Николай Носков: Когда есть оркестр, возвращаться к дисторшену странно!

Николай Носков перед своим концертом 19 мая в Лужниках рассказал об общении с Аллой Пугачевой, башкирских народных инструментах, группе "Ария" и своем видении поэзии Гумилева.

- Ваш концерт посвящен Гумилеву? Правда ли, что вы сами хотели снимать фильм про поэта?

- Да, были такие идеи. Но сейчас я приостановил поиски режиссера и сценариста, хотя тут даже и деньги на горизонте начали пробегать. Потому что не нашел пока оригинальной идеи, которая правильно объединила бы все.

- Режиссер найдет.

- Да не найдет он! (Смеется) Тут очень деликатные вещи. Фильм будет насыщен музыкой, и это видение музыканта. Чтобы режиссеру понять это видение, ему нужно услышать музыку и, по большому счету, быть музыкантом. О поэтах вообще у нас не создавали ярких художественных полотен, подобных «Адмиралу». Снимали телефильмы…

Гумилев – непростой человек. Чем глубже я в него вникаю, тем мне страшнее и страшнее становится начинать работу. Когда только взялся, все казалось просто. Но прочитав немалое количество источников, понимаю, насколько он был непонятный и непонятый человек.

- Стереотип таков: Гумилев романтический неглубокий поэт, пишущий про паруса и острова.

- А он постоянно соперничал с Блоком. Была такая история. Блок как-то читал свою поэму «Двенадцать», закончил – в зале шум-гам, много недовольных. Выходит Гумилев, и начинает читать свою лирику – все успокаиваются. А надо сказать, что Гумилев был председателем поэтов Питера. Его сами поэты выбирали. Мы вот, музыканты, понятия не имеем, кто у нас министр культуры. Какой-то чиновник. А Гумилева выбрали сами поэты.

Кажется, что стихи Гумилева просты. Но это если не вникать. В его стихах кругом символы. Их нужно знать, чтобы понимать смысл текста. Он создал новое направление в поэзии – акмеизм. Путешественник, герой войны, его жена – Ахматова. Когда Горький начал писать стихи, он сказал Горькому: «Ты прозу пиши, а стихи не тронь». И Горький его послушался.

Есть поэты народные, а есть национальные. Почему народ любит народных? Потому что они играют на низких струнах. А национальные поэты не опускаются к народу, а народ поднимается к ним, чтобы понять.

- То есть Есенин, в вашей классификации, поэт народный?

- Народный.

- А Пушкин?

- Пушкин – это наше все (смеется). И к нему надо подтаскивать за уши. Казалось бы, все просто – но как глубоко. Гумилев сам себя создал, приписывал себя к розенкрейцерам, намекает на масонские связи. А с Пушкиным все в порядке – он и в обществах тайных состоял. Одни его серебряные наконечники чего стоили – чтобы не ломать длинные ногти, он надевал наконечники, и в них ходил на рауты. Такой хиппарь…

Николай Носков

- Интерес к Гумилеву начался с песни на его стихи?

- Еще в 1993 году я записал романс на стихи Гумилева. Это была попытка сделать что-то с симфоническим оркестром. Баллада с блюзовыми гармониями и под оркестр. Но я чувствовал, что это сделано не для тех людей и не на той земле.

Когда мы приехали в Америку, встретили великого музыканта Заппу, и он сказал: «Вы из России, у вас огромное культурное наследие. Вам нельзя, как шведам, играть американский рок. Надо, чтобы сразу слышали - это русский рок!». Чем ты более выключаешь свои корни, тем менее ты интересен миру.

- Почему тема корней так и не получила развитие в нашем роке? Молодые музыканты страшно далеки от этой темы.

- А это очень тяжело. Сделать рок так, чтобы в нем проглядывала этника. Ведь этнической музыки много. Легче либо похабно переделать русскую песню в стиле хард-рок, либо процитировать "Калинку-малинку". Получается бред.

Когда я записывал свой альбом, все полтора года искал какие-то звуки дракончиков, что-то духовое. Перепробовал уйму инструментов. Пока в Башкирии не нашел национальный духовой инструмент курай. Только тогда начал запись альбома.

