«Провода»: «Похолодало»
«Провода»: «Похолодало»
А давно у нас в русском роке не появлялось групп, которые играли бы отчетливо и осмысленно. Так, чтобы ритм-секция работала как часы и чтобы тексты были не только про любовь. Как бы не вспугнуть, но группа «Провода» дает робкую надежду, что молодежь кое-где умеет держать стадионный кач, и тексты «про любовь» – не тотальная отмазка из-за собственной вялости и мелкобуржуазности. От слова «мелко».
Альбом «Похолодало» примечателен в первую очередь именно музыкальной стороной вопроса. Это действительно 100%-ный русский рок в том смысле, в каком он стал всенародно любимым жанром. Сейчас ведь модно стыдиться русского рока и играть для десяти своих знакомых «что-то британское», никому не нужное. «Провода» не стыдятся, а рубятся в полную силу. Что неудивительно, если вспомнить о том, что продюсером «Проводов» является Дмитрий Гройсман, продюсер «Чайфа» и родитель множества крепких симпатичных проектов.
Идею заглавной песни, как явствует из оформления диска, музыкантам подбросил Дмитрий Быков. Идея такова: «Если я такой умный, то почему не богат», – и поэтому остается одно – любовь, да и то похолодало. Еще одна характерная песня начинается со слов Путина (который президент) про важнейшую ценность демографической проблемы, и песня называется «Первая любовь». В песне поется так: «Включи телевизор, встань на колени// Первая любовь будет навсегда», – что звучит довольно двусмысленно.
Вообще-то группа «Провода» за свою короткую жизнь удивила двумя вещами. Первое – это та удивительная искренность и честность, с которой спета песня про Цоя. Ни грамма славословия, ни грамма равнодушия. Второе – единственный прецедент в новейшей истории, когда новая группа появилась в ротациях одновременно и «Нашего радио», и «Русского радио». Такого не было никогда. Даже «Звери» прошли путь от ротаций на «Нашем радио» к появлению на всеядном «Русском» за немалый период.
Группа Гройсмана не особенно разбрасывается выбранной стилистикой. Никаких фанков или блюзов услышать здесь не придется. Но череда потенциальных хитов – это добрая половина альбома. К серьезным минусам можно отнести «сыроватость» фронтмена – группа звучит намного ярче вокала Тима. Если бы вокалист был подушевнее и похаризматичнее, этими песнями заинтересовались бы не только студенты первых курсов.
Рекомендуется поклонникам качественного русского рока. Не рекомендуется противникам продюсерских рок-проектов.
Оценка: 6 из 10.
Фирма грамзаписи «Никитин». Презентация состоится 19
апреля.
«Гудимов»: «Монополия»
«Гудимов»: «Монополия»
Павел Гудимов первый свой диск «Трамплины» выпустил, будучи гитаристом в составе группы «Океан Ельзи». После скандального ухода из нее в 2005 году записать качественный альбом, соизмеримый с уровнем предыдущей группы, а то и превосходящий его, стало для Гудимова делом чести.
И надо признаться, кое в чем он преуспел. В сравнении с невыразимо скучным «Трамплином» новый альбом слушается куда свежее и веселее. В материале «Монополии» на подложку качественного поп-рока наложены щедрые мазки фанка, диско, джаз-рока и чуть ли не хард-рока. Музыканты тщательно отрабатывают все квадраты, со вкусом синкопируют, грустные песни играют грустно, а веселые – весело.
Название альбома, надо полагать, пошло от знаменитой игры «Монополия». Группа словно бросает кости и тут же окунается в обстоятельства игры: пещеры Нью-Йорка, неразделенная любовь, цветущие сады, аризонские сны – обо всем хочется рассказать и про все сыграть.
Увы, все это не спасает «Монополию» от совсем неигровой скуки и предсказуемости. Едва песня начинается, уже очевидно, чем она закончится. И это бы еще полбеды. Но самому Павлу Гудимову так и не удается спеть так, чтобы это стало по-настоящему интересно. Понятно, что вокальные данные сильно уступают гитарному мастерству. Но эмоций ведь никто не отменял. Павел стесняется развернуться в пении, раскрыть трагическую сторону трагедии, он весь в приблизительных полутонах. В российском шоу-бизнесе тоже есть подобный артист – Олег Чубыкин. Та же приблизительность вокала, та же уверенность в инструментальном качестве. Так что и сравнивать Гудимова приходится вовсе не с харизматичным и мощным Вакарчуком, а с анемичным Чубыкиным. И вот на его-то фоне Гудимов выигрывает. Прежде всего – актуальностью аранжировок.
