Отчего нет новых артистов?

Кажется, этот год стал переломным. Ветреное общественное сознание, утомленное выборами и жутким ростом цен, окончательно сделало свой выбор. Кажется, в рок-музыку больше никто не верит. И во всякие хваленые инди- и постбяки – тоже. Попса победила и вытеснила в звуковом ландшафте все остальные звуки. Причем не одержав ни одной явной победы. В боксе это называется победа ввиду неявки соперника.

В российской, да и мировой рок-музыке за минувший год не появилось ни одной яркой звезды. Убогость музыкального креатива дошла до такой степени, что умело сыграть в духе 70-х годов прошлого века стало великим достоинством, и немало групп тешит свое самолюбие именно этим странным достоинством. Цитирование и самоцитирование превратилось в нищету духа. Как и любой инцест.

Собственно, поп-музыка занималась в эти годы ровно тем же. Однако от развлекательного танцевального шума и не требовалось создавать нового, поп-музыка никогда не создает ничего нового. Она как раз хороша тем, что консервативно вбирает в себя весь креатив, оставаясь самой собой.

И при этих обстоятельствах случилось очевидное и вероятное. Коли ничего серьезного слушать не приходится, тогда пускай бормочет тот приемник с ненавязчивой попсой.

На глазах рушится целая рок-индустрия. Слушатели действительно не хотят покупать запыленный хлам из старых шкафов. Смена форматов, так смачно подстегивавшая продажи в прошлые годы, теперь обессилела. CD устраивает всех, и DVD кажется только видеобонусом к привычному CD. А все CD любимых и даже нелюбимых групп, извините, уже куплены. Шкаф полон.

Музыканты огламурились. Земфира теперь пишет песни про «Шанель» и господ, странно, что еще не про Ксению Собчак и Машу Малиновскую. Батька Шевчук угрюмо засел в деревне. «Алиса» поет о любви. Молодежь словно языком слизнуло – из прессы, из сердца, из музыки.

Не может случиться так, чтобы за год-два вообще не появилось ни одного нового заметного имени. Но так случилось!

Склады музыкальных магазинов затоварены, но купить там нечего. Человек идет в этот магазин и выходит из него либо с альбомом МакSим, либо с переизданием чего-нибудь старенького.

Из музыкального обихода куда-то исчез вдруг Дима Билан. То есть в телевизоре он еще есть, поет что-то негритянское, а из обихода уже исчез. Разом испарились Лазарев и Топалов, подававшие слабые надежды. И навалился середняк. Который даже по именам называть неудобно.

Посмотреть на плей-листы радиостанций – там сплошная жвачка. Слово «формат» в этом году срубило последние сучки на стволе качественной музыки. В плей-листах «модных» радиостанций неотличимые на голос и музыку многочисленные Согдианы, Терлеевы, Задорожные, Колдуны, Фриске и т.д. А те станции, что не считают себя модными, попросту перешли на классику – Пугачева, Ротару, «Машина времени», Меладзе, Никольский, Киркоров…

И тут вспоминаются рейтинги. Когда-то именно желанием набрать рейтинг оправдывалось изгнание из эфиров всего неординарного и самобытного. К чему пришли мы в конце 2007 года? Лидерами радиоэфира стали радиостанции «Авторадио» и «Ретро FM», обогнав или потеснив остальных. Ретрорадиостанция опережает модные радиостанции! Это до чего же надо дойти, до какой жизни, до какого наплевательства на вкусы слушателей, до какого надругательства над понятием моды вообще?!

Когда я спросил на очередной пресс-конференции у Александра Варина, руководителя «Авторадио», чем он руководствуется, выбирая песни для своего эфира, тот недолго думал. Сказал, что те, которые хочется слушать. Так вот, если просмотреть плей-лист лидера московского радиоэфира «Авторадио», то первая десятка более чем наглядна: София Ротару, Алла Пугачева, «Дискотека Авария», Михаил Шуфутинский, «Машина времени», Леонид Агутин/Анжелика Варум, «Чай вдвоем», Владимир Пресняков, «Земляне», «Санкт-Петербург». Такая же десятка могла быть десять лет назад. Время словно застыло.

