Давайте лучше сделаем так. Два слова о том, что Вы увидите во МХАТе. А потом - просто живые цитаты из великого музыканта современности. Договорились?
Вы уже были на рок-концерте, рок-фестивале, рок-мюзикле, может быть, даже на рок-опере. Но можете ли вы похвастаться тем, что были на рок-балете? Именно так называет свой перформанс "Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева" Петр Николаевич Мамонов.
Понять Мамонова и его концептуально-бессознательные шедевры, как и ответить на вопрос, о чем это, невозможно. Мамонова называют гением, пророком, святым, хулиганом и сумасшедшим. Не верьте никому, пока не увидите то, что он делает своими глазами, единственная постоянная величина в том, что он бесконечно талантлив. Некоторые произведения искусства ориентированы исключительно на область восприятия чувств, доверчиво следующих за фантазией создателя, создающего свою систему координат в отдельно взятом пространстве и времени. Петр Мамонов, легендарный лидер и основатель группы "Звуки Му" - одной из первых андеграундных рок-команд в СССР, бросит очередной кич в лицо времени и жанрам 28 и 29 января 2005 года на показе "Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева" во МХАТ им. Горького.
Мамонов уже показывал его в театре Станиславского. Потом сделал мхатовскую паузу, много чего поменял. И вот - как бы новая премьера.
В отличие от ранних театральных экспериментов "Шоколадный Пушкин" и "Есть ли жизнь на Марсе?" - это уже не моноспектакль. Помимо Петра Николаевича на сцене обитают Снежная Королева, Мальчик Кай и Яйцо, а "Мыши - это мысли, которые обитают в голове. Многочисленные коты их едят" - поведал г-н Мамонов. Музыкальная часть действа оформлена под музыку самого маэстро. Альбомы "Мыши-2002" и "Зелененький" делят постановку на 2 части, как и каждая звучащая песня представляет определенную сцену спектакля, что является беспрецедентным новаторством как в сценической постановке, так и в качестве концертного исполнения.
Помощь в постановке с написанием сценария и организацией всего действа оказало Экспериментальное Творческое Объединение "СВОИ 2000" в лице Марины Потаповой и Сергей Любавина. Цитируя постановщиков, это сказка про Снежную Королеву глазами мальчика Кая, которому в глаз и сердце попали осколки волшебного зеркала, сквозь призму которого он смотрел на мир и вечность. В роли Кая по словам Петра Мамонова "наш общий символ" Алексей Подольский. Остальные роли исполняет арт-группа "Слепые". Но главное лицо балета - сам г-н Мамонов, ведущий все действие. Помимо музыкальной деятельности, за плечами у Петра Николаевича роли в фильмах "Игла", "Такси-блюз", "Анна Карамазофф", "Нога", "Терра инкогнита" и "Время печали еще не пришло" - это на случай, если вы на секунду усомнились в мамоновском актерском даровании.
О чем говорится между строк? Обо всем, что волнует вас в настоящий момент: о смысле жизни и поиске себя, внутреннем мире, отчаянии, о том, что каждый прячет в глубинах подсознания, безысходности, пошлости, коричневых брючках и обо всем том, что вы сможете разглядеть самостоятельно. Кай здесь - не мальчик из волшебной сказки, а любой человек, которому в какой-то момент не повезло, и выглядит он соответственно, ему лет за 30, одет он в поношенный костюм, глыба льда в объятиях. Снежная Королева ходит по сцене на лыжах, а Человек-яйцо раскладывает шахматную партию сам с собой. При чем здесь балет? При том, что это рок-балет, а рок - это всегда неоднозначное и непредсказуемое шоу, невероятные импровизации и балансирование на грани реального мира и потустороннего. Вы в этом убедитесь, когда досмотрите постановку (1ч.40 мин) до конца.
И теперь - высказывания Петра Мамонова. Они стоят того, чтобы их прочитать до конца.
О смысле
Все, ребята, бессмысленно. И дети, и жена, и собственное
здоровье, и «я построю дом, а состояние оставлю детям»! Только душа наша —
единственное живое существо. И Господь над нами.
Так уж случилось, что
ничего мне уже не интересно. Даже вижу, что музыка моя любимая (а у меня большая
коллекция виниловых пластинок — 1200 штук! Я очень люблю сесть один и часа три
музычку послушать) тоже уже уходит. И думаешь: что ты в жизни успел увидеть? Зло
видел, добро и любовь тоже видел. И что дальше? В городе-то ладно: в 8 утра
встал, куда-то побежал, так и жизнь прошла. А в деревне поколол дрова, в студии
поработал и садишься святых отцов читать. В книгах же все описано. Но не в том
смысле, куда идти (потому что с этим как раз все ясно), а как действовать. Есть
ведь правильное и неправильное. Вот ты и борись, чтобы быть больше с чистым. Эта
работа и становится главной, занимает всю жизнь. Правда, у меня еще нет. Но вот
в чем смысл жизни! Как маленький — встал утром, солнце светит, и тебе просто
хорошо! Беспричинно! Ты что, будешь в три года водку пить, чтобы кайф
поймать?!