Единственная песня, ярко выделяющаяся на фоне неуверенно пропетых «баллад» и «боевиков», – иронический «Хамелеон». Стопроцентный хит, в котором вокальная слабина фронтмена оборачивается очевидным плюсом. Ближайшее сопоставление – иронические боевики Евгения Маргулиса в «Машине времени». Здесь скандирование, почти речитатив Гудимова, задорные бэки на заднем фоне и умелое обыгрывание слабой доли соединяются в единое целое. Мгновенно запоминающаяся мелодия завершает триумф наконец-то обретенной гармонии хита.
Понятно, что группе «Гудимов» внутренне близки вовсе не стадионный размах (трудно себе даже представить пропевающего вместе с огромной толпой строчки своих песен Павла), а тихий уют респектабельных клубов. Звякают вилки, чокаются бокалы с шампанским, а на сцене – Гудимов в стильных очках негромко напевает под безупречный аккомпанемент что-то свое задумчивое. Но если уж хочется стадионов – стоит подумать на темы иронических боевиков.
Оценка: 5 из 10.
«Мистерия Звука». Презентация состоялась 25 января.
Группа «Пелагея»: «Девушкины песни»
Группа «Пелагея»: «Девушкины песни»
Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, первый полноценный альбом от начала карьеры. Альбомы «Любо!» (1999) и «Пелагея» (2003) воспринимать как номерные альбомы невозможно в силу разных обстоятельств. И вот наконец у Пелагеи и ее группы появилась возможность показать свои возможности во всей красе.
11 песен, не считая бонусного дуэта «Чубчик» с Гариком Сукачевым и песни «Пташечка» как видеофрагмента сольного концерта в БКЗ «Октябрьский» 6.12.2006, вошедших в коллекционный вариант издания. Широкой публике хорошо знакомы четыре песни, вошедшие в ротации радиостанций – «Валенки», «Когда мы были на войне», «Нюркина песня» (Янки Дягилевой) и «Казак». Однако музыканты разбивают первое впечатление как от некого The Best, кардинально меняя звучание знакомых песен и добавляя как бы случайные разговоры друг с другом. Нынешняя Пелагея – уже не голосистая девчонка, распевающая народные песни под аккомпанемент оркестров. В альбоме «Девушкины песни» группа «Пелагея» звучит как сочетание несочетаемого. С одной стороны – арт-рок 70-х с вплетением модных находок из брит-попа и даже эмо-кора в аранжировках. С другой – русский фолковый вокал Пелагеи.
Удивительно, что вышеупомянутые хиты как раз вполне лишены этой борьбы не на жизнь, а на смерть. Хиты сыграны просто, почти на грани русского рока. И оттого, наверное, хиты. А вот остальным композициям не повезло.
На них молодые музыканты обучались современному року – тут гитарный ход из King Crimson, а тут гармония из Radiohead… Слушаешь как учебный видеокурс молодого бойца по истории рока, от одной главы к другой. Вдобавок и сама Пелагея решила поупражняться в пении знакомых ей оперных и эстрадных стандартов – «Пер Гюнт» Э.Грига, «Норма» В. Беллини… Какое отношение они имеют к собственно песенному материалу – понять невозможно. Получилась распевка вокалистки и учебная репетиция рок-состава, причем уроки им задавали явно разные. Пострадали прежде всего русские песни. Лишенные драматургической интриги, используемые лишь как материал для упражнений, народные песни пожухли, омертвились, рассыпались на сухие ноты.
Аккомпанирующая группа поразительно не конгениальна таланту вокалистки Пелагеи. Конечно, Павел Дешура – многообещающий гитарист, внимательно слушающий все западные достойные образцы. Техничный и вдумчивый. Чем-то почти Фрипп. Но Фрипп уже есть, да и не стал бы он играть свои секвенции под такой вокал. А Дешура играет, ему как неофиту все это интересно. Ему и неважно, что его партии совсем никакого отношения не имеют ни к русской музыке, ни даже к ощущению русского духа. Получаются казачьи песни в манчестерских степях. Но разве это слышит увлеченный собой гитарист? Ладно бы и это. Он учится, и через пару лет будет гнать другую модную волну. Печальнее, что этой очевидной истины не слышит и сама Пелагея, и ее мама Светлана Ханова, руководящая аранжировочным процессом. Получается фальшь в подаче.
А ведь лучшие образцы world music явственно показывают: фольклорный вокал хорош только в своей родной среде, а уж на каких инструментах она воссоздана, нет разницы. Успех Нусрата Али Хана, Наташи Атлас, Офры Хазы и «Калинова Моста» – от родных корней. Убери у них вокал, и в музыке услышишь родные напевы. Убери вокал Пелагеи – и легко спутать с любой британской группой второго-третьего ряда.
Альбом «Девушкины песни» рекомендуется к прослушиванию любителям качественного женского фолк-вокала и британского рока. Не рекомендуется сторонникам гармонии в мире.
Оценка: 7 из 10.
«Мистерия Звука». Релиз состоялся 1 марта.
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Комментарии