И все-таки это случилось. С энной попытки знаменитому китайскому композитору вручили наконец-то заслуженную Премию имени Дмитрия Шостаковича, учрежденную Международным благотворительным фондом Юрия Башмета.
Предыстория такова. О решении присудить очередную ежегодную премию Шостаковича за 2011 год именно Тан Дуну стало известно еще ранней весной нынешнего года. Но тогда оскароносному композитору приехать никак не получалось, и вручение перенесли на майский фестиваль классической музыки под руководством Юрия Башмета в Ярославле. Договорились о приезде маэстро, оркестр «Новая Россия» разучил непростые произведения Тан Дуна, да и вообще идея была хороша - впервые приезд такой знаменитости в Россию и вручение престижной премии не в Москве, как обычно, а в сердце России - тихом Ярославле.
Тан Дун (в другой транскрипции - Тань Дунь) в майский Ярославль действительно приехал, и даже продирижировал двумя своими произведениями, но премии... не получил. По слухам, что-то не срослось со спонсорами - у Премии внушительный гонорарный фонд. Так или иначе, в Ярославле Тан Дун с восторгом говорил о факте награждения его этой премией. Маэстро много рассказывал, например, «Новостям музыки NEWSmusic.ru», насколько он преклоняется перед гением Шостаковича, и считает его своим учителем.
И вот очередная попытка, которая увенчалась успехом. В концертный зал имени Чайковского стеклась самая разнообразная публика - большинство знали только то, что Тан Дун - автор той самой волшебной музыки в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Но пришли и подготовленные люди - скажем, Олег Павлович Табаков важно восседал по центру зала, и в отличие от большинства зрителей, вовсе не думал хлопать между частями произведений.
Открыл концерт сам Юрий Башмет, продирижировавший «Героической симфонией» Бетховена, а затем объяснивший, что выбрал ее потому, что она как нельзя лучше перекликается с симфониями Тан Дуна. И действительно, образы борьбы и могучего протеста у Бетховена уместно стыкуются с напряженной полнотой бытия в музыке Тан Дуна.
Вынесли статуэтку работы скульптора Андрея Налича из двух рук, сжимающих трепетный смычок, и Юрий Башмет вручил долгожданную награду маэстро Тан Дуну, отметив, что он сам очень рад вручению Премии великого композитора именно композитору. Ранее ее получали все больше исполнители - Гидон Кремер, Томас Квастхофф, Валерий Гергиев, Виктор Третьяков, Анна-Софи Муттер, Ольга Бородина, Ирина Антонова, Наталья Гутман, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Алексей Ратманский, Ефим Бронфман, Денис Мацуев.
Тан Дун снова признался в любви к русской культуре, и неожиданно добавил, что Россия - романтичная страна, полная любви. А подаренные ему цветы передал своей красавице-жене. В честь награждения «Новая Россия» исполнила «Праздничную увертюру» собственно Шостаковича, и это тоже было более чем уместно.
А все второе отделение москвичи слушали уже дирижирующего Тан Дуна - сочинение 1992 года «Смерь и Огонь. Диалоги с Паулем Клее» и интернет-симфонию № 1 для Youtube «Героическую». Зрелище дирижирующего маэстро само по себе заслуживает описания. Он - словно герой из тех исторических китайских боевиков с кунг-фу, Джеки Чан за пюпитром. Резкие наполненные энергией движения рук в сторону разных оркестровых групп, приседания на полусогнутых, прыжки в самых патетических моментах.
Его музыка - в хорошем смысле первобытная – почти все инструментальные партии так или иначе подражают звукам и вскрикам животных, ветра, воды или огня. Музыка хищная, насыщенная свежими острыми эмоциями, и разлитым в воздухе напряжением борьбы за выживание. При этом - гармоничная и светлая, во имя любви и единения всего живого.
Зал встретил музыку Тан Дуна овациями.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Комментарии