В ЦДХ состоялся музыкальный эксперимент: восставший из тишины конзаводов "Вежливый отказ", в котором теперь постоянно играют композитор-авангардист Павел Карманов и скрипач Сергей Рыженко, сыграл нечто с оркестром Петра Айду "Персимфанс" - Первым симфоническим ансамблем без дирижера.
Нечто - потому что одним словом, пусть даже таким туманным, как "Nichtzusammen" (т.е. "Не вместе"), как назвал Роман Суслов свою программу, не отбояришься.
Начали со Стравинского и без Суслова. "Персимфанс" исполнил "Регтайм для 11 инструментов" и концерт для камерного оркестра "Dumbarton Oaks" Стравинского. Оркестр создан на базе Школы драматического искусства, она же - бывший театр Анатолия Васильева, бежавшего за границу. Ансамбль без дирижера морально поддерживается Петром Айду, на ходу управляется основной скрипачкой, и создает действительно свежее звучание подзабытых произведений.
Петр Айду успевает все: дирижировать, управлять роялем и синтезатором, и живым глазом оглядывать все вокруг себя на 360 градусов.
Регтайм - почти драйвов, и уж точно готов отослать к конструктивизму советской архитектуры 20-х.
Еще более наглядным дыханием такого архитектурного по сути конструктивизма веет от исполнения вокального цикла «Четыре газетных объявления» недооцененного шутника Алексея Мосолова. Обычно он поется оперным женским вокалом. У Романа Суслова не нашлось такового, и он поет газетные объявления своим голосом.
Комический эффект возникает все равно. Мосолов когда-то иронизировал по поводу высказывания Станиславского про то, что можно сыграть хоть телефонную книгу. В версии Петра Айду за роялем и Романа Суслова с текстом в руках фраза Станиславского вспомнилась заново. Значит, цель Мосолова достигнута.
Роман делает выразительные паузы. Айду делает экспрессивные минималистические тремоло. Зал смеется.
Собственно программа "Вежливого Отказа" представляет собой новые композиции, которые в черновом виде уже были играны на спорадических концертах "Отказа" в последние год-полтора.
Известный скрипач Сергей Рыженко, который уже несколько лет выступает с "Вежливым Отказом" - более чем на своем месте. Кажется, что вся предыдущая славная карьера Рыженко подводила его к тому моменту, когда он сможет сыграть свои нервные ироничные партии именно в нервных ироничных песнях Суслова.
Сергей Рыженко успевает еще и петь. И выглядит действительно счастливым человеком
Бас-гитарист Дмитрий Шумилов всегда сдержан в выражении своих эмоций
Иногда на сцену снова выходит "Персимфанс", и поддерживает фанковые иррациональные экзерсисы "Отказа" своими гармоничными репликами. Складывается все в объемные пятнашки, - передвинь скрипку, и обнаружишь под ней гитару с полутоновым сдвигом по фазе.
Роман Суслов оказался немногословен, и лишь изредка комментировал происходящее названиями своих новых песен
Собственно, новые песни оказались вполне связным произведением, рок-симфо-сюитой под условным названием "Шесть песен про войну".
Андрей Соловьёв умеет не только изысканно-нервно играть на трубе, но и умеет на ней не играть. Уходит со сцены, и возвращается в нужный момент. Редчайшее качество для отечественных рок-трубачей.
Две новых песен из сюиты появились на сайте "Отказа" еще до концерта - пафосная кричалка "Мы победим" и адаптированная к современности "Мурка". Вопросы войны и мира действительно волнуют Романа Суслова в той мере, в какой он ощущает надвигающуюся тяжесть ура-патриотизма и внутреннюю немощь своего поколения. Отчаянное скандирование "Мы победим!" отсылает к примитивистско-маршевому Маяковскому, пропитанному ядом столетней лжи. Аранжировка же - к тому самому конструктивизму, атональный городской романс для дома, не приспособленного к человеческой жизни.
Возможно, Суслову кажется актуальным возвращение к перестроечному едкому милитаризму в духе "АВИА" на новом этапе. В какой-то мере Суслов принимается иллюстрировать выпуски новостей официального телевидения, которые, по его же словам, он не смотрит. Это тоже в духе контркультуры.
Именно контркультуру начала века формирует Роман Суслов на наших глазах. Пока она не модна, не сопровождается аншлагами и восторженными вскриками модников. Более того, она тяжела для слуха массового слушателя.
Но кому, как не старой рок-гвардии 80-х, ее создавать?
Позднее контркультуру этого века подхватят самые талантливые из молодой поросли, магнетизируют экспрессией молодости, сделают модной и актуальной.
Но лаборатория уже заработала. И главный мастер, Роман Суслов, уже вперил черный взгляд в ее дымящиеся колбы.
Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд
Комментарии
Ребята, Басиста
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Спасибо, что
Опубликовано пользователем guruken
нет
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)