В «Крокус Сити Холле» прошли первые после десятилетнего перерыва гастроли знаменитого грузинского ансамбля «Рустави».
Случайно или нет, но концерт в Москве совпал с разрешением путинского режима на импорт в Россию минеральной воды «Боржоми» (ранее она якобы не соответствовала нормам). Так что праздник для грузинской диаспоры наверняка был бы полноценный, если бы она… пришла. Увы. Зал зиял пустотами, и заполнился к началу концерта от силы на треть. И если отсутствие москвичей еще можно как-то объяснить практически полным отсутствием рекламной компании концерта, то игнорирование грузинской диаспоры объяснить решительно невозможно.
И тут надо отдать должное артистам. Они не обиделись, не стали в позу оскорбленных. Напротив! Они утроили энергию, пели и танцевали больше чем в полную силу, и смогли-таки довести концерт до бурной овации и многократного вставания всех зрителей, восторженно аплодирующих удивительному мастерству артистов.
«Рустави» - гордость Грузии. Его национальный бренд. Ближайший аналог в России – хореографический ансамбль «Березка», только грузины еще и блистательно поют. В нынешнем году основанному Анзором Эркомаишвили ансамблю стукнуло 45, и он по-прежнему находится в отличной творческой форме, что и сумел продемонстрировать в «Крокусе».
Отлаженное действо превосходно структурировано: старинные грузинские песнопения сменяются энергичными танцами, элегичные женские хороводы – драйвовыми инструментальными импровизациями. На сцене то военные танцы с щитами и искрящимися от ударом мечами, то отменный десятиголосный хор в луче прожектора.
О хоре «Рустави» стоит сказать отдельно. Уникальное грузинское многоголосие в его исполнении – подлинное высокое искусство. Каждый из этих 10 вокалистов мог бы петь в опере. И есть тонкая грань между тем, как поют в опере и как подают голос эти мастера. Возможно, дело в нарочито бытовой подаче - там, где оперный вокалист дал бы красивую улетающую ноту, «Рустави» небрежно ее обрывает, как в разговоре и бывает. Они совсем не используют вибрато, то есть вообще. И по мелизмам тоже интересно. Разница между грузинским и пакистанским или турецким, например, опеванием - этим нанизыванием нот на шампур - в певучести. Там, где для каввали важнее эмоция и ритм, для грузина важнее мелодичность. Восток, да не совсем Восток.
Звучали «Цинцкаро», «Надури», «Чакруло», «Макрули», менгрельская «Дидавой Нана», «Одона», . Все перемежалось, а то и складывалось вместе с танцем - «Кинтаури», «Симд», «Гандаган», танец с саблями и горский танец...
Ближе к финалу запели «хиты». И «Сулико», и «Тбилисо» в исполнении таких мастеров вполне сознательно выглядят как ультраконсервативнейший вариант исполнения вообще. При этом – высочайший художественный вкус, тончайшая нюансировка и глубинная искренность.
Порою в этом шоу даже не хватало для контрапункта толики современной расхлябанности, - разве что номер с бутылками вина на головах танцоров дал некоторый оживляж. Чуть-чуть бы актуальности ансамблю, наверное, не помешало бы, - и оттенило бы ту высокую ноту, взятую ансамблем.
Каждый приезд «Рустави» в Москву – праздник. И стоит надеяться, что следующая встреча уже не затянется на долгие десятилетия.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Комментарии