Кому петь советские песни, если не английским геям?

Мы нечасто теперь слышим со сцены романсы, нечасто слышим хиты великих советских композиторов, нечасто слышим песни Козина или Бернеса.

Я хочу рассказать о концерте в Театре эстрады, на котором никто иной, как британская поп-звезда Марк Алмонд, напомнил, насколько искренне сейчас можно петь русские романсы и советскую классику.

Марк Алмонд
Марк Алмонд

Нынешний период Алмонда многие называют поздним. Поздний Алмонд прежде всего необычайно дружелюбен к русской музыке. 2 октября он дал в Москве концерт, который смело можно было назвать русским концертом и даже советским концертом ввиду поразительного преобладания в нем лучших песен советской эстрады.

Марк Алмонд относительно долго прожил в России. Легенда британской поп-музыки питает особые чувства к мелодичности и эмоциональности российско-советской эстрады. Точнее, никак не меньшие, чем к хорошей французской эстраде. Не случайно совпадение, что когда-то Жак Брель выступал на советских гастролях именно в Театре эстрады, и теперь вышедший на эту сцену Алмонд с удовольствием принялся петь песни Бреля. Прозвучали брелевские If You Go Away и Amsterdam.

Marс Almond
Марк Алмонд

Артистизм

Весь концерт оказался разбит на три части. Сначала новые песни и старые хиты Soft Cell, затем русские и советские песни, и на десерт – снова хиты Алмонда.

– I love you! – кричат ему с галерки.

– I love you too! – мгновенно реагирует Марк.

В этот вечер на режимной сцене театра в Доме на набережной случилось маленькое чудо. Стены театра помнят многих великих, и все больше прошлого века. Но Марк Алмонд словно воскресил тени импозантных артистов, которые пели здесь. Он органично вписался в помпезность позолоты, он стал проводником величественной советской эстрады в суетную современность.

Марк Алмонд – танцующий, осыпающий себя лепестками роз, проживающий каждую песню как свою личную историю, переходящий с крика на стон. Марк Алмонд – лукаво поблескивающий глазками, делающий выразительные мхатовские паузы, нервно бьющий каблуком в такт. Марк Алмонд – такой разный и неизменно искренний.

Марк Алмонд
Марк Алмонд – такой разный и неизменно искренний

Советская Россия

Русский блок состоит из отборных песен, три из которых Алмонд поет на ломаном, но все-таки понятном русском языке. В октябре 2003 года он выпустил русский альбом Heart On Snow, который стал знаковым в его дискографии. Там русские песни были в дуэтном исполнении с Зыкиной, «Мумий Троллем», Пенкиным (отчего-то не появившимся на сцене, несмотря на заявленность), Баяновой. Теперь он поет те песни сам.

Не беда, что современная публика не помнит слов великих песен Вадима Козина, – их помнит сам Алмонд.

«Журавли» поначалу были написаны Расулом Гамзатовым на аварском языке, затем переведены на русский, а теперь стали Storks. И Алмонд вовсе не копирует интонаций Марка Бернеса, он на фортепианных переборах распахивает широко руки, как крылья, и бережно летит сквозь пронзительную мелодию к финальному высокому всхлипу и срыву в исповедальный шепот.

Марк Алмонд
Марк Алмонд

Приходит черед одной из лучших песен в мировой музыке прошлого века – «Нежности» Александры Пахмутовой, и Марк Алмонд извиняется, что будет петь ее по-английски… Берется за нее аккуратно, не педалируя, и понемногу поднимает градус драматического напряжения до исступленности, и вдруг сбрасывает снова в печальные приговоры-наговоры, и опять крутит паутинки нежных признаний, разве что силой воли на самой грани сдерживая бушующий внутри вулкан страстей. Артистизм и органика Алмонда именно в русских драматических и музыкальных традициях.

Несколько русских песен Алмонд исполняет с приглашенным баянистом Игорем Уткиным, тот и подпевает красивым драматическим тенором. Романсы «Только раз бывают в жизни встречи» Бориса Фомина и «Душа моя» графини Толстой Марк поет на русском языке, что встречает самый бурный прием у зрителей. Собственно, после второй-третьей песни овации зала, кажется, не заканчиваются ни на секунду.

Зал

То и дело Алмонд бросает микрофон и… начинает петь без него прямо на авансцене. Такого не припомнить в последние годы, чтобы эстрадный певец принимался петь без микрофона, – и в зале все превосходно слышно, музыканты умеряют свою громкость, а зрители затаивают дыхание. На краешке сцены стоит хрупкий английский певец, проживает песню почти до слез, и слышен каждый вздох при наборе воздуха, и словно не поет, а разговаривает с каждым в отдельности.

Он целует всех, кто приносит ему букеты. Некоторые экспансивные мужчины сами бросаются его восторженно целовать. Он не отказывается.

Таков Алмонд в этот вечер, такова атмосфера зала на этом московском концерте.

Марк Алмонд
Таков Алмонд в этот вечер, такова атмосфера зала на этом московском концерте

Только один раз Алмонд разрубил дружелюбие и позитив, наотрез отказавшись подписывать поклоннице свою книгу Tainted life на русском. А потом подошел к микрофону и объяснил свою известную позицию, что это "very bad translation", и призвал не покупать книгу в этом переводе. Поклонники по-прежнему ждут его книги в авторизованном переводе, ведь Алмонд давно подготовил как специальные главы для русского издания, так и эксклюзивные фотографии.

В финале на зрителей обрушились все оставшиеся хиты Алмонда. Нельзя сказать, чтобы Tainted Love, A Lover Spurned или Say hello, wave goodbye были столь уж далеки от своих оригиналов, как бы ни утверждал Алмонд обратное. Так что те, кто ждал старых хитов, получили свое сполна.

Марк Алмонд уже много раз приезжал в Россию. Но на этот раз у него получился самый русский, самый советский и самый душевный концерт.

Старые песни о главном.

Что ж за страна у нас, что за память у нас, если только английская гей-звезда может напомнить о том, как можно и нужно в наше время петь лучшее из былого?

Стыдно за нас.

Гуру КЕН, для Mail.ru

Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, photoPaparazzi.ru

Комментарии

неужели в

неужели в русской эстраде и вправду не осталось искренних живых исполнителей? честно говоря, в магазине нечего покупать из искренних поп-роковых баллад - все стремятся сделать гладкий продукт, чтобы заработать деньги, кроме лепса и колдуна, да и те... жаль, жаль... но, может народ все же посоветует кого-нибудь слушать, кто поет искренне и неповторимо?

из молодых,

из молодых, видимо, нет. Искренне можно не только рок-баллады петь. кстати Камбурова вам как?

Еще об этом