Мы разговариваем с Андреем Макаревичем в уютных стенах бильярдного клуба. Только что вернувшийся из очередной поездки на легендарный Abbey Road мэтр то и дело посматривает в сторону зеленого сукна. Знатного бильярдиста видно издалека. Странно, что в новом альбоме «Штандер», записанном с Оркестром креольского танго, нет песни про бильярд.
Странно, что в новом альбоме «Штандер», записанном с Оркестром креольского танго, нет песни про бильярд
Но обозревателю деловой газеты ВЗГЛЯД Гуру Кену хочется поговорить именно про «Штандер».
– В случае с записью нового альбома с Оркестром креольского танго в Лондоне бюджет у вас оказался поменьше, чем с аналогичной записью «Машины времени». Получилось и студийного времени меньше. Ощущали эту разницу?
– С первого дня работы уже нет. Я не знал, с какой скоростью она пойдет, потому что таким образом мы музыку в студии еще не записывали. Мы играли практически концертное шоу, мы играли живьем все вместе. Я пел одновременно с командой. Английские музыканты струнные партии накладывали, а духовые инструменты играли одновременно с нами по нотам, их прятали на втором этаже за стеклом. В общем, очень забавно мы располагались. И дело шло очень быстро.
Мы просто очень хорошо подготовились, и за первый день мы записали три песни, за второй день мы записали пять песен. Я понял, что мы идем с опережением. Мы даже сохранили еще один день, который за нами остался! И в случае, если Регина Спектор в декабре сможет вырваться в Лондон, я прилечу, и мы с ней запишем вариант песни «Моя любовь», который был задуман у нас на этой пластинке, но не получилось. Потому что у нее был двухмесячный гастрольный тур с ежедневными концертами по Америке.
– То есть выйдет вторая версия альбома, с Региной Спектор?
–
Альбом вышел 6 декабря. Там я спел эту песню с Кристиной Прилепиной. Это совсем
неизвестная девочка из Липецка, которая стала победителем конкурса «День
открытых дверей», который проводило радио «Шансон» в прошлом году. Она уникальна
совершенно, она ни на кого не похожа, она пишет очень странные песни и очень
необычно поет. Вот с ней я это спел. Причем она спела свой трек здесь, а я в
Лондоне. Регина высказала большой интерес и желание, но этот тур не позволил в
сроки вписаться. И если мы в декабре с ней запишемся, ну что ж, будет еще одно
издание альбома. Добавим туда, может быть, фильм, который снимался параллельно,
он сейчас еще не готов.
– В прессе называлась цифра записи «Машины времени» – около 300 тысяч, а
какой бюджет нынешней записи?
– Где-то 150 тысяч.
– Спонсоры остались те же?
– Нет. Из тех же остался только
B&W, с которым у нас давняя дружба. Генеральные спонсоры – это Евроцемент и
«Ренова». Вот втроем как бы мы уложились.
– На пресс-конференции перед последним концертом вы сказали, что «Машина
времени» сейчас берет паузу – отдохнуть после записи новых песен...
–
«Машина времени» времени играет много концертов. Просто мы не кидаемся тут же
сочинять новый альбом после записи предыдущего. Такого не было никогда, материал
должен накопиться сам собой. Подгонять себя в сочинении – это ни к чему хорошему
не приводит.
– После Time Machine были очень разные рецензии в прессе… Вы читаете их,
обращаете внимание?
– Хорошие читаю. Плохие рецензии я, кстати, не
видел. Мне не попадалось.
– Вы сами ищете отзывы о себе?
– Нет, у меня есть пресс-агент. Она
собирает всё, присылает. На самом деле, по-человечески приятно, когда написали
что-то хорошее. Еще приятнее, когда написали умное и хорошее, это совсем уже
редко бывает. Если обгадили – это неприятно, но я прекрасно понимаю, что сегодня
это не имеет никакого значения. Это в 83-м году любая статья была руководством к
действию. Средства культуры должны были на следующий день отреагировать. А
сейчас всем пофиг. Ну кто это писал? Почему я, собственно, должен принимать во
внимание его мнение? Я даже не знаю, кто это. Мне интересно, что Боря
Гребенщиков скажет, потому что я понимаю, кто это. Что скажет Макс Леонидов, что
скажет Лешка Кортнев. Вот эти мнения мне интересны.
