В Малом театре прошла презентация новой концертной программы Варвары «Истоки», показавшая этно-певицу с весьма неожиданной стороны.
В программке значилось: музыкально-драматический спектакль «Истоки». Позднее певица подробно разъяснила идею такого представления именно на сцене Малого театра:
- Мы сплетены своими корнями – люди разных национальностей и континентов. И сегодня прозвучат песни разных народов и стран, где мне пришлось побывать. По этой улице пролегал путь к Золотой Орде. И мы пройдем сегодня по разным континентам и странам.
Возможно, со «спектаклем», тем более «драматическим», вышел некоторый перебор. Но шоу из песен на разных языках и участием Государственного ансамбля песни и танца «Чукотка», Оркестра Волынщиков Москвы и вышколенным балетом Варвары получилось отменного качества.
Зал Малого театра, ныне из-за ремонта обретающегося на сцене своего филиала на Большой Ордынке, был полон весьма импозантной публикой. Среди гостей поблескивала свернутая на самурайский манер косичка режиссера Юрия Грымова, ворковала сладкая парочка Алексея Чумакова и Юлии Ковальчук, вальяжно проплывала фигура крестного отца певицы Льва Лещенко, снуровала шустрая фигурка руководителя музыкального вещания Первого канала Юрия Аксюты. Меж ними восседали известные промоутеры, бизнесмены, пиарщики и главы лейблов, в том числе глава российского Universal Music Дмитрий Коннов, когда-то на MTV давший свет главному хиту Варвары «Летала да пела».
На сцене же блистала Варвара. Бесчисленные перемены платьев, три-четыре перемены декораций в сказочно-билибинском стиле, и – совершенно неожиданный репертуар. После серии привычных для Варвары треков в жанре этно-поп, в том числе »Варвара», и сольного номера гостей из Чукотки случилось то, ради чего все собрались. Для затравки Варвара спела киношную «Ведьму-речку», после чего объявила, что есть такое шведское имя, которое кажется ей символом Швеции, поскольку его носили несколько храбрых королей, в том числе нынешний, увлекающийся спортом. Прозвучала песня «Густав» на шведском языке.
На сцене же блистала Варвара
Затем последовал почти цирковой номер: вдвоем со своим гитаристом Варвара с умопомрачительной скоростью оттарабанила ирландскую песню-скороговорку на гэльском языке. Зрители наградили артистов бурными аплодисментами.
Последовал «арабский» блок из двух песен, в том числе знаменитой песни «Salma ya Salama» Далиды. – язык фарси дался Варваре не без труда, но природная певучесть помогла сделать их запоминающимися и элегантными. Армянская невероятно красивая песня «Крунк» («Журавли») в трактовке Варвары стала не столь надрывной, сколь лирически-элегичной, за что сцену Малого почти до краев усеяли роскошные букеты из алых роз. Наконец, очередь дошла до иврита – «моего самого любимого языка», как призналась Варвара. С красивейшей еврейской баллады «Ga'agu'im», известной по исполнению Офры Хазы, стартовал акустический блок.
Музыканты уселись на авансцене в рядок на стулья, и перешли к «русскому». «Две стороны одной луны» превратились в гитарную балладу, озорная народная «Гулял Ванька» получилась едва ли не с пелагеевскими интонациями (и особенно мимикой). Великую и печальную «Ой да не вечер» Варвара спела в волшебно-предвкушающих интонациях, будто вещая сказительница. В ней, да и в последующей, ставшей фактически народной, песне Игоря Матвиенко и Александра Шаганова «Выйду в поле с конем», самый раз упомянуть двух братьев мультиинструменталистов и весьма недурных певцов, бэк-вокалистов Вадима и Евгения Винкенштернов. Дело в том, что народные песни Варвара поет довольно своеобразно – трехголосием с прекрасно поющими братьями, причем основную мелодическую линию, как правило, выпевают именно атлетично сложенные бэк-вокалисты, а сама Варвара склонна к эффектным опеваниям и выстраиванием выразительных интервалов к мелодии в верхнем регистре. Добавим к этому плотный вокал Варвары на низах – широкий, нарочито грубоватый – можно себе представить, какая музыкальная картинка сплетается на глазах удивленной публики.
Народные песни Варвара поет довольно своеобразно – трехголосием с прекрасно поющими братьями
Между тем, после выхода оркестра московских волынщиков шоу стало приближаться к своей кульминации. Кульминацией традиционно стал тот самый хит «Летала да пела», предваренный еще парой известных песен. Надо сказать, что после увесистой порции эстрадных аранжировок в классическом «советском» стиле до сих пор актуально звучащий хитовый этно-поп выглядел относительно инородно. Словно в помпезно-казенном концерте на День милиции вдруг выступила бы Бьорк.
Парадокс в том, что стартовав с весьма свежо звучащих этно-поп треков, нынешней программой Варвара сделала словно шаг назад, в формальные эстрадные переложения народных песен. Безусловно, Варвара весьма профессионально звучит в любых эмпиреях, но певиц, с готовностью поющих песни любых народов в предсказуемо-унылых аранжировках, у нас немало. А в Белоруссии на эстраде сплошь именно такие. И это профессионально, но скучно. От Варвары ждалось или свежих аранжировочных прочтений в духе той же Офры Хазы или балкано-попа, или же вокальных приемов, вскрывших бы новые оттенки в известных национальных мелодиях. Но ничего такого в этот раз не получилось.
Варвара снова подтвердила статус высокопрофессиональной певицы, способной спеть хоть телефонную книгу. И с радостью обращающейся к самым неожиданным мелосам, способной получать удовольствие самой и дарящей радость искушенным слушателям. И это большой плюс новой экспериментальной программы Варвары.
Завершили шоу дуэт Варвары с Оркестром волыншиков Москвы «Вдоль по Питерской» - смотреть на марширующих «по Питерской» колоритных волынщиков в традиционных юбках оказалось довольно забавно. И уверенной кодой прозвучала «Широка степь», размеренной протяжной мелодикой вернувшая слушателей в лирическое настроение.
Варвара, в прошлом году ставшая заслуженной артисткой России, сделала программу, соответствующую этому статусу во всех смыслах.
Гуру КЕН
Фото - Анатолий ЛОМОХОВ
Комментарии
Да, было
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
мне концерт
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)