О горизонтах
Я исполосован своей старой жизнью.
Все приходится менять, потому что не получается так: мы, мол, будем жить
по-новому, а вот одну эту привычечку оставим! Попробуй-ка — поверил в Господа, и
назад?! И есть растерянность перед огромностью задач и этим брезжущим счастьем.
Иногда бывают «форточки» — прет так, что никакой морфий не нужен! Ты просто
сидишь на диване и три часа подряд тащишься! Но подобное очень редко случается.
Наверное, за 6 лет было дней десять таких. Однако ведь были! Это Господь
показывает, как может быть всегда.
Все зависит от постоянной душевной
работы. По правилам, следует утром час читать молитвы и вечером. И даже если
днем особо не вспоминаешь об этом, все равно находишься за молитвами, как за
каменной стеной. Потому что искренне обо всем хорошем для себя у Господа уже
попросил. И значит Он даст. Сам ты только выбираешь между добром и злом.
Господь, конечно, по-разному дает. Вот у меня теща от первой жены работала
на ткацкой фабрике. Каждый день она вставала в 6 утра и шла на работу. А потом
обстирывала и готовила на четыре дома. В полночь ложилась спать. И так в течение
40 лет. И о себе — ни разу искренне! Обычный советский труженик. Вот промыслом
Божим она — святой человек. Представляешь, какое это счастье — не думать о
себе?! Это свобода! А какие горизонты открываются?!
Как вообще Господь
вытащил меня из города и привел в деревню? Не знаю. Что, у меня было осмысленное
решение? Это просто вдруг упало. И первые 4 года мыслей на этот счет вообще не
было! Но у каждого свой путь. Я вот однажды купил молитвенничек. Думаю: что они,
деды наши и прадеды, там пишут? Начал читать и вижу: со всем согласен, это то, о
чем я думал. С того все и пошло. И смысл появился: вечная жизнь и счастье
всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай — это так, как каждый
хочет. Если, конечно, тебе было сказано «приди»... А вот моему умершему товарищу
приснился ад: серая пелена, и он тащит тележку, тащит. И хотя особых мук не
было, но...
О
деревне
В Англии самая модная сейчас профессия — ботаник. А мы в
Интернете висим! Это уже вчерашний день. Поэтому можно сказать, что я живу самой
«продвинутой» жизнью: у меня настоящий рубленый дом, сам дрова рублю, баню
топлю. Руки видишь? Правда, своего хозяйства — куры-гуси — пока нет. Говоришь,
что в деревне общаться не с кем, потому что пьяницы кругом, но я отвечу: а я кто
такой? Я и есть алкаш, самый натуральный. И там все мои родные. Ведь не важно,
какой ты. Важно — что у тебя внутри. Вот человек на 25-градусном морозе
ремонтирует мне машину («Мерседес-126», очень его люблю!). И я говорю ему: «На,
Вадик, 200 рублей за то, что ты мерз». А он: «Петро, ты че?! Полтинник давай!».
Так лучше я с таким пьяным буду дружить, чем с тем, кто скажет: «Але! Ты че мне
мало дал?!». Там не важно — артист ты или нет. Какая разница? Нет, я не хочу
идеализировать деревню. Но все очень просто: где денег меньше, там чище. Деньги
— это всегда соблазн. Конечно, можно возразить: Петя Мамонов о деньгах
рассуждает, а сам на «мерсе» ездит! Но если деньги получать, не думая о них,
получать просто за работу — тогда нормально. У нас хутор, а рядом — деревенька
(мы там еще детьми жили). Земли у меня — немерено! И прямо на участке — сосновый
лес! А внизу — река. Красота неописуемая! Хотя, конечно, всякие люди в деревне
есть. Васька, например. Я спрашиваю: «Вась, ты че сегодня трезвый?». Он
отвечает: «Неудобно идти по улице, Петро! Все озираются, потому что Васька —
трезвый!».
О детях
У меня трое сыновей. Старшему, от
первого брака, — 26. Двум другим — 17 и 19. Они раньше в деревне жили. Сейчас
учатся в городе. Но дом-то у нас там, поэтому надеюсь... Через 20 лет эти 150
километров можно будет преодолеть за 10 минут! У нас с ними одни интересы. Это
никакое не другое поколение. Другое — это когда... Вот Юрский — взрослый
человек, а я — нет. Какая разница, что мне полтинник, а сыну — 20?! Ведь если он
друг мне, то будет мне сын. А если «пап, дай денег!», зачем он мне нужен? Ну что
я буду лукавить — мол, «кровь моя»?! Материалка это все, как ни ужасно это
звучит. Лев Николаевич Толстой пишет в дневнике: «Ужасно страшно, невообразимо
тяжело, когда жизнь начинает зависеть от материальных вещей, как-то: жена, дети,
здоровье». Только дух.