- Вы сотрудничали со Старостиным?

- Нет, вместе мы не записывались, но я Сергея прекрасно знаю. Как-то Стас Намин повез на гастроли русских музыкантов – меня, «Моральный кодекс», «Агата Кристи» и свои «Цветы» со… Старостиным. Было очень забавно – музыканты играют, Старостин все дует в свои дудки, потом попоет что-то, опять дует… Все-таки такие вещи надо готовить очень вдумчиво. Этнический инструмент должен дозированно играть там, где это нужно. А не так, что вышел Старостин, взял дудочку, и играет без остановки. Его не остановить.

Я даже на этнические фестивали перестал ходить. Они играют и играют – не могу понять, что они хотят сказать. Дуют без конца, подвизгивают – вроде народное, но к чему… Не знаю, может быть, сейчас молодые подросли, что-то изменилось.

Народные мотивы должны быть очень аккуратно, уместно вставлены в современную музыку. Тот же Прокофьев или Чайковский использовали народные мотивы, но их внимательно слушаешь, разгадываешь – на какой основе это сделано.

- В своем новом альбоме вы тоже что-то этническое будете использовать?

- Звук курая теперь ко мне прилип, прикипел. Мне часто предлагают какую-то дудочку добавить – то жалейку, то еще что-то. Но это все не мое. Я слушаю дудук, и мне плохо становится. Он же ритуальный, похоронный инструмент.

Мы с 60-х годов долбим народ американскими стандартами – рок, поп, все одно и то же. Появился дудук – давай его все использовать. Но народ надо же подготавливать, просвещать – что это за инструмент, для чего он используется.

- От артиста разве это не зависит? Нино Катамадзе работает в жанре непопулярном, но собирает уже огромные залы.

- У нас сейчас был тур «По пояс в небе» из 32 городов. И концерт в Лужниках – завершающий, отчетный. В Москве я уже играл юбилейный концерт, а играть одно и то же – неприлично. Поскольку работа над фильмом все-таки идет, и написано несколько песен для саундтрека, - они будут сыграны с большим оркестром.

Я всю жизнь в рок-н-ролле. Но как начал работать с большим симфоническим оркестром, все эти рок-н-роллы уже… (Улыбается). После таких возможностей, которые дает оркестр, возвращаться к дисторшену как-то странно. Может быть, в возрасте дело? Все-таки рок-н-ролл – музыка молодых. А когда внутри тебя все меняется, и отношение к людям меняется – сидеть на дисторшене… А в оркестре есть форте, есть пиано.

- То есть будет буржуазный такой концерт?

- Да, сидячий партер будет обязательно. А танцпартера не будет. Потому что слушать надо, а в ногах правды нет.

Сейчас я пишу новый альбом, и так слияние рока, фанка, поп-темы, этники. Были на Дальнем Востоке, на другой стороне реки – Китай. Стоило мне постоять полчаса, как родилась песня с китайскими какими-то мотивами. Проникновение идет мгновенно. Сел на гастролях, и написал. Кстати, на стихи Гумилева - «Лес».

Думаю, я выпущу мини-синглом несколько треков на стихи Гумилева с оркестром, не дожидаясь фильма. Там еще надо продумать тему проникновения этники в звучание симфонического оркестра. Перкуссия, курай, что-то струнное…

Когда играют барабаны и электрогитары, они оркестр все равно на задний план уводят. Для пафоса можно и с сифоническим оркестром – пусть сзади сидят, но это как-то странно слушается. Но мой акустический альбом был написан именно для оркестра. Мы пытались переложить струнные на клавишные стринги, но не получилось выразительно сделать, – а фальшивку делать не хочется. Лучше выйти и спеть под минус.

- Новый альбом будет вновь балладным?

- Нет, этот будет пожестче. И посерьезнее, чем «Паранойя». Будет рок-фанк, он почти не представлен в стране.

v- Потому что непопулярен.

