Половину концерта Крис де Бург посвятил России и ее символам: водке, КГБ, московскому Спартаку. Спел и про … блокаду Ленинграда. Крис де Бург столько раз приезжал в Россию, что не сосчитать. И каждый раз кроме неизбежной Lady in Red показывал что-то новенькое. На этот раз ирландский певец решил удивить Кремль полуакустикой. Добрая первая половина концерта прошла под аккомпанемент двенадцатиструнки Криса и клавиш. Пожалуй, она оказалась лучшей его половиной.
Все-таки поразительно большой город Москва. В нем всегда находится огромное количество людей, которые никогда не были на концертах Криса де Бурга. Это стало ясно сразу после того, как Крис начал петь свои песни под одну лишь гитару. Сколько удивления читалось в глазах зрителей, сколько перешептываний, сколько смущенных хохотков… А ведь ничего удивительного, на самом деле, не было. Крис любит подчернуть, что он автор-исполнитель. И уже приезжал в Россию без группы и пел просто под гитару. Необычность для слышавших лишь студийные альбомы состоит в том, что вокал Криса де Бурга без аранжировочных виньеток звучит куда выразительнее – скупой бой гитары позволяет расслышать и, действительно, редкой красоты обертоны его голоса, и попеть неожиданным фальцетом, и блеснуть как бы случайной а капеллой.
Вокал Криса де Бурга без аранжировочных виньеток звучит куда выразительнее
Первая часть марлезонского балета
– Спасибо! Добрый вечер! – ирландец довольно быстро исчерпал русский словарный запас. Но, как оказалось, никаких проблем – он достает картонную грамоту с крупно написанной транскрипцией русских фраз и общается с публикой на ломаном русском языке.
Он достает картонную грамоту с крупно написанной транскрипцией русских фраз и общается с публикой на ломаном русском языке
Как хотите, но в этом чувствуется искреннее уважение артиста к своим слушателям. Начав с In A Country Churchyard, Крис сообщил, что сегодня будет исполнять свои любимые песни. Первой оказалась Carry Me.
Оставив гитару, Крис, по-прежнему в полном одиночестве на сцене, пересел за клавиши. Такого сюрприза от него не ждал никто – один из главных своих мировых хитов «Moonlight & Vodka» звучит именно под рояль. Причем, певец с удовольствием шалит, импровизируя: «лунный свет и Москва», «лунный свет и КГБ»…
Такое впечатление, что голос Криса крепнет со временем, по крайней мере, поет он куда мощнее и трогательнее старой студийной записи.
Голос Криса крепнет со временем, по крайней мере, поет он куда мощнее и трогательнее старой студийной записи
– Представьте, что это водка! – хохочет певец, указывая на стакан с водой.
Еще одна песня под рояль – Natasha Dance – явно напоминает подарок Криса де Бурга как шансонье. Все бы хорошо, если б не чересчур невыразительная игра певца на пресловутых клавишах и явное злоупотребление фальцетом.
На этом сюрпризы не закончились. С хитрой улыбкой Крис спросил у зрителей, какую песню они хотят услышать. Конечно, он заранее знал, что ему выкрикнут в ответ. Потому что именно на этот момент у него запланирован поход по зрительному залу с гитарой под, разумеется, Lady in Red.
В процессе этого величавого обхода (а зал Кремля велик!), напомнившего про аналогичные маневры по залу нашей старой поп-гвардии вроде Пугачевой и Ротару, Крис успел пошутить про московский Спартак и водку, поцеловаться с дюжиной пышнотелых разгоряченных дам в красном, дать спеть слова своего суперхита всем желающим и даже сыграть незамысловатое соло на гитаре. Наши звезды обычно ограничиваются цветочным сбором.
Крис успел поцеловаться с дюжиной пышнотелых разгоряченных дам в красном
– Здесь очень много красивых девушек! – выдохнул певец, поднявшись на сцену.
Закончилась самая содержательная часть концерта премьерным исполнением под рояль баллады Leningrad. Певец посвятил эту песню блокадному Ленинграду.
В ней рассказывается об истории любви девушки и парня, который помог ей и ее семье эвакуироваться по Дороге жизни через замерзшее Ладожское озеро, понимая, что, скорее всего, никогда больше не увидит своей возлюбленной. Однако через 30 лет они случайно узнают, что оба живы, и встречаются.
Студийная запись песни сделана с участием симфонического оркестра, но и под рояль баллада звучит невероятно трагично.
Вторая часть марлезонского балета
А затем начался самый обычный концерт известного нам Криса де Бурга. На сцене появились гитаристы, ритм-секция и клавишник. С первых же тактов хит The Grace of a Dancer был встречен аплодисментами, и все последующие песни оказались явно знакомы собравшимся.
Крис не пугает зрителей совсем тяжелым звуком, скорее, он предпочитает аккуратный софт-поп-рок. Синтезаторы остаются главным аранжировочным движителем, что понятно. Даже если Крис хочет поиграться в старый добрый хард-рок, как в Missing You, у него все равно получается поп-рок в духе Криса Ри.
Разумеется, не обошлось без непременной для каждого политкорректного ирландца темы экологии и политики. Не очень понятно, почему на концерте отсутствовали видеоэкраны, хотя на пульте оператора видеоряд был представлен и явно отработан для концерта.
Поэтому зрители не увидели на The Leader изображений атомных взрывов, войны в Ольстере и недобрых милитаристских вождей, не думающих о ценности человеческой жизни. А на Spirit, соответственно, лишились картин экологического благополучия, лугов, коров и малиновых рассветов.
Никакой особой ценности в этом шаблонном иллюстрировании, конечно, нет. Но все-таки странно, что экономить решили именно на видеоэкранах – хотя бы лицо артиста зрители галерок смогли бы разглядеть.
Надо ли упоминать, что концерт закончился High on Emotion и полноценным исполнением Lady in Red…
Восточные мотивы
Феномен популярности Криса де Бурга, одной из немногих действительно любимых россиянами ирландских звезд 70-х, прост.
Нужно очень-очень много мелодий.
Запоминающихся и чувственно пропетых. И артист дает их, и продолжает давать.
Да что там Россия, Крис де Бург первым из западных звезд выступит в Иране после революции 1979 года. Вообще-то, в Иране запрещены все западные песни по причине «моральной распущенности текстов». Но Крис де Бург летом нынешнего года даст там концерт.
Потому что Крис де Бург и моральная распущенность – две вещи несовместные.
За это его и любят. Даже в Иране.
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru
Еще фото Крис де Бург в Кремле:
Крис де Бург
Крис де Бург
Крис де Бург
Комментарии