– На том же концерте в Тушино прозвучал давний поп-хит вашего клавишника Андрея Державина «Не плачь, Алиса». Будет продолжение?
– Нет, я не собираюсь это продолжать. Во-первых, у него был день рождения, мы ему хотели сделать подарок. Во-вторых, у нас до сих пор очень поляризованное сознание. Заглохли уже вроде войны между попсой и рок-н-роллом, хотя Шевчук до сих пор раздувает это со страшной силой. Почему-то кажется артисту, что если он рок-н-ролльный артист и люди пришли его слушать, то они так же, как он, ненавидят попсу.
А люди одни и те же приходят и к нему, и на концерт группы «Сталкер». И я-то это знал, и мне очень хотелось это доказать. Андрюшка Державин страшно боялся эту свою «Алису» петь, потому что думал, что его закидают помидорами. А раздался такой восторженный рев! Вот и всё. Все эти войны только в наших головах, а вкусы людей гораздо более толерантны.
– Маргулис сказал мне на прошлой неделе фразу о том, что «Машина времени»
– это в чистом виде поп-музыка. Вы согласны с этим?
– В чистом виде
поп-музыка? Я не очень силен в классификации. А что такое группа «Серебро»
тогда? Или «ВИА Гра»?
– И это поп-музыка...
– Но все-таки есть какое-то принципиальное
отличие между «Машиной времени» и группой «Серебро»? Мне кажется, да. Поэтому я
никогда не пытался в какие-то клеточки вставлять вот этих, этих… Зачем? Что это
меняет?..
– Когда вы пишете песни, они всегда отталкиваются от текстов?
–
Нет.
– Случается, что сначала музыка, а потом тексты?
– Очень часто.
Гораздо чаще сначала музыка бывает.
– То есть история, которая экранизирована в фильме «Начни сначала», – она
из жизни? Мелодия, которая крутится в голове, а потом уже слышится и текст?
– Абсолютно. Надо понять, про что мелодия. Потому что срифмовать слова
несложно, но получится лабуда, которая в одно ухо войдет, а в другое выйдет. А
понять, про что именно мелодия, очень сложно. Если я это понял, я буду
совершенно уверен, что все получится, и тогда песня пишется очень быстро.
– Андрей, говорят, что у вас в группе есть жесткая пропорция между вами и
другими авторами, чьи песни появляются на альбомах и исполняются на концертах.
– Чушь какая! Бред. Нет, конечно.
– То есть в альбом вы отбираете лучшее?
– Все вместе садимся и
что-то делаем. Наоборот! Если на пластинке, например, нет песни Кутикова, то мы
стараемся его раскочегарить. Давай, чтобы было тоже! Какие уж там пропорции...
– Всем известно ваше жесткое отношение к пиратству. Скажите, вы себя часто
ощущаете обманутыми рекорд-лейблами, когда вас издают?
– Я ощущаю себя
обманутым страной, которой насрать, как и сколько воруют у авторов. В этой
ситуации один лейбл, который нас выпускает и ведет себя, скажем, безукоризненно
честно, погоду не делает.
– А вы пытались ловить кого-то за руку?
– Ну, сейчас я брошу
музыку, возьму бейсбольную биту и пойду громить Горбушку. Это непродуктивно.
– Наши рекорд-лейблы сами занимается зачастую пиратством. На одном и том
же заводе штампуется пиратка и легалка.
– Завод всего лишь выполняет
заказ, так как лейблы у нас не имеют своих собственных заводов. Они размещают
заказ на том или ином заводе. О том, что заводы печатают сверх заказанного… Этим
должны заниматься совершенно другие, «пробивные» органы, которые этим не
занимаются, а чаще еще и крышуют пиратов.
– Бывало так, что приезжал парень, скажем, из Ростова или из Казани и
говорил: «А знаешь, тут поступил заказ твою пиратку напечатать, я вот
отказался»?
– Нет, не было.
