Разочарования «Новой волны»

Когда за артистом стоит тренд – явный, яркий, очевидный – это уже больше чем артист. Появился Элвис – и стал трендом. Появились битлы – и они стали. Даже рэп-звезды были трендом. Когда смотришь большинство поп-конкурсов, вообще непонятно, зачем все эти ребята вышли на сцену?

Вообще-то, у конкурсов, которые транслируются по ТВ, миссия благородная и даже незаменимая. Попробуй-ка еще где-нибудь никому неизвестный артист получить три минуты славы на многомиллионную аудиторию! Для этого надо или убить кого-нибудь, или в ток-шоу рассказать леденящую душу историю из личной жизни. Но петь… Нет, петь ему не дадут.

Другое дело – конкурс. Тут как раз надо петь. Три раза по три минуты славы, как формулировал когда-то Энди Уорхол. Он говорил, правда, про пятнадцать минут славы. Но тогда время текло медленнее.

Телеконкурсы дали миру немало отличных артистов. От «ABBA» до Аллы Пугачевой, не говоря уж о менее крупных фигурах. К чести Аллы Борисовны, она никогда не забывает, как малоизвестной девушкой выходила на плаху Всесоюзного конкурса артистов эстрады, «Золотого Орфея», «Сопота»… И как стала звездой со спешно подобранной к конкурсу песенкой «Арлекино». Теперь Алла Пугачева – неизменная муза конкурса в Юрмале, и ее специальные призы котируются повыше официальных, да и в денежном выражении им не уступают.

Но никакие денежные призы не могут пока изменить главного принципа: на безрыбье рак – рыба.

Кризис в популярной музыке больно ударил по многочисленным конкурсам. Победители и лауреаты Евровидения, «Славянского базара», «Новой волны», «Пяти звезд» и прочих ристалищ уже не могут рассчитывать на что-то более существенное, нежели несколько минут славы. Кто-нибудь помнит, кроме меня, что на прошлогодней «Новой волне» победила певица Наталья Гордиенко? То-то. Потому что кризис – для всех кризис.

Композиторы не могут написать приличную мелодию, поэты разучились писать глубокие, яркие тексты песен, аранжировщики не видят свежих музыкальных идей… А артист, выходящий к зрителям, почти обречен казаться бледным второсортным копиистом.

Они и кажутся.

Мне как музыкальному критику почти невозможно всерьез анализировать те песни, с которыми выступили конкурсанты на нынешней «Новой волне». Невозможно анализировать нафталин. Ни одной новой музыкальной идеи, ни одной актуальной или потенциально остромодной композиции.

Конкурсанты соревновались в чём угодно: кто громче надерет глотку, кто перекавээнит другого кавээнщика, кто больше окажется похожим на членов жюри. Забытой осталась только музыка. Без свежих идей и молодого задора музыка сохнет.

Один только выход Григория Лепса с неожиданной и очень агрессивной трактовкой старой песни Игоря Николаева для Пугачевой «Озеро надежды» стал куда более дерзким музыкальным актом, чем три дня многочасовых выступлений юных дарований.

Победителем «Новой волны–2008» стал грузинский дуэт с «оригинальным» названием «Georgia». Все три тура эти безусловно голосистые южане демонстрировали полное отсутствие оригинальности и вот заработали главный приз. Нужны ли большой эстраде такие серые артисты? Вопрос риторический. Нынешние победители окажутся забытыми еще быстрее, чем предыдущие.

Georgia
Все три тура эти безусловно голосистые южане демонстрировали полное отсутствие оригинальности и вот заработали главный приз

Вместо приза за технику вокала вручать главный приз – это путь в никуда. Гораздо честнее было бы оставить конкурс без победителя. То есть раздать, конечно, все эти деньги и спонсорские бриллианты до отказа. Но звание победителя – честь и гордость любого эстрадного конкурса – принципиально не присуждать. Чтобы сохранить лицо.

Перед конкурсом многие рассуждали о том, что Россия просто обязана на нем победить. Продолжить цепь побед Димы Билана, хоккеистов и некоторых футболистов.

Но кто мог победить? Даже если бы не было конкуренции, ни одна из делегированных на конкурс девушек не имеет своего лица. А если имеет, то блеклое и невыразительное. Чтобы стать интересным миллионной аудитории, мало просто профессионально петь. Надо быть оригинальнее других.

В идеале, надо быть трендом.

Так, чтобы, послушав песню, зрители ахнули – вот кого не хватало на сцене! Чтобы музыкальные критики пришли в восторг – вот куда пойдет музыка дальше! Чтобы музыканты в кулисах обзавидовались – кто же ему написал такую модную аранжировку?! Чтобы жюри узнало в этом артисте самих себя, еще дерзких и юных.

Чтобы стать трендом, иногда даже не надо ничего придумывать своего, как показывает пример тех же Билана или Лазарева. Достаточно умело скопировать лучшие мировые достижения и аккуратно перенести их на национальную почву. Увы, даже это нынешним конкурсантам оказалось не под силу.

Еще один конкурс прошел впустую.

Не привыкать.

Гуру КЕН, для деловой газеты "ВЗГЛЯД"

Комментарии

Полностью с

Полностью с вами согласна. Сама с детства занимаюсь профессионально вокалом. Музыкальную школу закончила, потом колледж культуры, затем занималась в лучших вокальных коллективах своего города, но везде одно и тоже. Все косят под одну попсу. А если и захочешь выйти на сцену с чем-нибудь необычным, оригинальным, непривычным для слуха зрителей, так сразу при первом же прослушивании снимут с программы, скажут: "Не соответствует теме программы". А потом ещё жалуются, что зрители как-то быстро заскучали и стали рано расходится. Вот и приходиться реализовать свои творческие желания пением в ресторане, и то не всегда; а то , если публика элитная, "давай сегодня без твоих штучек!!! что-нибудь потише, пообычнее, попопсовее". Вот так и живём )))

Нет, именно

Нет, именно трендом. То есть определяющим направление развития для многих других. Даже невозможно счесть, сколько артистов потом подражало Элвису, или стало потом делать в том же направлении, что и он. Это и есть тренд.

Еще об этом