О горизонтах
Я исполосован своей
старой жизнью. Все приходится менять, потому что не получается так: мы, мол,
будем жить по-новому, а вот одну эту привычечку оставим! Попробуй-ка — поверил в
Господа, и назад?! И есть растерянность перед огромностью задач и этим брезжущим
счастьем. Иногда бывают «форточки» — прет так, что никакой морфий не нужен! Ты
просто сидишь на диване и три часа подряд тащишься! Но подобное очень редко
случается. Наверное, за 6 лет было дней десять таких. Однако ведь были! Это
Господь показывает, как может быть всегда.
Все зависит от постоянной
душевной работы. По правилам, следует утром час читать молитвы и вечером. И даже
если днем особо не вспоминаешь об этом, все равно находишься за молитвами, как
за каменной стеной. Потому что искренне обо всем хорошем для себя у Господа уже
попросил. И значит Он даст. Сам ты только выбираешь между добром и злом.
Господь, конечно, по-разному дает. Вот у меня теща от первой жены
работала на ткацкой фабрике. Каждый день она вставала в 6 утра и шла на работу.
А потом обстирывала и готовила на четыре дома. В полночь ложилась спать. И так в
течение 40 лет. И о себе — ни разу искренне! Обычный советский труженик. Вот
промыслом Божим она — святой человек. Представляешь, какое это счастье — не
думать о себе?! Это свобода! А какие горизонты открываются?!
Как вообще
Господь вытащил меня из города и привел в деревню? Не знаю. Что, у меня было
осмысленное решение? Это просто вдруг упало. И первые 4 года мыслей на этот счет
вообще не было! Но у каждого свой путь. Я вот однажды купил молитвенничек.
Думаю: что они, деды наши и прадеды, там пишут? Начал читать и вижу: со всем
согласен, это то, о чем я думал. С того все и пошло. И смысл появился: вечная
жизнь и счастье всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай — это
так, как каждый хочет. Если, конечно, тебе было сказано «приди»... А вот моему
умершему товарищу приснился ад: серая пелена, и он тащит тележку, тащит. И хотя
особых мук не было, но...
Сейчас не читаю ничего, кроме этих книг,
потому что скучно. Даже своих любимых — Толстого, Платонова! Хотя это ужасно,
потому что все это старые мои друзья... В «Обломове», например, Илья любит
Ольгу. Читаю и не понимаю, о чем написано! Будто на китайском языке! А когда мне
пишут: что совесть не велит делать, от того и воздерживайся, — это попадает
прямо мне в сердце, и я долго об этом думаю.
О кино
С кино и
сейчас дергают. Но такие же, как я. А что толку? Ну, сделаем очередную лепешку.
Поэтому отказываюсь. Хотя ребята талантливые. Но у меня собственных идей
хватает. Кино — это ведь режиссерское искусство: что режиссер скажет, то актер и
делает. Как пешка. Я согласился бы сниматься, если бы кто великий позвал. Хоть
«кушать подано» сказать, но лишь бы этой атмосферой подышать! А кто у нас
великие? Они все наперечет: Бергман, Антониони. И моложе есть — французы всякие.
Бессон, например. Из наших — Данелия еще жив. Правда, его последний фильм не
очень-то меня зацепил. Однако Данелию я люблю. «Осенний марафон» — это высшее!
Да и много он хорошего и подлинного сделал. Самое трудное ведь — снять обычный,
простой фильм. Например, о том, как мы сейчас сидим. Почему мы, разные люди,
здесь собрались? Это же фантастика! Попробуй такое кино снять!
Михалков-Кончаловский делает кино под западное. Его «Сбежавший поезд» —
фильм хороший, но это просто киноразвлечение. «Сибирского цирюльника» Михалкова
не видал и смотреть не буду. А «Утомленные солнцем» — просто слащавая пилюля,
обсосанная конфета. Разве так при Сталине жили? Даже эти наркомы?! У меня дед
был нарком по рыбе. В 1935 году, слава Богу, в больнице умер. Поэтому семью не
репрессировали. Ведь как было: одного брали, а страдала вся семья, причем
намного поколений вперед! А что Михалков мне показывает? Как он дочку свою
целует?! Надо мне на это смотреть! Я лучше поссать пойду... Хотя он отличный
мужик. Я знаю его близко — вместе в футбол играли. И то, что он раньше делал, я
очень любил. До сих пор мне нравятся его «Неоконченная пьеса...», «Родня». Хотя
и там есть русская сопля: мы, мол, русские люди! Но плох любой фанатизм. К тому
же, не таким мы оказались великим народом, раз терпим подобную х... над своими
головами. Ладно бы — смирились по-божески и терпели. Но ведь терпим просто
оттого, что лень, потому что на кого-то надеемся. Терпим от внутренней
неряшливости. И я тоже терплю, хотя и стараюсь...
