В Большом зале Московской консерватории свое 20-летие отпраздновал Камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Каждый раз, отмечая круглую дату, приходится возвращаться к непростой истории «Солистов Москвы». 20-летие отчитывается от 19 мая 1992 года, где на этой же сцене тем же непременным Святославом Бэлзой был открыт первый сольный концерт ансамбля. Но на самом деле «Солисты Москвы» дали первый концерт в 1986 году – Башмет руководил тогда зрелыми, состоявшимися музыкантами старше себя. Но в перестроечном 1991 году произошла трагедия. Музыканты в полном составе решили остаться в сытой Франции, а Башмет не думал отказываться от жизни в России. «В случаях с "Солистами", оставшимися на Западе, это были чисто бытовые причины и личное предательство. Я помню, как один виолончелист позвонил мне ночью и, рыдая, просил у меня разрешения завтра предать меня. В девять утра он должен был подписать бумажку против меня. Объяснял: у меня жена, дети, мы хотим жить во Франции. Бог им судья. Но мне кажется, музыкант не может быть без корней. Многие, кто уехал на Запад, обмельчали по смыслу своего высказывания в искусстве именно потому, что потеряли свой дом», - говорил Башмет.
Жена Святослава Рихтера Нина Дорлиак уговорила Башмета вновь возродить оркестр «Солисты Москвы», но уже из талантливых выпускников консерватории. «Мне принесли три списка предполагаемых участников будущего коллектива: студенческий (студенты лучше других знают, кто у них на курсе более талантлив), преподавательский и независимый. Ребят, чьи фамилии совпадали во всех трех списках, я не слушая приглашал в ансамбль». Так в 1992 году родился уникальный коллектив из музыкантов, умеющих блистательно солировать, и при этом чутко работать в ансамбле.
«Солисты Москвы» получили всемирное признание: в их истории есть и Grammy, и номинации на Grammy, и овации лучших залов мира. На 20-летии прозвучали удивительные цифры: сыграно более двух тысяч концертов, проехано и налётано 2 млн км в 50 странах мира. С «Солистами Москвы» играли С.Рихтер, М.Ростропович, Г.Кремер, В.Третьяков, М.Венгеров, В.Репин, С.Чанг, Б.Хендрикс, Н.Гутман, Т.Квастхофф… При этом ансамбль практически не изменил состав: как шутит Башмет, «из моего ансамбля уходят, в основном, из-за женщин».
И состав гостей на юбилейном концерте, завершившем мировое турне «Солистов Москвы», совсем не случаен. Как заверил Башмет, были приглашены только те люди, которые лично помогали ансамблю в трудные минуты его существования. И Третьяков, и Рудин, и квартет им. Бородина, и Мацуев. Да и не только музыканты! Вклад компании «Новатэк», спонсирующей ансамбль с момента создания, трудно переоценить.
Начали с шуточного поздравления Happy Birthday (вариации Дж.Хилла) Государственного квартета им. Бородина, к которым тут же присоединились сами «Солисты Москвы» - стилизации хорошо знакомой мелодии под Гайдна, Моцарта, Бетховена, Штрауса… Продолжила дочь маэстро Ксения Башмет концертом №1 ре минор Баха, экстатично и эмоционально.
Блок перспективных молодых музыкантов, которых поддерживает Башмет, составили виолончелист Александр Бузлов (недавно выступавший на его фестивале в Ярославле) и скрипачка Алена Баева (о ней Башмет крайне лестно отзывался на своем фестивале в Хабаровске). Бузлов порадовал элегантным исполнением вариаций Россини Une Larme для виолончели и струнных, а красавица Баева виртуозно справилась с непростым Концертом ре минор Мендельсона.
Самой «современной» музыкой юбилея стал Концерт №1 Шостаковича – Денис Мацуев блеснул техникой и экспрессией, но несколько загнал темп, из-за чего нагнетание напряжения в третьей части стало отчасти сумбурным. В отличие от него, Александр Рудин играл Ноктюрн для виолончели с оркестром Чайковского степенно и рассудительно, тщательно отыгрывая мельчайшие нюансы.
Опытнейший Виктор Третьяков сначала по-джентльменски вел диалоги с Натальей Лихопой в Концерте ре-минор Баха для двух скрипок, а затем феерически разыграл «Размышление» Чайковского – это был подлинный дивертисмент, причем именно так, как это принято в московской школе - деликатно, не педалируя, не играя на публику вибрато на каждой фразе, но щедро и психологично. Ну, просто был в ударе.
Вторая часть концерта принципиально была без гостей. Сам Юрий Башмет исповедально сыграл Адажио си минор для альта и струнных Брамса, а завершился юбилейный концерт прекрасным исполнением Башмета и «Солистов Москвы» Серенады для струнного оркестра Чайковского - это всегда был коронный номер, и на 20-летие стоило его исполнить так, чтобы БЗК встал и аплодировал очень долго...
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, «Новости музыки NEWSmusic.ru»
Комментарии