- Это как сделать. У нас и блюз непопулярен, я сам не могу слушать, как у нас его играют. У нас любят играть под кого-то. Группа «Ария», например.

- А что, разве ваш альбом «Паранойя» не была так же сделана под «фирму»?

- Там есть собственное прочтение. Идеи все были мои. Когда я работал с Пригожиным, он даже не знал, какую музыку я пишу. Записываю трек «Дышу тишиной», идет сведение – играют скрипки. Он звонит: «Алле, Коля! У вас там что, похороны?»

- Это был шаг в сторону актуальной музыки.

- Очень часто музыканты, уходя из группы, часто продолжают петь то, что они пели в группе. Я, уйдя из «Парка Горького», не пел ни одной песни из его репертуара. Не вижу смысла. Когда ты участвуешь в группе, то всегда находишься в творчестве под давлением. Есть конкретный соло-гитарист, и соло гитары там по-любому должно быть. Обойти его нельзя. И так со всеми. За годы в рок-н-ролле меня это задолбало по-страшному. Пишешь песню, и не можешь вставить туда ни одного нового звука.

А эти соло, они обычно совершенно пустые. Какое-то количество тактов визжит эта гитара, - чем быстрее, тем лучше. Отдельно песня, отдельно соло на гитаре. Найдите у нас гитариста, который сыграет на мандолине!

Самое приятное в сольной карьере – возможность эксперимента. После ухода из «Парка Горького» я кинулся в эксперименты с компьютером. Меня даже называли Хемикал Носков. Иногда переслушиваю те треки, - они не могли стать популярными. Потом я понял, что публика ждет от меня живого исполнения, и воспринимает меня как вокалиста с живыми музыкантами.

- Сипотца в тембре голоса была с детства?

- Она у меня на верхних тесситурах появляется, я же не хриплю, как шансон. Сидят, как на унитазе, выдавливают каждую ноту… А я в свое время хотел поступать в Ленинградскую консерваторию, у меня баритональный тенор. Внизу я могу доставать низкие баритональные ноты, а наверху пою тенором.

Как-то пел на сцене, пошел наверх, и вдруг пошла сипотца. Потом прошла, потом снова началась. И я понял, что это так мой голос настроился. Таким ему быть.

Под Рэда Стюарта я петь не пытался. Но взять что-то хорошее у него, у Планта, у Ковердейла – это мои учителя. У них я понабрался умению петь блюз. Меня одно время называли русским Ковердейлом. Меня это жутко обижало, и я принялся каленым железом выжигать из себя этого Ковердейла. Кстати, я встречался с ним в Америке. Потом как-то показывал его гитаристу свою песню, он сказал мне: «Если бы Дэвид услышал эту песню, ему бы очень понравилось».

Когда я ехал в Америку, у меня не было комплексов неполноценности. Я пел дуэты с Клаусом Майне, Бон Джови. Был такой же кайф от пения, как и на русском языке. Когда мы пели дуэтом с Бон Джови, в это время в студии была Шер. Она была в шоке. Нашла в моем голосе что-то свое, начала говорить про какого-то американского певца, который был очень талантливый, но рано ушел из жизни из-за наркотиков, говорила, что я очень на него похож.

- Из-за чего все же распалась группа «Москва»?

- Нам не давали делать концерты. Запрещали. Постоянно на концерты приходили какие-то контролеры, соглядатаи. Потом заходили в гримерку и выговаривали: «Что же ты так эмоционально поешь? Так нельзя, надо поспокойнее».

Тухманова задолбали со всех сторон. Мы работали в Сочи, забежала в гримерку старушка и начала причитать – дескать, вы Тухманов, написавший «День победы», а поддерживаете каких-то фашистов. Тухманов сдержанный человек, но он эту бабушку выставил за дверь…

И среди артистов было непонимание. Надо же понимать, что такое в те годы был Тухманов. Спеть его песню значило стать звездой! Помню, в студию, где писалась «Москва», зашел Лев Лещенко. Послушал, и с таким недоумением спрашивает у Тухманова, - неужели он пишет все песни для одного вокалиста. Тот объясняет, что это группа, единый проект. «Ты пишешь все песни для одного?!!» Такая была реакция.

