ритуалу единения с силами мироздания. Сущность творчества Калмыковой - несомненное язычество, слабо соприкасающееся с позднейшим русским христианством. Бога в такой системе координат нет. Договариваться надо с ветром, звездами, водой, огнем.
... А после сложнейшего сета Татьяна приглашает всех на чаепитие с собственноручно испеченными пирожками по старому северному рецепту: с тыквой, пшенной кашей и сливочным маслом.
Гуру КЕН
Комментарии