Всероссийский юношеский оркестр п/у Башмета дебютировал

В Сочи очередной год Культурной Олимпиады-2014 завершился первым концертом созданного Юрием Башметом Всероссийского юношеского симфонического оркестра.

Идея поначалу граничила с безумием. Вот так, взять и собрать со всех концов страны одаренных юных музыкантов в один оркестр – уже почти подвиг. А ездить по всей стране от Ярославля до Хабаровска, внимательно прослушивая детей без всякого опыта оркестровой работы, отбирая и запоминая – при известной занятости и востребованности маэстро Башмета – вовсе казалось нереальной затеей.

Между тем, вот они – 78 юных музыкантов в возрасте от 10 до 22 лет из 28 городов России, в том числе из таких небольших городов, как Алапаевск, Дегтярск, Ейск, Кизил, Кировоград, Новоуральск, Новый Уренгой и Череповец. Первый в России юношеский симфонический оркестр.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Конечно, главная задача – привлечь внимание к состоянию российского музыкального образования. Тем паче, критических или разгромных мнений по этому вопросу в музыкантской среде не счесть.

- Наш проект - это не «Фабрика звезд». Сегодня ребенка или юношу трудно убедить подражать Кобзону или Пугачевой. Это вопрос времени и моды. А классика не имеет таких границ! Навыки, которые они начали приобретать в оркестре, им по жизни потом обязательно пригодятся, - убежден Башмет. - Я спросил как-то у Рихтера, почему он не преподает. Ну что вы Юра, я ведь еще сам не научился! – был его ответ. Творческий процесс начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Многие губернаторы только благодаря нашему отбору узнали о существовании некоторых своих музыкальных школ.

Перед концертом Башмет волновался, кажется, едва ли не больше детей.

- Я нахожусь в невероятно нервном состоянии, - признался Юрий Абрамович. - Помимо ощущения счастья от общения с детьми, которых мы собрали по всей стране. Не так все плохо с детским музыкальным образованием, я убедился в этом на своем опыте, и даже хорошо! Они репетируют в отеле без конца, и даже жалобы поступают от жильцов… Здесь в Сочи профессионалы занимались несколько дней с оркестровыми группами. Проблема в том, что у них совсем нет опыта игры в оркестре, тем более большом симфоническом. Им нужно видеть руку дирижера, они боятся оторваться от нот, и не забыть про мастерство. Нужна концентрация! В процессе импровизации нужно иногда замедлить, иногда ускорить – тут заученность опасна. Я жду молодого порыва, отдачи. Конечно, нужно много времени. И я волнуюсь, как получится оно или другое место.

Юрий Башмет и его Всероссийский юношеский оркестр
Юрий Башмет и его Всероссийский юношеский оркестр. Первый концерт

Впрочем, мягкие подушки Башмет все же подложил. Почти в каждом номере дебютного концерта Юношеского оркестра солируют весьма известные, хотя и молодые приглашенные мастера – гобоист Иван Подъемов, скрипач Мухамад Ибер (Франция), известный кларнетист Валентин Урюпин, виолончелист Александр Бузлов, певцы Нина Минасян и Александр Стражевич (Белоруссия), да и сам Юрий Башмет не отказал себе в удовольствии сыграть непростого Бруха – «Кол нидрей», помимо дирижирования.

И все же опасность того, что неопытные ребята растеряются или переусердствуют, была велика. Тем удивительнее, насколько живым, дышащим оказался новоиспеченный детский оркестр на сцене Зимнего театра Сочи.

Дарья Седых (Ставрополь)
Дарья Седых (Ставрополь)

Увертюру «Сорока-воровка» Россини они сыграли настороженно, с опаской, но все же почти без помарок. А дальше, набравшись первой уверенности, стали звучать все слаженнее и вдохновеннее. Переглядываясь радостно, и вкушая собственное удовольствие от гармонии и первого в жизни ощущения оркестрового единого дыхания. Концерт для гобоя с оркестром Вивальди с Подъемовым звучал уже строго и почти изящно, страстный французский скрипач Мухамад Ибер заразил весь оркестр светящимся жизнелюбием Сен-Санса, а когда на сцену вышел Валентин Урюпин – перед зрителями сидел уже чуткий оркестр. Волшебство преображения творилось на глазах.

