Мы встретились в одной из кофеен, Пелагея напоминала обычную ее посетительницу – молодая, улыбчивая, круглолицая, энергичная.
- Начнем сразу с последнего вопроса. Когда нам ждать твоего нового альбома? Уж сколько лет ждем.
- Все, он практически записан. Мы хотим, конечно, делать его лучше и лучше, как нам кажется. Но конца этому процессу не видно. Мы очень хотим его выпустить, и я надеюсь, что он выйдет, как и планировали, в конце ноября. Потому что – ну сколько можно?! Весь материал записан, сведен, остался мастеринг и собственно выпуск. Я надеюсь, что мы успеем.
- На каком лейбле он выйдет?
- Пока еще не решили, идут переговоры.
- Новый альбом будет соответствовать нынешнему концертному звучанию?
- Студия позволяет использовать куда больше возможностей, чем мы можем использовать на концерте. Например, у меня нет на концертах бэк-вокала. В студии я могу накладывать свой голос на себя же и делать более объемную картину. Паше, нашему гитаристу, проще в том смысле, что можно много разных гитар использовать. Звук более плотный. И нойзы там всякие… А на концерте есть свои плюсы.
Кстати, на концертах в «Мире» у нас будет специальный гость – трио Jukebox. Отличные ребята, мы их случайно увидели меньше месяца назад. Мы предложили им поучаствовать в наших презентациях. В некоторых вещах они будут петь с нами и кое-что свое споют. Это не бэк-вокал – они вполне самостоятельная творческая единица. Так что скорее дуэт группы «Пелагея» и группы Jukebox.
- «Наше радио» выбрало тебя в числе трех артистов радиостанции, которые олицетворяют будущее русского рока, и по всей Москве висят билборды. А ведь несколько лет назад в твоей музыке было значительно меньше рок-компоненты и больше эстрадности. Теперь же, когда рок во всем мире постиг кризис идей, Пелагея запела рок?
- Эстрадности? Не знаю такого жанра. Разговорный разве что. Странно было бы, если б рок играла группа с вокалисткой 14 лет. Панк? Это был бы прыщавый панк! Вместе с моим взрослением, Пашиным взрослением (гитарист, аранжировщик группы) стали проявляться новые нюансы. У нас никогда не было музыки протеста. Не люблю слово «позитив», но это именно позитив. И если у нас есть элементы рока, то позитивного рока. Мы пытаемся поделиться хорошими эмоциями. Даже если это тяжелые чувства – страдания, боль, они все равно должны проходить через очищение светом. Такое у нашей группы творческое кредо. И нам кажется, что это очень по-русски…
- На концертах происходит обмен энергией, а в записи я часто этого не слышу. Может быть, стоило записать концертный альбом?
- Мы очень хотим выпустить DVD. И знаем, что некоторое количество людей купило бы этот DVD и ждут его. Но все время случаются казусы. Мы же снимаем большие концерты. И то камера не снимет самое главное, то микрофон упадет и половина концерта запишется с браком. Концерт во МХАТе тоже записывали, и второе отделение хорошо получилось, а первое – без звука. К тому же я была очень сильно больна в тот день. И мне не хотелось бы, чтобы на DVD осталось то болезненное состояние. Не напишешь же на нем, что это DVD больной певицы и здоровой группы! (Смеется.)
- То есть новая пластинка – это рок-пластинка?
- Мы долго пытались сформулировать наши музыкальные предпочтения . Сейчас мы это называем арт-фолк. Потому что рок…это более узкое понятие для того, что мы делаем. И с более четкими гранями. «Казак» – какой же это рок?
- Фолк-рок.
- Само слово «рок» обязывает к тому, чтобы в песнях присутствовало нечто такое, что у нас зачастую отсутствует. Не хочется себя ограничивать фолк-роком. Да и в России все больше фолк-роком называют псевдокельтику. Так уж повелось, что групп, которые играют ирландскую и тому подобную музыку, в России больше и они более на слуху. «Нет пророка в отечестве своем…» Вот еще и поэтому понятие арт-фолка нам кажется более подходящим. Фольклор, причем необязательно русский – любой. И креативный, свободный подход к нему.
- Кто в группе генератор идей?
- Костяк группы состоит из трех человек. Моя мама, которая является генератором идей. Паша Дешура – гитарист, он делает аранжировки и облекает ее идеи в музыкальную форму. Я работаю уже над нюансами – эмоциональными, вокальными. Три этапа. И потом уже – ребята.
- В схожем жанре много лет работает Инна Желанная. И ей никак не удавалось пробить эту стену, выйти на ТВ. И вдруг появляются коллективы, которым это удалось!
- Время такое. Спасибо тому же «Нашему радио», которое не побоялось открыть двери для «Мельницы» и «Пелагеи». Открыть формат для ранее неформатных групп. И все равно, если почитать форум, многие ругаются, что это не рок и не место ему на «Нашем радио». Понемногу привыкнут.
