Белорусская этно-певица, пианистка и композитор Ирэна Котвицкая презентовала в Москве свой альбом «Этно Фантазия», вышедший по весне.
Концерт прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории и, поскольку не было рекламы и пиара, собрал исключительно посвященных.
Феномен Котвицкой — в соединении академической традиции и корневой народной музыки. Кто, где еще такое делает в России, например? А Котвицкая легко соединяет аутентику белорусской глубинки и фортепианную технику Дебюсси, Стравинского и прочего модерна. Выглядит это до невозможности просто: стоит Ирэн и поет а капелла, а потом Ирэн садится за фортепиано, и поет под свой же аккомпанемент.
Видимая простота обманчива. Нарочито сдержанная исполнительская манера напитана пластами самых разнообразных предтеч, от Элтона Джона до Queen, от Стравинского до Рахманинова. Просто поразительно, насколько народная песня может органично соединяться с субкультурами XX века. Еще более поразительно, что народная песня не теряет в своей полноте ни сюжетности, ни мелодичности, ни глубины. Напротив, обретает благородности и полифоничности.
«Весенняя песня — про то, когда стада скота впервые выходят на пастбище», - поясняет Ирэна Котвицкая очередную песню, и звучит фортепианный модерн — струящийся, журчащий, певучий. Ощущения невероятные.
Сама Ирэна немного зажата, словно магия великого зала немного стесняет ее. Но творческая свобода безгранична — вот скрябинские пассажи, а вот напористый драйв от Фредди Меркьюри. Порой Котвицкая берет в руки каляку — и выдает корневую мелодию... Смешиваются народные и авторские композиции — все во имя нового синтеза, имя которому — world music.
Дипломированный этномузыколог, Котвицкая умеет разделять народное и свое. Но в живом концерте все едино: отсылки к классике XX века и деревенские баллады о любви, арт-рок и а капелла. А самое главное — живой дух народной песни, который выглядит прекрасным и самодостаточным в самой рафинированно-изысканной оболочке. Чтобы стоять, надо держаться корней.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии