Каналы СТС и М1 объединились в одну сеть

StoryFirst Communications (SFC) основана в 1989 году американским предпринимателем Питером Герви. На данный момент основными акционерами компании являются Modern Times Group и Альфа-банк – им принадлежат блокирующие пакеты акций. Кроме того, среди акционеров компании – инвестиционная группа Baring Vostok Capital Partners, Delta Capital и группа частных инвесторов. Основной актив компании – 75% минус одна акция телеканала СТС. SFC также принадлежит контрольный пакет компании "СТС-Регион", владеющей 15 телекомпаниями в Москве и регионах.

В июне совет директоров SFC принял решение о смене названия на "СТС-медиа" и определил новую стратегию бизнеса – интенсивное развитие на национальном и региональном телевизионных рынках. Следуя ей, летом компания избавилась от непрофильного радийного актива – 50% акций радиостанции Maximum. Сегодня же "СТС-медиа" объявит о создании второго в группе сетевого телеканала.

В основу новой сети ляжет московский телеканал М1, выкупленный вместе с тремя региональными телекомпаниями в Санкт-Петербурге, Перми и Казани у компании "РосТС" и некоей иностранной компании, имя которой не называется. На рынке "РосТС" традиционно считается близкой к ЛУКОЙЛу. Сумму сделки стороны не раскрывают, однако, по данным источника, близкого к сделке, за четыре компании "СТС-медиа" заплатила более $50 млн, причем львиная доля этих денег – более $40 млн – пришлась на М1. По данным "Коммерсанта", часть этих денег – внутренние средства "СТС-медиа", часть – кредит Альфа-банка.

Участников рынка такие высокие цены не удивляют. "М1 – прибыльный московский канал, причем имеющий дополнительное преимущество в виде присутствия в кабельных сетях компании \'Мостелеком\', покрывающих 80% столичной аудитории,– говорит гендиректор телеканала ТНТ Роман Петренко. Кроме того, в Москве частоты – очень ограниченный ресурс, а в такой ситуации продавец может диктовать свои условия". "Без московской станции не выстроить новой сети, а М1 – это последняя экономически доступная станция в Москве. Других вариантов получить частоту в Москве фактически не было",– заявил Ъ президент "СТС-медиа" Александр Роднянский.

Впрочем, в "СТС-медиа" подчеркивают, что московская станция будет использоваться лишь как ядро нового канала, основной же акцент будет делаться на развитие региональной сети. "Мы считаем для себя принципиальным добиться успеха в регионах,– говорит господин Роднянский.– Растущий сейчас национальный рынок в ближайшие годы достигнет стадии \'плато\' и резко замедлит развитие. Основной же рост придется на регионы, и через некоторое время региональный рынок по объему будет сопоставим с национальным". На национальном уровне "СТС-медиа" рассчитывает через три года довести совокупную долю аудитории двух своих сетей до 16-17%. Доля СТС должна составить 10-11%, остальное должно прийтись на долю нового канала. В его программное наполнение, по оценкам господина Роднянского, только в течение первого года будет вложено $20 млн.

Участники рынка считают эти планы оптимистичными, но в целом выполнимыми. "Не только СТС, но и другие сетевые вещатели национального масштаба рассматривали такую идею,– говорит Роман Петренко.– За последние два года не появилось ни одного нового канала, а рынок вырос как раз настолько, чтобы вместить еще одного игрока. С другой стороны, у Ren TV на завоевание доли аудитории в 5% ушло не менее десяти лет, так что планы \'СТС-медиа\' я бы назвал несколько самонадеянными". "Думаю, что продекларированные планы выглядят абсолютно реалистично, учитывая наличие у \'СТС-медиа\' профессионального менеджмента и \'правильной\' частоты в Москве, вокруг которой можно построить небольшую, но успешную национальную сеть,– полагает гендиректор Ren TV Дмитрий Лесневский.– Даже если ее доля будет ниже – 3-4%, то уже в ближайшие годы компания будет иметь капитализацию в $250-300 млн, что оправдает все первоначальные вложения".