Валентин Урюпин - Вариации для кларнета и оркестра Дж.Россини
Валентин Урюпин - Вариации для кларнета и оркестра Дж.Россини

Вариации на тему Рококо Чайковского виолончелист Александр Бузлов мог уже играть без опаски, что его не поймут, - он смело шел на ускорения и замедления, получая немедленную обратную реакцию юных музыкантов. Так что Юрий Башмет играл Бруха вдохновенно и смело – впрочем, тут как раз не обошлось без помарок оркестра, прежде всего в духовой секции, все-таки эта музыка не только своеобразна, но и редка на концертной сцене. Недаром в гостинице на доске для музыкантов было начерчено строгое предупреждение – всем непременно прослушать «Кол нидрей» с припиской «Есть в Контакте!»

Нина Минасян и Алексей Стражевич
Нина Минасян и Алексей Стражевич

Арии Ленского, Джильды и дуэт из «Любовного напитка» Доницетти куда как на слуху, так что тут Юношеский оркестр не подкачал, и стал достойным аккомпаниатором Минасян и Стражевича. А завершился концерт снова Чайковским, Большое Адажио и вальс из «Спящей красавицы» подчеркнули готовность нового оркестра к осмысленному серьезному существованию.

- У меня хорошие впечатления, - после концерта поделился впечатлениями Башмет. - Конечно, многое не получилось, но это детали. Главное, что детки играли с невероятной отдачей. Напряжение не уходило, они были сконцентрированы. Я видел по лицам, что они огорчены тем, когда что-то не получилось, они нацелены на результат. Есть отдельные звездочки. В Рококо есть очень трудное место, когда к виолончели подключается флейта, и это проблема буквально для всех оркестров. А тут 15-летняя девочка сыграла просто идеально! Редчайший случай. Перспектива у оркестра большая, серьезная, важно не упустить. Мы уже думаем, где и когда встретимся. Этот проект будет жить!

Всероссийский юношеский оркестр под управлением Юрия Башмета в Сочи
Всероссийский юношеский оркестр под управлением Юрия Башмета в Сочи

Юрий Башмет рассказал историю, как будучи студентом первого курса консерватории он играл на одном из последних концертов Растроповича перед отъездом за границу. Заслушавшись соло Растроповича, он не вступил вовремя. Тогда великий волончелист принялся другой рукой играть партию альтов, и Башмет опомнился. Выходя на поклоны мимо альтов, Растропович несколько раз пробурчал на тему того, что музыку знать надо и вступать вовремя. «Думаю, все – Сибирь!» - вспоминает Башмет. Потом, увидев позеленевшее лицо студента, Растропович похлопал его по плечу, и сказал, что играет тот все-таки хорошо. Выходов на поклоны было восемь, и к финалу Росторопович уже сказал: «Будем дружить!». Спустя много лет Башмет напомнил Растоповичу ту историю, и оказалось, что тот прекрасно ее помнит, и помнит самого Башмета.

Так что Юрий Абрамович убежден - для самих детей этот концерт станет незабываемым событием на всю жизнь.

Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Еще фото:

Дмитрий Гринченко (Русское концертное агентство), Юрий Башмет, Ирина Романец (заместитель главы города Сочи)
На пресс-конференции: Дмитрий Гринченко (Русское концертное агентство), Юрий Башмет, Ирина Романец (заместитель главы города Сочи)
Юрий Башмет дирижирует юношеским оркестром
Юрий Башмет дирижирует юношеским оркестром
Александр Бузлов
Александр Бузлов - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П.Чайковского
Юрий Башмет дирижирует юношеским оркестром
Юрий Башмет дирижирует юношеским оркестром

Еще об этом