С самого начала московская сеть общепита “О.Г.И.” (клуб “Проект О.Г.И.”, два кафе “Пироги” и ресторан “Улица О.Г.И.”) развивалась за счет денег, занятых у друзей и знакомых. В 2001 г. ее основатели — Дмитрий Ицкович, Алексей Кабанов и Дмитрий Борисов захотели найти деньги на открытие еще 18 новых кафе. При этом они решили не изменять своему принципу и не обращаться в банк? пишут "Ведомости". “Мы видели, что есть большая масса людей, которые располагают деньгами, но никуда их не вкладывают. И вспомнили о системе народных займов, практиковавшихся до революции”, — вспоминает Ицкович, занимавший тогда должность президента компании. Так появилась на свет идея занять денег у посетителей кафе. Схема знакомые — клиенты — инвесторы представлялась основателям компании чрезвычайно удобной: в конце концов такие акционеры являются более лояльными посетителями.
В ноябре 2001 г. компания объявила о выпуске так называемого народного займа на $1,5 млн. Посетителям кафе предлагалось заключить договор займа и ссудить компании деньги под проценты и на фиксированный срок. По полугодовым займам компания обещала доход в размере 18% годовых, по годовым — 25%, по двухлетним — 30%. Для сравнения: по шестимесячным депозитам крупные московские банки в ноябре 2001 г. давали 13-15% годовых. Проценты должны были выплачиваться каждые три месяца с момента заключения каждого договора займа. Юридически процедура оформлялась как договор займа физического лица юридическому.
При кажущейся простоте сделки основатели “О.Г.И.” столкнулись с двумя проблемами. Российское законодательство практически не регулирует взаимоотношения между физическим лицом, которое является заемщиков, и юридическим лицом, выступающим в роли кредитора и при этом не является банком, регулируя преимущественно вклады в банках. То есть граждане могут давать в долг только себе подобным, а предприятия и организации — гражданам и друг другу. На запросы “О.Г.И.” о законности данной схемы Центробанк, ФКЦБ, Министерство юстиции и Министерство по налогам и сборам ответили, что этот вопрос вне их компетенции. Получив заключение юриста, что подобные сделки не запрещены законом и отвечают требованиям Гражданского кодекса РФ, предприниматели начали оформление договоров с частными инвесторами.
При погашении займа кредиторы смогут получить либо деньги, либо акции одного из кафе. Для работы с заемщиками был создан инвестиционный отдел, который должен был контролировать расходование народных денег и отчитываться перед партнерами. По словам Ицковича, за два месяца было собрано “чуть более 2 млн руб.”, которые внесли около 100 человек.
Но уже в начале 2002 г. у компании возникли финансовые проблемы из-за строительства самого большого заведения сети — “Фабрика О.Г.И.” на 2000 мест. Учредителям стало не до народного займа, и они приостановили программу. Часть кредиторов, потребовавших возврата денег, получила их назад, а остальные просто забыли про свои вложения.
Виртуальные деньги
Не менее затейливый механизм привлечения инвестиций от частных лиц попыталась использовать компания Abooks. В 2002 г. студент экономического факультета МГУ Игорь Большаков создал компанию, которая занимается производством аудиокниг. Личных накоплений — $6000 — хватило, для того чтобы озвучить и выпустить на CD дюжину книг Станислава Лема, Рэя Брэдбери, Вуди Алена, Эдгара По и пьесу “Как я съел собаку” в исполнении Евгения Гришковца. Первое время компания развивалась за счет прибыли от продаж, но производством аудиокниг занялась звукозаписывающая компания “Союз”. Конкурировать с крупной компанией было трудно. Большаков получил отказ в получении кредитов от нескольких банков, инвестфонды тоже не заинтересовались его компанией.
Тогда предприниматель решил занять деньги у участников венчурной интернет-биржи INDX. Этот проект работает по принципам обычной биржи, члены которой обмениваются обязательствами различных видов. Участником биржи может стать любой пользователь Интернета, имеющий счет в одной из платежных интернет-систем: WebMoney Transfer, E-gold, Standard Reserve, GoldMoney. Одним из видов обязательств являются доли в уставе компании, но никаких юридически действительных договоров участники не заключают.
Предприниматель планировал привлечь минимум $25 000- 30 000, но за четыре месяца получил только $15 200. “Средний размер взносов участников составлял $30-50. А инвесторов, которые готовы вложить несколько тысяч долларов, практически не было”, — рассказывает Большаков. Составив финансовый план на ближайшие несколько лет, с учетом дивидендов, которые компания должна была выплачивать частным инвесторам, предприниматель понял, что дешевле будет вернуть эти деньги назад.
Причины неудач
Авторы неудачных проектов объясняют провалы неотлаженностью механизмов и организационными проблемами. Например, Большаков считает, что потенциальных частных инвесторов венчурной интернет-биржи отпугивает виртуальность ее работы. “Все строится на доверии, — говорит он. — Человек, который вкладывает деньги, не получает никаких документов, кроме подтверждения по электронной почте”. Правда, директор по маркетингу компании WebMoney Transfer, владеющей проектом INDX, Елена Варламова говорит, что к ним не поступало жалоб от трейдеров, которые “потеряли свои вложения”. “Если участник является зарегистрированной компанией, то юридическим основанием для работы является договор доверительного управления, который должны заключать участники сделки. Продажа долей является уступкой частей прав требования по данному договору”, — говорит Варламова.
Опрошенные “Ведомостями” частные инвесторы, вложившие свои деньги в проекты, представленные на бирже, заявили, что никаких договоров не подписывали, а только получали уведомления по электронной почте. Партнер юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Виталий Можаровский говорит, что подобное письмо документом не является: “В России суды не рассматривают в качестве доказательства письмо, полученное по электронной почте. Риск стать жертвой мошенничества слишком высок. Перспективы такого дела в суде более чем туманны из-за отсутствия российской законодательной базы, регламентирующей работы в Интернете”.
И Большаков, и владельцы “О.Г.И.” пришли к выводу: нет простых способов привлечения инвестиций. “Это была хорошая идея привлечения денег для быстрого выхода на рынок при минимальных инвестициях со стороны учредителей, — говорит Дмитрий Ицкович. — Но нам стало ясно, что этим нужно заниматься как отдельным бизнесом. Это требует неких промоусилий, создания отдела, необходимо постоянно вести мониторинг денежных поступлений и расходов. Заниматься основным бизнесом и одновременно развивать серьезный инвестиционный проект трудно”.
Директор по маркетингу консалтинговой компании “Бейкер Тилли Русаудит” Максим Зюзин считает, что подобные проекты могут быть удачными, если речь идет о небольших суммах инвестиций — до $20 000. “Можно привлечь большое количество частных заемщиков, сделав предложение в форме экономической игры, основанной на бизнесе реальной компании”, — предполагает он. Но, для того чтобы правильно построить этот механизм, не заигравшись и не превратившись в финансовую пирамиду, добавляет Зюзин, нужно быть хорошим финансистом. А президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский вообще считает, что для малого бизнеса множество мелких инвесторов опасно — владелец потратит большую часть времени не на управление, а на объяснение каждому инвестору, какой шаг он собирается предпринять.
Комментарии