Проект «Соль»: не хватает перца

Первый блин комом – народная мудрость как нельзя точно описывает первую порцию попыток звезд русского рока спеть «что-то народное». Хотели-то как лучше…

CD+DVD. «Мистерия звука», 2010.

Примерно пару лет назад я написал статью «Рок и шансон – близнецы-братья», в которой обрисовал очевидные параллели между русским роком и русским же шансоном. Вот уж не предполагал, что именно в связи с желанием «Нашего радио» сделать «народные песни в современном звучании» придется ее поминать. Идея-то была прекрасна – напомнить рок-публике собственные корни, стимулировать попеть русские народные песни, оживить радиоэфир и заодно вырулить на свежие музыкальные решения.

Проект «Соль»
Проект «Соль»

Кажется, этот прекрасный корабль наткнулся на серьезную мель. Наши рок-музыканты отнюдь не горят желанием расширять свой музыкальный кругозор, им тепло и уютно внутри долгими годами и трудами создававшихся мирков. Они, не без основания, твердо держатся за «узнаваемость» и «бренд». И петь русские или украинские народные песни так, как пели испокон веков, им не с руки – не узнают, поди. Музыканты групп как черт ладана боятся каких-либо новых инструментов, - для гитаристов нет струнных, кроме гитар, а для барабанщиков мир ударных инструментов не выходит за круг привычной ударной установки.

И получается то, что должно было получиться. Рок-караоке. Аранжировки, упрощенные донельзя, и «узнаваемый» вокал в стилистике городского романса. Иными словами, мировоззрение гопника из подворотни на тему «народных, типа, песен».

«Кукрыниксы» свели «Черного ворона» к двухдольному ритму и грязной гитарной пульсации, снабдив бубнежем и робким клавишным проигрышем. «Чичерина» полностью уничтожила мелодию, над которой «парились» десятки поколений, и сделала читку текста «Выйду на улицу» под незамысловатый ритм. Аксакал «Чайф» мелодию сберег, но приберег незамысловатый ритм для веселенького рассказа «По диким степям Забайкалья» - и это про беглого арестанта, потерявшего отца и брата… Изысканный и интеллигентный, казалось бы, «Ундервуд» обратил «Вдоль по Питерской» в горлопанский марш. Малоизвестный «Зверобой» тоже не грузится – давит массивы текста под одну интонацию. Маститая «Серьга» делает то же самое, только приблатненнее. Еще приблатненнее звучит «Ляпис Трубецкий». Хорошенькое же соревнование!

Есть относительные удачи. Александр Ф. Скляр сумел тонко прочувствовать трагизм казачьей тюремной лирики «Не для меня», почему-то названной народной, хотя у нее есть авторы – А.Молчанов и Н.Девитте. Но вытянуть из белогвардейского популярного романса «современное звучание» все-таки не получилось. Куда более продвинулся в этом отношении «Океан Ельзи», из «Ой, чий то кінь стоїть» сделавший нойзовую трагическую балладу. Диана Арбенина спела романс «Я ехала домой» как отлично спетый и талантливо аранжированный светский романс – что вовсе не удивляет, но причем тут народная стезя? Уж Zdob Si Zdub, поднаторевший на переложении молдавского фольклора на современный язык, мог бы сделать более деликатное прочтение «На речке, на речке» - но ради «узнаваемости» ударился в «ох ты, ух ты!» и натуральную цыганщину.

Трек-лист Проект «Соль»:
CD
1 Выйду на улицу - Чичерина
2 По диким степям Забайкалья - Чайф
3 Друженька - Сёстры
4 Чёрный ворон - Кукрыниксы
5 Любо, братцы, любо - Пикник
6 Ой, при лужку, при лужке - Вокальный ансамбль хора им. Александрова
7 Не для меня - Александр Ф.Скляр
8 Ой, чий то кінь стоїть - Океан Ельзи
9 Вдоль по Питерской - Ундервуд
10 Степь да степь кругом - Зверобой
11 Я ехала домой - Ночные Снайперы
12 На речке, на речке - Zdob Si Zdub
13 Клён ты мой опавший - Женя Максимова
14 Живёт моя отрада в высоком терему - Серьга
бонус Бублички - Ляпис Трубецкой
DVD
Музыканты рассказывают о проекте «Соль»

Удач гораздо меньше, чем можно было бы ожидать из трек-листа. Точнее, она всего одна. И принадлежит… совершенно неизвестной группе «Сёстры» с песней «Друженька». Две солистки жалобно и протяжно выпевают чудную мелодию, и деликатно обрамляют ее гитарным боем и притопами-прихлопами. Сила народной музыки такова, что при бережном к ней отношении она с легкостью «убирает» всех пыжащихся мэтров русского рока.