Только что прошедший «Золотой граммофон» в Кремле, который еще недавно был индикатором шоу-бизнеса в стране, вдруг посерел и скукожился. Впервые за многие годы подавляющее большинство СМИ, даже специализированные музыкальные, не отписали о нем ни слова. К тому же перед премией разыгрался некрасивый скандал с нечестным подсчетом голосов на сайте «Русского радио». Какие-то лейблы решили не приглашать на премию, каких-то артистов решили не награждать заслуженным «Граммофоном»… Похоже, все неладно в датском королевстве после ухода из РМГ Сергея Архипова…

И вот другой вектор, прямо противоположный. Такого ажиотажа, который случился недавно на фестивале «Дискотека 80-х», не было в Москве со времен дефицита сливочного масла и западных рок-звезд. Зрители просто рвали «Олимпийский» на части. И было бы в наличии не рекордные 25 тысяч билетов, а 50 тысяч – без сомнения, раскуплены были бы все. И всё это при составе участников, которых вообще нет в ротации подавляющего большинства радиостанций и телеканалов страны! За исключением разве что Пугачевой. А люди всё идут и идут их слушать – «Рикки э Повери» и Бутусова, Глорию Гейнор и Маркина.

Это уже тренд. Публика возвращается к старым героям, манкируя новыми. От этого уже не отмахнуться и не списать привычно на злодейское влияние «Фабрики звезд».

Кстати, Константин Меладзе еще пару лет назад клялся-божился, что в жизни не пойдет на «Фабрику звезд». Она-де разлагает юные души, выдает незрелые полуфабрикаты… Однако пошел как миленький, когда предложили. Я тут на днях съездил с этой меладзевской «Фабрикой» на Чукотку, агитировать за выборы. Знаете, всегда лучше видно всё вблизи. На экране артист кажется одним, а в концертном зале – он совсем другой. Так вот, после этой дурацкой и смешной поездки (хотели-то на Чукотку, а попали в Магадан) я уверен, что если даже от всей этой «Фабрики» останется одна Настя Приходько – уже весь проект был сделан не напрасно. Не только потому, что она напоминает раннюю дерзкую Пугачеву, нет. А потому, что вот вырос яркий молодой артист – самобытный, скандальный, поющий – и дать бы ему шанс радовать музыкой. Не все же на корпоративы «поющие трусы» и «поющие носки» отправлять.

Конечно, корпоративы тоже нужны. На них кормятся все, от захудалого пиарщика до гендиректора телеканала. Но бесстыдно сводить весь шоу-бизнес к продаже корпоративов, как это происходит последние годы, – это же путь совсем в никуда.

Многие великие артисты не гнушались корпоративами. Но ведь это был для них дополнительный заработок, а не основной. Теперь же большинство радиостанций и телеканалов «заточено» именно под рекламу артистов для корпоративов. Многие артисты «из телевизора» уже давно забыли, что такое сольный публичный концерт «на кассу». За билетики, то есть. Они все пляшут на заказных попойках. А их всё крутят по телевизору, и крутят, и крутят… И дым крематория, в котором сжигается великая советская эстрада, глаза не ест.

Вот и получается, что новых артистов всё нет. Появляется новая группа или артист – у него глаза уже тухлые. Загашенные прозой жизни. Ну не блестят у него глаза идеями и креативом! Только циферки калькулятора в них крутятся. А чего они крутятся?

Все равно считают нули. Во всех смыслах.

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"

Комментарии

Задело за живое..

Статья задела за живое... действительно, сейчас очень мало ХОРОШИХ отечественных исполнителей, особенно в рок-музыке. А зарубежная попса - она попса, по определению. Остается только вопрос - а что делать тем, у кого полно креатива, стремления что-то менять, но абсолютно нет возможностей? В шоу-бизнесе на одном энтузиазме далеко не уедешь... а так хотелось бы..

Что делать?

Мне кажется, надо играть на фестивалях, надо записывать свою музыку и снимать клипы - если это действительно талантливо и креативно - люди потянутся, и концерты будут. Гуру Кен.

Вот тока есть одно НО.

