Фестиваль «Иван Купала 2011» с успехом прошел в Калужской области

Под Калугой 2-3 июля с песнями и плясками в восьмой раз прошел традиционный ежегодный международный фестиваль «Иван Купала 2011», и в первый раз - вне Москвы.

У фестиваля «Иван Купала» есть серьезное отличие от других опен-эйров, бурно расплодившихся в последние годы – он не является мультикультурным, а сконцентрирован на наследии сугубо славянской культуры и приурочен к древнему славянскому празднику – дню Ивана Купалы, начиная с которого и принято на Руси купаться, собственно. Лето в этом году жаркое, так что купаться начали задолго до праздника, благо просторная Ока под боком. А вот все остальные компоненты – тут как тут.

Зрители на фестивале Иван Купала 2011
Пляски под задорную музыку на свежем воздухе - что может быть лучше летом?

Плетение венков из ромашек, прыжки через полуночный костер парами, держась за руки, русские и прочие славянские песни, гадания, древние амулеты и прочий приятно-туманный бэкграунд.

Жонглирование поями - древний фестивальный обычай
Жонглирование поями - древний фестивальный обычай

На фестивале мирно уживаются суровые кряжистые язычники с меховыми хвостами и респектабельные чинные православные, гламурная молодежь в стразах из соседних районов и прихиппованная московская интеллигенция. Удивление в глазах подъехавшей на такси калужской молодежи вполне понятно – им годами навязывается представление, что русские народные песни поют исключительно самодеятельные хоры деревенских бабушек в кокошниках. А тут – веселые энергичные музыканты, актуальные аранжировки и порой сексуальная, не побоюсь этого слова, подача! Впору предположить, что некая часть жизни прожита зря, и что-то главное прошло мимо. Ликвидацией культурных лакун и занимается весьма успешно фестиваль «Иван Купала».

В ход для жонглирования шло все...
В ход для жонглирования шло все...

Лайн-ап 2011 года выглядит весьма солидно. Есть иностранные хедлайнеры (ох, и шороху они наделали!) из Чехии и Эстонии, и имена наших артистов весьма представительны – Анна Пингина, «Ойме», «Полынья», «Инверсия» и др. Вход бесплатный, на территории можно ставить палатки, есть туалеты (куда более прочные, чем на «Пустых холмах»), водопровод, столовая, чайная.

Всего на фестиваль за 200 км от Москвы приехало около 4 тысяч зрителей, что парадоксальным образом в 10 (!) раз больше, чем на прошлогоднем фестивале в центре Москвы.

Центральным событием фестиваля стал, конечно, главный купальский обряд – прыжки через костер. Примерно к часу ночи огромный костер на возвышении наконец-то прогорел, и с присказками вроде «Ивану да Марии счастья и любви!» почти осипшие огненных дел мастера принялись отправлять влюбленные пары (строго только их!) в стреляющий всплохами костер.

К тому времени уже отвыступали и элегичная Пингина, и загадочная «Ойме». Но главный фурор на фестивале произвели все-таки иностранцы. Моравский «Tomáš Kočko & Orchestr» (Чехия), впервые приехавший в Россию, буквально потряс видавших виды путешественников-зрителей своей сочной полифонией, вниманием к деталям, вокальной вышколенностью и аранжировочной изобретательностью. Казалось, они готовы перепеть даже телефонную книгу. На десерт музыканты исполнили «Русскую» песню, что лишь подстегнуло овации. В результате публика категорически отказалась отпускать обладателя чешского Grammy в категории world music со сцены, и им пришлось играть еще полчаса на бис. Фантастика, но буквально перед самим фестивалем привезенный «Оркестр Томаша Кошко» в московском клубе «Среда обитания» собрал всего… 10 зрителей по билетам. О нем просто никто не знал! И после концерта эти 10 зрителей скупили аж 30(!) дисков оркестра. Примерно то же творилось и после их сета на «Иване Купале». Стоит полагать, что теперь-то радостно восклицающему «Моравия любит Россию!» Томасу будут рады гораздо большее количество российских зрителей.

