Постараюсь объяснить, почему добрая половина хитов содержит в припеве пословицы, поговорки и идиомы. И наоборот - почему тем, кому хочется написать хит на широчайшую аудиторию, стоит в припевах песен использовать или обыгрывать пословицы, поговорки и идиомы (устоявшиеся обороты речи, привычные и не допускающие перестановки внутри словосочетания).
Что роднит вот эти припевы из популярных шлягеров?
"Снова стою одна, Снова курю, мама, снова" ("Курю" Е.Ваенга)
"Шаляй-Валяй, как не засмеяться? Спят на ходу все шаляй-валяйцы!" ("Шаляй-валяй" Л.Вайкуле)
"Спектакль окончен, гаснет свет и многоточий больше нет" ("Спектакль окончен" П.Гагарина)
"Боже, какой пустяк Сделать хоть раз что-нибудь не так" ("Боже, Какой Пустяк" А.Иванов)
"Даже если ты уйдёшь, всю пустоту миров Мысли о тебе одной заполнят" ("Даже если ты уйдёшь" С.Лазарев)
Я взял не самые очевидные примеры, не классику вроде "Не сыпь мне соль на раны" - чтобы нагляднее показать, что не только прямое цитирование устоявшихся сочетаний слов эффективно, но и обыгрывание их.
Теперь о главном.
Почему этот прием работает?
Песенное искусство, кино и театр равным образом используют художественный прием самоидентификации зрителя. В момент прослушивания песни или просмотра кинофильма зритель идентифицирует себя с героем, узнает в нем знакомые для себя нюансы поведения, психологические реакции и речевые привычки. Зритель переживает вместе с экранным или сценическим героем, плачет или радуется. Это настолько важный элемент зрелищного искусства, что даже киношные вурдалаки или инопланетяне обретают вполне узнаваемые человеческие характерные черты - нелюди улыбаются, хмурятся, жестикуляруют или обижаются. Так решается проблема сценической условности.
Для песни это такая же важная проблема. Чтобы песню полюбить, широкому слушателю нужно себя в ней узнать.
Если совсем коротко, то слушатель любит текст песни по принципу:
Это про меня, я сам так думаю - но петь не умею!
А артист петь умеет, он спел за меня и про меня.
Я люблю его!
Именно устоявшиеся словосочетания или поговорки (беру их прямо сейчас с ленты постов своего Фейсбука): "Она мило выглядит", "Все хорошо", "На веки вечные", "Не сплю сутками", "Хочу понять точку зрения", "Казалось - живи и радуйся", "Сказал - сделал" и тому подобные. Годится всё - цитаты из любимых кинофильмов или книг, пословицы, присказки... Их можно парадоксально выворачивать, обыгрывать, вносить непривычный подтекст - лишь бы изначальная идиома была узнаваема с ходу.
Этим приемом разнообразно и утонченно пользуются великие песенные мастера - Алла Пугачева, Константин Меладзе, Андрей Макаревич, Юрий Антонов, Илья Резник, Александр Шаганов и несть им числа. Почему же часто артисты, не создавшие ни одного шлягера, пренебрегают этим приемом? Чаще всего потому, что не знают о нем.
Между тем, именно зиящий разрыв между артистом и его потенциальной аудиторией - главная причина того, что песни «не принимаются» публикой.
Гуру КЕН
Комментарии