Предварительная концепция канала (руководство "СТС-медиа" склоняется к тому, что это будет "романтический канал для женщин от 15 до 54" – см. интервью) заинтересовала и представителей рекламного рынка. "Женщины – самая благодарная аудитория с точки зрения телевидения. Женщин вообще больше, чем мужчин, и средняя продолжительность телесмотрения у них больше",– говорит замгендиректора TNS Gallup Media Александр Костюк. "На рынке много брэндов, которые ориентируются прежде всего на молодых женщин. Так что теоретически есть достаточно много рекламодателей, которые могут быть заинтересованы в канале такого формата",– считает глава компании "НТВ-медиа" Сергей Пискарев.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ, АРИНА Ъ-БОРОДИНА

--------------------------------------------------------------------------------

"Новый канал не будет каналом шока"

О том, что будет представлять собой новая сеть, которую создает "СТС-Медиа", обозревателю Ъ АРИНЕ Ъ-БОРОДИНОЙ рассказал гендиректор канала СТС и президент компании "СТС-Медиа" АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ.

– Название новой сети, которая будет строиться на базе М1, уже есть?

– У нас фигурирует около шести названий. Окончательный вариант мы не придумали. Пока этот проект проходит под условным смешным названием, не имеющим никакого отношения к будущему каналу,– "Проект Z".

– Когда вы планируете начать вещание?

– Проанализировав свои возможности, мы сможем выстроить собственную сеть и начать вещание где-то в начале следующего года. Основная задача – объем покрытия где-то около 50% территории Российской Федерации.

– На медиарынке есть примеры двух различных каналов в руках одного владельца: у государства – "Россия" и "Культура", у "Газпром-Медиа" – НТВ и ТНТ. Но функции в этих парах четко разведены: один канал – универсальный, другой – специализированный. СТС по охвату аудитории близок к универсальному, но по содержанию абсолютно развлекательный. А каким станет еще один ваш сетевой канал? Судя по всему, новости на нем вряд ли появятся?

– Новый канал будет каналом без новостей. Сеть на базе М1 будет еще более жестко брэндированной, чем СТС. Это будет еще более специализированный, нишевый канал. У нас сейчас есть два-три варианта концепции, из которых для меня наиболее актуальным выглядит канал, ориентированный на женскую аудиторию от 15 до 54 лет. Он будет выстроен не на двух-трех женских программах, как это сейчас происходит на основных каналах, а в соответствии с телесмотрением конкретной целевой аудитории на протяжении всего дня. При этом для нас очень важно, чтобы у новой сети не было масштабного пересечения с СТС, но при этом важна общая стратегия совместных действий: в закупках, производстве, использовании библиотеки фильмов.

– Имидж нового канала в сознании аудитории вы хотите четко развести с брэндом СТС?

– Это будут абсолютно разные каналы, с четким разделением аудитории. СТС – молодой, конечно же, не политический, но отвечающий интересам очень широкой аудитории. При всех своих ограничениях СТС – канал универсальный, и, не изменяя своей концепции, он будет развиваться в сторону и вполне содержательной журналистики. Новый канал будет абсолютно нишевый.

– Он будет более желтым по содержанию?

– Нет, мы не делаем канал, схожий с ТНТ. Наш новый канал не будет каналом шока. Наоборот, он будет скорее романтическим. На нем не будет эротики, программ типа "Окна" или "Девичьи слезы". У нас нет амбиций с этим каналом завоевать 10% доли аудитории. Наша задача завоевать 4-5% доли аудитории в течение трех лет. Скорее этот канал станет телевидением для современных женщин.

– С заполнением эфира кинофильмами и сериалами у вас, видимо, проблем не будет, а что с лицами канала: например, Тина Канделаки там может появиться?

– Звезды СТС останутся на СТС. Для эфира создаваемой сети мы будем искать новых людей и использовать совершенно иной принцип их появления. Лица будут напрямую ассоциированы с новой сетью, а диффузии и "каннибализма" мы здесь не допустим.

– А кто будет управлять новой сетью, кто возглавит канал?

– На данном этапе менеджментом будет заниматься компания "СТС-Медиа". Будет использован корпоративный принцип управления. Это означает, что наши основные службы будут заниматься и программированием, и маркетингом сразу двух каналов. Ну а где-то не раньше чем через полгода у новой сети появятся собственный менеджмент и гендиректор.

– Ряд источников утверждают, что стратегия развития "СТС-Медиа" предполагает выход на биржу NASDAQ...

– "СТС-Медиа" изучает перспективы своего дальнейшего развития, среди которых, бесспорно, есть и возможность размещения акций на международном рынке. Но среди таких же привлекательных сценариев развития мы рассматриваем продвижение в страны СНГ: например, на Украину, в Казахстан, страны Восточной Европы, и я бы не стал сегодня утверждать, что какой-либо из этих вариантов обсуждается как реальность ближайших месяцев.

Еще об этом