В итоге мы сольно отыграли всего три дворца спорта – в Липецке, Сочи и еще где-то. Тухманов как-то собрал нас, и сказал, что не может больше стоять броней за нас. Группу распускаю, а тебе, Коля, есть предложение – давай сделаю из тебя сольного артиста. Он написал балладу на стихи Маяковского, посмертную записку «Любит не любит, я руки ломаю». Она один раз вышла в телепередаче «Музыкальный киоск», и нас запретили опять.

Вышла статья в «Советской России» под подписью знаменитого кукольника Сергея Образцова о том, что таких песен не должно звучать вообще. И меня сразу закрыли. Тухманов сказал, что ничего не может больше для меня сделать. Дескать, голос у меня неудобоваримый для нашего времени.

У меня начался период андеграунда. Сидели по подвалам, играли что-то для себя. Время было непростое. Та же «Машина времени» была же не рок-группой, а все-таки ВИА. Их гоняли за тексты, а не за музыку. К музыке никаких претензий не было. А у нас тяжелая музыка.

- Это же были годы создания «Арии».

- Так это я ее создавал, в том числе. Был такой директор группы «Поющие сердца» Виктор Векштейн, царствие ему небесное. Он мне позвонил. У него хорошая база на Плющихе – студия, аппарат Динакорд. Мы напились виски, и решили поработать вместе. Алик Грановский был в том составе, а Дубинин появился уже позже. Я-то хотел играть арт-рок. А Алик любил группу Rush, и мы на базе этой общей темы решили с ним делать такой арт-рок. Но потом коллектив стал поворачиваться в хард-рок: бум-бум-бум. Мы долго обсуждали, думали, и я понял, что не получится там играть арт-рок. Договорились, что я ухожу, и создается группа «Мастер». Потом уже из нее после раскола появилась «Ария».

- Что за история была с Пугачевой?

- Да не было никакой истории. Пригожин мне говорит, что есть идея, чтобы я спел в своей манере песню Пугачевой «Примадонна». Вроде бы Алла Борисовна не против. А потом начнутся переговоры о том, чтобы спеть с ней дуэтом. Это все было уже после того, как она съездила на «Евровидение». Хорошо. Я послушал песню, сделал свою аранжировку.

Пугачева ее прослушала, сделала некоторые замечания – поправить где-то гармонию, еще что-то. И все. На этом все закончилось. В альбом вошла версия с исправлениями, которые просила сделать Пугачева. Там ничего глобального не было, косметические исправления, но и их она заметила. На этом все и закончилось. В свои проекты она не приглашала меня никогда.

Мы встречаемся иногда за кулисами. Как-то встретились, она спрашивает – ты так и ездишь по стране с симфоническим оркестром? Да, говорю, так и езжу. А я так хотела сделать проект с оркестром, говорит Пугачева, но времени все не хватало. Не хватало, не хватало, так все и ушло.

- Почему из телеверсии юбилейного концерта Тухманова вас вырезали?

- Тухманову навязали там много артистов, объяснив, что это необходимо для показа концерта по телевизору. А меня он пригласил лично, попросив спеть ту самую песню на слова Маяковского. Я пел, зал принял отлично. Потом смотрю телевизор – меня вырезали. Позвонил Тухманов – сказал, ему так стыдно, но ничего поделать нельзя. Он ничего не решает.

- Нет мысли воссоединить «Парк Горького»?

- Такие предложения регулярно поступают. Но что петь? «Парк Горького» уже здесь, по возвращении в Россию, выпустил три или четыре альбома. Я не вижу ситуации, в которой я обязательно участвовал бы. В Москве или Питере я мог бы выйти, спеть две песни – символически поучаствовать. Но ехать в тур из-за двух песен, и сидеть остальное время за кулисами, - мне не очень интересно.

Есть и другой момент. Когда у меня был юбилей, я же собрал «Парк Горького», правда, без Маршала. И когда начал петь «Bang!», то вдруг почувствовал, как далеко от меня эта песня. Насколько она меня уже не трогает. Пропел, и сам спрашиваю себя – чтобы это было? Прилетело ко мне что-то из прошлой жизни, на английском языке...