В мире существует мода на этническую музыку, и наконец-то она дошла до России. Долго ползла, но доползла. До той же Украины этномода дошла раньше, чем до нас. То, что было в советское время, – написанная профессиональными композиторами якобы русская народная музыка, – себя изжило. Для меня интересны настоящие народные песни. Или уж написанные сегодня, сегодняшними молодыми людьми.
Меня очень радует, что такая мода началась. Я очень внимательно слушаю то, что появляется. Критикую или хвалю. Хорошо, что это появилось. И начинают на радио это «эфирить».
- Какова роль государства в этом процессе? Президент Путин укрепляет государственность, ему же нужна народность?
- Я полный профан в политике. Я не знаю, что делает президент, потому что я ничего не понимаю в политике. И не хочу. Но я хорошо понимаю, что еще несколько лет назад фолк-группа «Пелагея» или ей подобная вряд ли пела бы в Новый год на Совете Федерации или на саммите «Большой восьмерки». А мы уже поем, и не первый год. Мы часто выступаем на официальных мероприятиях на международном уровне. Это очень приятно, на самом деле. Правда.
- Зачем в «Порушку» вставлен вокализ из «Пятого элемента»?
- Ни за чем. Просто мне подарили пластинку с этим саундтреком, я послушала и выучила. Мама из соседней комнаты услышала и многозначительно сказала: «О!» (Заливается заразительным смехом Пелагея.) Так же просто не выйдешь и не объявишь: «А сейчас я вам спою арию из «Пятого элемента»!» А есть замечательная веселая песня «Порушка». Так это случилось много лет назад. По приколу. Никакой смысловой нагрузки не несет (кроме такого лирического отступления в середине песни). В отличие от «Отжил я свой век» с Pink Floyd. Вот там – образы, замысел, эмоции схожие…
Раньше была девочка Поля и музыканты. А потом все изменилось. Паша нереально вырос за последние годы. И много людей приходит теперь не на Полю, а на Пашу – послушать, как он играет на гитаре. И это очень круто. Я считаю, он один из лучших мультиинструменталистов в стране в свой 21 год. Я счастлива, что живу с ним в одно время (улыбается Пелагея).
- Он порядком утяжеляет музыку. Можно предположить, что скоро «Пелагея» заиграет металл?
- Он никогда не делает от нас что-то независимо. Вначале ведь берется песня, и мы думаем, в каком ключе ее сделать, все вместе думаем, пробуем. Потом он уже эти мысли доводит до ума. А по поводу «утяжеляет»… Мы как раз недавно подумали, что очень хочется тяжелой-претяжелой песни. Но если народную так сделать, то может получиться шлак. Надо делать свою, авторскую. Так что будем думать. Возможно, что будем, наоборот, облегчать программу. Хотели сделать акустическую программу. Но пока не получилось.
- Почему на концертах вы не применяете технические приспособления для вокала, например семплер?
- Давно об этом думаем. Почему бы нет? Пока играем так, в таком составе и таким звуком. Будем пробовать все, пока возраст позволяет.
- Расскажи про свои актерские успехи.
- Да их нет! – хохочет Пелагея. – Я плохая актриса. Я очень рада, что отучилась в ГИТИСе, хоть и закончила его с красным дипломом. Но я все равно не владею разговорным жанром. Мне гораздо проще выбрать как способ выражения эмоций песню, а не слова. В «Есенине» я немного пою, кошу траву и пару слов говорю Сергею Безрукову. Спасибо, что Сергей меня пригласил. Мне всегда интересно, как работают профессионалы. Но потом я посмотрела на себя… И решила немного подождать с актерской карьерой, до лучших времен.
- Правда, что тебя вытащил в Москву кинорежиссер Кончаловский?
- Мы просто переехали в Москву почти сразу после этого грандиозного мероприятия, которое ставил Андрей Сергеевич. Было несколько единичных ярких появлений на центральных каналах, никак не связанных между собой. На 850-летие Москвы очень многие меня увидели и запомнили. Многие так и помнят до сих пор – девочкой, поющей «Любо, братцы, любо». Кто-то еще КВН вспоминает, «Утреннюю звезду»…
- Галина Вишневская дважды говорила, что Басков плохой оперный певец. Она же говорила, что Пелагея – надежда российской оперной сцены.
- Это было давно. И тогда еще был тот вариант, что я, возможно, буду впоследствии учиться оперному пению. Этот путь был возможен в головах людей, которые меня не очень знали. Я была у Галины Павловны дома, мы разговаривали… Вот кому писать автобиографию! У нее удивительная судьба, она великая женщина! А я… не чувствую в себе таланта оперной певицы. И я очень давно занимаюсь тем, чем занимаюсь. И люблю свое дело. Мне кажется, что я недостаточно талантлива для оперы.
- Может быть, ты просто скромная?
- Нет! – улыбается Пелагея. – Когда мне надо, я не скромная!
- Отлично. На этой фразе и закончим! Хорошая концовочка!
Пелагея опять заливается понимающим звонким смехом.
Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru
Комментарии