Максим Дунаевский и его худсоветы

Композитор Максим Дунаевский говорит о том, что у нас нет ни нормального шоу-бизнеса, ни качественной музыки из-за того, что в 90-е ставили в ротацию песни только за бабки. Допустим. А потом добавляет, что в советское время государство было продюсером, и это работало лучше. Худсоветы состояли из профи, а редакторы на ТВ выполняли роль госпродюсеров, выискивая лучшие песни и промотируя их. В качестве примера он приводит свою песню "Ну что сказать" из фильма "Ах, водевиль, водевиль" (1980). Там в самом фильме Юнгвальд-Хилькевич действительно снял эту песню как полноценный видеоклип по факту. Дунаевский даже говорит, что это первый кино-видеоклип, но это точно не так. А потом - Юрий Николаев взял этот готовый "клип" в "Утреннюю почту", и дальше пошло-поехало, и вот уже цыганский суперхит в СССР.

«Они были продюсерами. Они не допускали в эфир тот шлак, который пошел в 90-е годы, который требовал только денег. Потому что потом за талант не брали, а брали за деньги. Государство занималось этим, спускало это вниз, и система работала. Появился всенародный конкурс "Юрмала", который рождал звезд. Вымирала вся страна, когда смотрела конкурс. Это продюсерская работа государства».

Ну ок, государство было продюсером. Редакторы "Утренней почты" и "С добрым утром" - исполнительными продюсерами. Хорошими ли они были продюсерами? Не уверен. Слишком уж много песен они ставили в эфир только ПОСЛЕ того, как советские жители заваливали мешками писем редакции Гостелерадио с просьбами поставить ту или иную песню. Я не знаю ни одного советского артиста (ну разве кроме Кобзона), который бы не жаловался на это. Сколько талантов, от Кристалинской, Мулермана, Мондрус, Ведищевой до Ободзинского, - уехали или спились из-за этого. А уж сколько го*на они ставили в эфир только из принципа "вась-вась", свойственного любому закрытому монопольному органу! Вон хоть на нынешний РКН посмотрите, он так же живет прямо сегодня.

Тезис про фееричность конкурса в Юрмале тоже сомнителен. Первый 1986 года с Родриго Фоминсом как победителем вообще был тих. Второй тоже. Более-менее медийным был только 1988 год, когда победил Малинин с романсом, и еще Азизу отметили. Потом опять провал 1989 года, когда победил вроде бы Сосо Павлиашвили, но всем его песня была по фигу, а вот Евгений Куликов спел «Как все» и всем зашло, требовали бисы. На этом все и закончилось. И где тот Куликов?

А вот наступили 90-е, монополии больше нет. Думаете, одним "Ласковым маем" жила страна? Куча рок-групп появилась, куча какого-то джаз-рока, первый рэп, Сергей Пенкин, - да очень много чего. Что ж тут плохого?

Потом нулевые. Тут и Земфира, и весь наше-радио-рок, и "Гости из будущего", и Витас, и Шура с Hi-Fi как очень даже качественная поп-музыка.

Потом десятые-двадцатые. Даже не буду называть имена, они и так все на слуху. Множество талантливых ребят и девчат. Все, что можно им предъявить, - это не отсутствие таланта, а отсутствие таланта к мелодизму, который есть у Максима Дунаевского. Да, есть такая проблема! Но Константин Меладзе, Макс Фадеев и другие долго закрывали даже этот явный дефицит. Потом Дубцова и Романофф, потом дело дошло до Димы Лорена. И почему не надо думать, что появится кто-то еще? Вдруг NЮ или Сироткин вместо нытья сочинят вдруг гениальные мелодии, или вообще кто-то новый появится?

Но восхвалять государство как крутейшего менеджера в шоу-бизнесе и ждать возвращения этих времен, - это точно ту матч. И еще нехорошие мысли закрадываются же: Максим Дунаевский и так на хорошем подсосе у госбюджета РФ, ведь мюзиклы в гостеатрах, руководство Московской областной филармонией, даже недавнее преподавание в Московской консерватории - это все деньги из бюджета. Он хочет еще и свои песни через госхудсовет в ротации ставить? Простите, но не могу об этом не думать.

Гуру КЕН

Еще об этом