- Почему вы никогда не поете песен из фильма «Остров погибших кораблей»?

- Да, не поются как-то. Такая же история с «Дельтапланом», песней Леонтьева. Я спел ее как-то на «Старых песнях о главном». И вот недавно приезжаю на гастроли в Донецк, отыгрываю концерт, ухожу. А из зала начинают скандировать? «Дельтаплан!» Я даже не сразу понял, что это. Оказывается, именно эту песню хотели услышать. Надо же!

- Как получилось записать гимн России?

- Гимн – это гимн. Нельзя просто так петь его, как остальные песни. Надо, чтобы оркестр стоял за спиной, и по-другому все выглядело. А было так: принес песню «На меньшее я не согласен» на «Русское радио». Архипов мне говорит, что гимнов мы не ставим, но у меня есть шанс. Если за неделю запишу гимн России, то он зазвучит сразу на шести радиостанциях. К ним пришел тогда такой заказ из Кремля. В шесть утра чтобы звучал гимн России.

Я начал думать, как его сделать. Вставил этно-тему, отпел. И довольно долго ее крутили. На концертах я ее не пою. Ну, как гимн петь на концерте? У меня есть песни, которые поднимают зал без всякого гимна.

- Вы вошли в состав жюри на конкурсе молодых исполнителей «Империя музыки». Помогаете молодым?

- У нас нет школы для молодых музыкантов. Нет такой школы, как Беркли. Я хотел сделать в России филиал Беркли. Связывался с ними, получил от них письмо. Но у нас все должно давать доход. Там платное обучение. Они дадут педагогов, дадут музыкантов для мастер-классов. Но там жесткие требования – размер помещений, техническое оснащение. Пока не получилось создать, но я надежды не бросаю.

У нас многие музыканты даже английского не знают. Как можно играть американский рок, и не знать английского? Встречаешь любого финна, - он разговаривает свободно.

Совсем же нет грамотных музыкантов. Вот уходит от меня по какой-то причине музыкант, - я не могу найти ему замену. Приходят на кастинг лучшие музыканты в стране, - но они не понимают, что они играют. В стране невозможно найти классного барабанщика или классного басиста. Не нужны звезды, но нет просто среднего класса музыкантов!

Как-то из Гнесинки мне звонят, и говорят, что объявился у них некий Легран, который под мое имя создал платный класс, где обучает музыке. Он все обещает, что вы придете к нам, а вы все не идете. Да я понятия не имею, кто это! А они ему в Гнесинке дали помещение, он деньги собирает… Чему-то научил, они теперь сами могут преподавать. Ну, бред какой-то!

Думаю, надо выписывать педагогов из-за границы с условием, что они должны за определенный срок подготовить себе замену. Научить наших, чтобы уже наши могли учить. Думаю, когда-нибудь все-таки удастся реализовать эту задумку.

Гуру КЕН, NEWSmusic.ru

Комментарии

в этом интервью

в этом интервью слова Носкова не переделывали? просто по поводу Арии он сказал вообще глупость, что сначала был Мастер, потом из него выделилась Ария... было наоборот и немного не так. Ну а по стилистике музыки разве Парк Горького играл не тоже самое, что и Ария? Почему он говорит, что ему это не нравилось, поэтому он и отказался в Арии учавствовать?

Нет, слова

Нет, слова Носкова не переделывали. Конечно, тут явная историческая ошибка - но ведь интересно, как это сохранилось в памяти у самого Носкова. Гуру Кен.

Впервые услышала, что НН

Впервые услышала, что НН называет конкретные имена..) Что всегда вызывало уважение к нему, так это тот факт, что на все провакационные вопросы он не называл ни одно имя, ни однин пароль, ни одну явку! )) Всегда умел красиво уйти от прямого вопроса, не обижая, не унижая никого. Поэтому про Арию...было несколько странн. Впрочем, что дозволено Юпитеру.... (далее по тексту)

Еще об этом