Вадим статья просто отличная. Высказали мнение музыкального андеграунда. Есть молодые талантливые. По всей России и там и тут. Да вот беда теперь все исчесляется деньгами. Записаться молодому исполнителю который концы с концами сводит очень тяжело я бы сказал не возможно. А талантливые люди на руси у нас испокон веку были голодные. Пишуться музыканты потихоньку как тока наскребут деньги. Но качество очень не важное. Продюссеры сидят и клонируют старые проекты новое они продвигать бояться. Вот и получается для того чтобы люди пришли надо как то их оповестить. А для этого нужна реклама ну хотя бы напечатать флаерочки, а вот вынь и положь за 300 штук 1000 руб. Клубы дают молодежи понедельники и вторники народ в эти дни никуда не ходит. А так как там набивают обоймы из 5-6 команд, то в клубе сидят человек 100 то есть группы и друзья. И клуб вроде как не в убытке. А в те дни когда можно привлечь много народу сидят уже раскрутившееся группы лет так 25-10 назад. Так что замкнутый круг получается С концертов группы не получают денег совсем. Не т денег нет хороших записей. Нет записей люди пришедшие на концерт не смогут услышать песни дома дать их послушать друзьям и т.д. и т.п. Нет денег нет группы Вот и сидят в подполье в безденежье новые имена и заниматься ими никто не хочет и у самих денег нет. С уважением группа California.

молодые рок музыканты

А фесты и проходят,но только мало кто о них знает и чья это вина? музыкантов? СМИ? Москва Лужники лето 2007-фестиваль *Герой Нашего Времени*-много о нём было отзывов? Питер......по клубам и немного выступлений организованных например муниципалами.......... Клипы,да их качество желает лучшего.но это в первую очередь мастерство,а асов этого дела работающих с молодежью к этой самой молодежи и *не подгонишь* пожалуй.....

Шоу-бизнес для

Шоу-бизнес для попсы. Шоу(развлечение)=бизнес(деньги). Если иметь ввиду музыкальное искусство, да времена не те , но группы есть, сидят в подвалах, гаражах в своих городах. И ничего страшного, здесь Интернет сыграет свою благую роль, если у тебя куча креатива и ты делаешь это потому что не можешь не делать, так записывай (или снимай и т.п.) и выкладывай в Инет пусть все слышат, если ты , конечно, считаешь себя творческой личностью, а если твоя мечта заработать кучу баблоса и чтоб все тебя в ноги целовали, то извини, тебе тогда сосать у продюсера. К сожалению у нас шоу-биз и искусство не пересекаются, в отличии от западных. Разные схемы: у нас во главе олигарх-продюсер вокруг которого крутится вся музвселенная, все падают перед ним на колени и сосут, на западе в центре схемы сам артист, вокруг которого, со временем и славой "налипают" как пиявки, продюсеры, промоутеры, пиарщики и т.д. и т.п. , которые вполне заслуженно за свою работу получают свой кусочек пирога. А то что у нас сейчас творится, даже есть позитив. Если люди будут понимать, что на музыке особо не заработать, так в ней и не будет лишних людей. Как допустим было в 80-х при отсутствии шоу-биза. А что бы наверняка, нужно наложить цензуру на всю музыку или запретить вовсе, вот тогда каждую возникшую группу можно канонизировать:)). А может наш нынешний шоу-биз здохнет наконец, как древний ящер, и на его костях возникнет что более человеческое

в яблоко!

а вот здесь впервые мне понравилось, как написано... решительно правы вы, г-н Пономарев! с Приходько неуверен, что все сложится - там контракт, и будут те же корпоративы, слабый чес по ДК без какого-либо шоу. эфирное время на "первом" отбивать как-то надо. а вот с отсутствием новых, ярких, хоть сколько-нибудь выделяющихся на фоне унылого болота певцов и певичек, поющих на корявом русском не менее корявые песенки, имен, к сожалению, нет. надеюсь, что все будет хорошо и восьмой год нас порадует красивым неформатом, пробьющим глухие (во всех смыслах) стены кабинетов программных директоров отечетвенных медиа. Саша

Еще об этом