«Достояние республики. Избранное». Шлягер вернулся

26 августа на Первом канале показали «Достояние республики. Избранное».

Стало очевидно, что квинтэссенция этой шумливой, многолюдной и переполненной спорами программы - все-таки в песнях. Именно песни, отличные песни, именно они - достояние республики.

Они, а не конкретные авторы. Не звезды. Не перипетии истории.

Это очень важно. Ведь мы сегодня привыкли мыслить категориями отрывочными: r'n'b, отели спб, спсб, чмоки, чао. Или категориями персонифицированными: звезда, Киркоров, Паулс, Меладзе, Примадонна.

Между тем, "Достояние республики" предлагает совсем иное - то пространство, в котором уже не один год барахтается все российское радио. Даже не формат как таковой, а именно категорически шлягер, категорически хит.

Возраст, пол, старые заслуги в расчет не принимаются. Выдай хит - и будь ты Лазарев или Киркоров, будь ты Арбениной или Валерией, - ты окажешься в эфире.

Конечно, верно ставить поправку на эпоху. Хит "Целуй меня везде" всегда будет отличаться от хита же "Любовь спасет мир", не говоря уж о "Любовь, похожая на сон". Золотая семерка Паулса или фанковые хиты Виктора Резникова тоже, в конце концов, порядком не похожи.

Но "Достояние республики" акцентирует внимание на шлягерности сразу двумя жирными штрихами. Во-первых, зрители принуждены голосовать всего за одну песню. Во-вторых, шлягеры поют не авторы, по большей части, а гости. И это верно - в конце концов, любой шлягер обречен петься на кухнях и у костра, в компаниях и в одиночестве под рюмку водки.

Поскольку я был на записях очень многих из этих программ, мне заметнее, что в эфире выпуклее факт трактовки. Поет Лолита или Ваенга песню Пугачевой, - и как же по-разному они звучат. Песню Агутина может исполнить кто угодно, но эфир акцентирует, что совсем не каждую, а только шлягер.

Шлягер, почти позабытое ныне слово, в проекции шоу-бизнеса на лет 50 стал куда более весомым термином, чем хит.

Хит перестал быть весомым, как только появилась электронная музыка. Какой-нибудь хит какого-нибудь года от ди-джея Грува или 5sta можно идентифицировать, как артефакт. Но невозможно полюбить как песню. А любимая миллионами песня - и есть шлягер.

Гуру КЕН

Еще об этом