В чем же причина столь оглушительной творческой неудачи? Похоже, в нечеткости ставящихся задач. В прилагающемся DVD музыканты говорят про народные песни абсолютно верные слова – тот же Zdob Si Zdub поминает пронзительные исполнения «На речке, на речке» Евгением Леоновым в фильмах Данелия. Что ж заставило их делать вульгарную блатную цыганщину? Бог весть.

Выясняется, что русский рок неотличим от русского шансона, если сместить привычные акценты. В такую «Соль» вполне могли войти многие имеющиеся версии народных песен в исполнении Трофима, Стаса Михайлова, Ваенги – они точно вписались бы, и кое-где поталантливее оказались бы.

Сверхзадача вырулить на свежие музыкальные решения, если таковая и ставилась, оказалась полностью проваленной. Понятно, что не радиостанция виновата в кондовости своих звезд. Понятно, что не музыканты виноваты – они играли, как умеют. Просто не сложились звезды. Отчаиваться не стоит – впереди новые попытки.

Какой-то оживляж в заболотившийся пейзаж русского рока «Соль» уже внесла, за что низкий поклон ее идеологам. А новая музыка рождается всегда в мучениях и непредсказуемости. Так и русский рок начинался когда-то. Ух, как разнесли бы в рецензиях те записи, выйди они сегодня!

Оценка: 5 из 10.

Гуру КЕН

Комментарии

Если интересно,

Если интересно, вот страница группы "Сестры" "В контакте", там еще много чудесных песен в исполнении Жени и Маши http://vkontakte.ru/audio.php?gid=14798655

Ага, "Сестры"

Ага, "Сестры" очень хороши. Гуру Кен.

Даже

Даже отъявленные конформисты замечают, что музыкальная политика телевизионных каналов не отличается разнообразием. Одни и те-же песни, те- же лица. Те-же тела, я бы сказал. А какую музыку желает видеть на голубых экранах наш зритель? 28 декабря 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какую музыку любят россияне. По опросам ВЦИОМ, 57% предпочитают эстраду, а 39%- по прежнему народную песню (по опросам 1992года, народную песню предпочитали аж 53%) Вы заметили среди музыки 39% народной песни? Даже с учётом Бабкиной и "Золотого Кольца", которые всё-таки ближе к эстраде, даже 5% не наберёться! В чём-же дело, ведь КОРОЛЬ ТВ- это РЕЙТИНГ? Может не нужны аж 39% зрителей телевизионным магнатам? Ответы на эти вопросы, как мне кажется , в самих цифрах. Всё дело в том, что руководители СМИ, ссылающиеся на то, что они всего-лишь являются отражением вкусов и пристрастий зрителей и слушателей, упорно молчат про такие функции как воспитание и просвящение. Вот и результат - за 18лет, количество любителей народной песни - уменьшилось на 14%! Путём несложных арифметических действий можно вычислить, через сколько лет народ забудет свои песни. Но и количество поклонников эстрады так-же сократилось- по данным ВЦИОМ , по сравнению с 1992м годом , с 68 до 57%, что вполне объяснимо - многие зрители как главное событие праздничной новогодней программы отметили не новые номера и песни наших эстрадных деятелей, а выступления лондонских звёзд Элтона Джона и Стинга. Может нет у нас исполнителей народной песни для этих 39%? Да нет, огромное количество. Причём многие из них, к сожалению, больше известны зарубежным зрителям. Да и дома пользуются неизменным успехом, собирают полные залы. К сожалению, как не крути, а вывод один- музыкальная политика наших СМИ не ориентируется на рейтинг, а выполняет социальный заказ. В этом году, на вручении госпремий, российский композитор Артёмов, которого награждал Д.Медведев , сказал: "Музыка- это язык на котором люди говорят с Богом. И сегодня этот язык у народа отрезан." Очень верно. Дёмин Олег. Волгоград.

Еще об этом