– Когда поклонники к вам приходят брать автографы, на пиратском диске
расписываетесь?
– Нет.
– Даже если они не знают о том, что это пиратские?
– Они знают,
что пиратские. Есть целые города, куда не доходит ни один настоящий диск.
– А если поклонник скачает с легального магазина легальный mp3, запишет на
болванку и на ней попросит расписаться?
– Да оттого, что я распишусь,
ничего не изменится, к сожалению. Могу расписаться, могу не расписаться. Этим не
повлияешь на происходящее.
– Продажи в Интернете приносят вам какие-нибудь деньги?
– Нет.
– Я ваши записи видел на нескольких сайтах, которые являются легальными.
– Это вопрос к Кутикову, на самом деле. Но, насколько я знаю, ни черта
нам Интернет не приносит.
– У вас есть какой-то лимит концертной деятельности за месяц или за год?
– Физические силы. Мы не любим ездить в какие-то затяжные гастроли. Все
люди семейные. Поэтому мы можем съездить в один или два города и вернуться
домой. Через неделю снова.
– Часто случается отмена концертов? Какой-то форс-мажор? Вот недавно у вас
была отмена в Воронеже. Много людей обиделось.
– Я объясню, почему это
произошло. Когда мы планируем приезд в город, то думаем над тем, как должна
выглядеть наша реклама. Мы печатаем плакаты, мы посылаем их в город. Мы посылаем
им ролик. Мы даем им текст. Если они хотят напечатать какие-то свои плакаты, они
этот текст могут использовать.
Некоторые города думают, что они лучше знают, как с нашей публикой разговаривать. Поэтому концерт Оркестра креольского танго был ими объявлен как «Легенда русского рока Андрей Макаревич», всё это подавалось под соусом «За тех, кто в море»... Я посчитал, что это просто неуважение к тем артистам, которые приедут. Вообще нельзя обманывать зрителей, подавать одно под видом другого – это нехорошо. Мы попросили их переделать рекламу, они не переделали. И мы сняли концерт.
– В целом концертов вместе с Оркестром креольского танго меньше, чем с
«Машиной Времени»?
– Нет, столько же.
– Вы играете в меньших залах, чем с «Машиной времени»?
– «Машина
времени» может играть и во дворце спорта. С оркестром мы просто не возьмем такой
зал, потому что это не та музыка, она требует все-таки более низкого контакта
какого-то.
– В казино вы играете и с «Машиной времени», и с оркестром?
–
Никогда. Чтобы в зале в рулетками и столами – нет, никогда не играли.
– Сейчас концертная деятельность, по вашим ощущениям, стала активнее за последние годы? Или, наоборот, стало больше свободного времени?
– Ничего не изменилось. Как была, так и есть. Ну, если сравнивать с 80-ми годами, когда мы играли 20–24 концерта в месяц и работали неделями в одном городе, в одном дворце спорта по два концерта в день, – эти времена прошли. Вообще люди наелись музыки. Людей перекормили музыкой, к сожалению, не очень качественной. Это нормально, не может такой пик сохраняться постоянно. Ни по отношению к нам, ни по отношению к жанру вообще.
– А если говорить о концертных площадках, их состояние улучшилось?
– Стало лучше, безусловно. Во всяком случае, наш директор следит, чтобы
наш райдер относительно звука и света выполнялся. Поэтому у нас за последний год
не было таких проблем. То есть все выясняется заранее. Если люди не могут
обеспечить, мы просто туда не едем, и все.
– Последний вопрос. Вы играли с хорошими рок-музыкантами и с хорошими
джазовыми музыкантами. Остались ли еще в области музыки какие-то мечты, которые
не осуществлены?
– На данный момент нет. Дело в том, что Оркестр
креольского танго – это вообще универсальное явление. Я не знаю такого жанра,
которым они не владеют. Могут играть и камерную музыку, и этномузыку, и
авангард, и джаз, и бит. Всё что угодно. Поэтому вопрос только в том, что ты
будешь придумывать, что тебе сочинится. Я сочиняю…
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Комментарии
Ура! Анрюшенька
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Товарищ Андрей!
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Ужасная
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
господи,
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Вот примерный
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)