Еще один сет-открытие устроил эстонский украинец с группой под названием Svjata Vatra. Веселый и бодрый, чем-то напоминающий лидера Gogol Bordello Гудзя, только без усов, украино-эстонец Руслан Трочинский задал жару на танцполе. То выкрикивающий какие-то речевки, то достающий из штанин тромбон и выдающий залихватское соло в духе «Ленинграда», лидер Svjata Vatra умеет делать шоу. Задорная и веселая музыка под аккордеон, волынку и барабаны могла бы отсылать к какой угодно культуре, но Svjata Vatra играет именно эстонские и украинские песни. И авторские, и народные. Тот же залихватский «Казачок» превратился в едва ли цыганский хор. Под конец лидер Svjata Vatra скинул рубашку и принялся дирижировать танцующим залом аки дирижер. И вроде бы не разбивал гитар в лучших традициях, но после его сета другие группы выступать уже не смогли – по мистическим причинам отказала аппаратура.

Группа «Гродень»
Группа «Гродень»

На второй день удалось все-таки послушать остальных. «Гродень» сыграл сет утяжеленного фолк-рока на грани металла, развлекая зрителей подобно массовику-затейнику. Увы, с изобретательностью и драйвом у музыкантов наблюдались очевидные проблемы…

Группа «Восьмой сонет»
Группа «Восьмой сонет»

«Восьмой сонет» с хрупкой солисткой и колоритным скрипачом играет как авторские, так и народные песни. На фестивале «Восьмой сонет» выступил без барабанов, только с перкуссией, - и произвел странное впечатление. При всей сыгранности и профессионализме музыкантов вокал словно чужероден и избыточен. Возможно, дело в скверной настройке мониторов, но петь «Восьмого сонета» у вокалистки Нелли Ртвеладзе просто не получилось – из горла выходил или сип, или крик. Тем не менее, веселая жизнерадостная группа понравилась многим. А версию песни «Ой цветет калина» в кантри-обработке можно рассматривать как уместное и деликатное обращение с народным материалом.

Группа «Восьмой сонет»
Группа «Восьмой сонет»

Отвлеченно-рассеянный сет получился у фолк-электронной группы «Вишенье». И без того флегматичные тягучие композиции музыканты умудрились усыпить своим экстравагантным поведением на сцене, простояв почти все выступление спинами к зрителям. Учитывая изрядную долю плейбека в саунде, «Вишенью» есть над чем еще поработать в плане сценического претворения своих студийных замыслов.

Группа «Вишенье»
Группа «Вишенье»

Свой сет солистки давно выступающей «Полыньи» охарактеризовали как «программу так называемого русского рока», но звучал все тот же элегичный фолк-рок довольно скучного свойства. Девушкам никак не удается сочинить хотя бы одну песню, по которой их смогли бы идентифицировать. Впрочем, лет пять назад они и в ноты не попадали – сейчас с этим гораздо лучше. Может быть, и достойные песни со временем появятся.

Группа «Полынья»
Группа «Полынья»

В целом, фестиваль «Иван Купала 2011» получился ярким, атмосферным и… уютным. Комфортное количество зрителей и автомобилей, комфортные условия быта для людей с палатками. И очевидные музыкальные открытия.

- Здесь площадка, ориентированная на проведение фестивалей, и она готова к любым масштабам, - рассказывает организатор фестиваля, руководитель фонда «Вереск» Иван Донцов. – Мы арендовали всю территорию 70 га, для концертных площадок и точек питания арендовали трансформеры-шатры, которые подстраиваются под любые наши нужды. Огромное спасибо администрации Калужской области, которая выделила автобусы для бесперебойного трансфера зрителей от железнодорожного вокзала Калуги до площадки фестиваля, и обратно. С привозом иностранных музыкантов сильно помогли культурные центры Польши и Чехии. Уже очевиден тренд, что подобные этно-фестивали должны быть с бесплатным входом. Мы сделали вход бесплатным! Доходы от парковки, автокемпинга, питания и аренды торговых мест сделали фестиваль неубыточным, в отличие от прошлого года. И мы непременно найдем к следующему «Ивану Купале» новых интересных музыкантов!

Фестиваль Иван Купала 2011

Гуру КЕН

Фото автора

Комментарии

насколько мне

насколько мне помнится, "Полынья" объявила не "русский рок" а "русский блок", что как-то логичнее. Илья

Еще об этом