О героях и
уродах
Тяжело быть героем. И не надо, думаю. Но хоть не участвуй! Вся
наша компания была хороша тем, что волею судеб ни в чем не участвовала. А как
только кто-то становился участником, тут же погибал: или физически, или
художественно. Например, едва пошли стадионные денежки, Витя Цой сразу разбился.
А был — как солнце! И все свои ранние и истинные песни написал в 19–20 лет. Тот
же Гребенщиков в 17 лет по Питеру как ангел ходил! Это был чистейший молоденький
мальчик. Однако все происходило в 1972 году или около того. И вот в течение 20
лет его отжимали... Теперь иногда с иронией говорят: «Вот, мол, какие песни
пишут Боря и Макаревич!..». Но нет, ребята, этих не трогайте! Потому что они
отдали вам всю свою жизнь. И стали уродами. Да. Что делать? Поживи-ка так 20
лет!
Вот я сейчас в деревне, на «чистяке» живу, и никаких стрессов у
меня нет, но все равно изуродован. А эти все — мертвые люди. Впрочем, я очень их
люблю, потому как они — настоящие герои. Они отдали все, что могли, всю свою
душу. Не в себе оставили, не в семье... Но сам пустой остаешься — одна
оберточка.
О смысле
Все, ребята, бессмысленно. И дети, и жена,
и собственное здоровье, и «я построю дом, а состояние оставлю детям»! Только
душа наша — единственное живое существо. И Господь над нами.
Так уж
случилось, что ничего мне уже не интересно. Даже вижу, что музыка моя любимая (а
у меня большая коллекция виниловых пластинок — 1200 штук! Я очень люблю сесть
один и часа три музычку послушать) тоже уже уходит. И думаешь: что ты в жизни
успел увидеть? Зло видел, добро и любовь тоже видел. И что дальше? В городе-то
ладно: в 8 утра встал, куда-то побежал, так и жизнь прошла. А в деревне поколол
дрова, в студии поработал и садишься святых отцов читать. В книгах же все
описано. Но не в том смысле, куда идти (потому что с этим как раз все ясно), а
как действовать. Есть ведь правильное и неправильное. Вот ты и борись, чтобы
быть больше с чистым. Эта работа и становится главной, занимает всю жизнь.
Правда, у меня еще нет. Но вот в чем смысл жизни! Как маленький — встал утром,
солнце светит, и тебе просто хорошо! Беспричинно! Ты что, будешь в три года
водку пить, чтобы кайф поймать?!
О тяжелых вопросах
Где зло —
там зло, там сразу будет рогатый. Значит, за преступление нельзя наказывать?
Спорный вопрос. В жизни много тяжелых вопросов. Например, рассказывает по радио
разведчик: их послали в тыл врага. Они уже крались за избами, как вдруг увидели,
что пьяный рыжий немец тащит бабу, а за ней бежит ребенок: «Мама!». И вот немец
берет ребенка за две ножки и — об угол. Разведчики выскакивают и стреляют...
Тяжелая ситуация, да? Но для этого есть духовный отец, к которому приходишь и
говоришь: «Батюшка, мой сосед 300 молоденьких елочек уничтожил, чтобы поставить
себе красивенький заборчик. Что мне делать? Не могу я на это спокойно
смотреть!». А он отвечает: «Безумного не вразумляй».
Или — Чечня. Мысль
об этом просто зудела: может, надо поехать за ранеными ухаживать? Просто
замучился! Иду к батюшке, а он говорит: «Война — дело военных. Ваше место —
трудиться на вашем месте». И — тяжести как ни бывало!
О кризисе
среднего возраста
У всех мужиков (кто, конечно, нормальный) все эти
поиски происходят с 40 до 50 лет — кризис среднего возраста называется. Одни
упираются, карьеру делают, здоровье кладут. Ну и что? У меня товарищ «мысленные»
и хорошие стихи пишет, а по вечерам взахлеб пьет. Ему 56 лет, и он говорит:
«Отними у меня стихи, и я умру». Однажды мы с ним о вере толковали. И он, во
всем со мной согласившись, сказал: «Только нет еще у меня веры». Я ему: «Стихи —
это начало». А он: «Чего-то лучшего хочется»...
Как я сам раньше жил?
Вот так и спал. Но тоже о чем-то думал, мечтал, стихи писал, иногда любил. Так
все живут. Однако всегда испытывал чувство дисгармонии, дискомфорта — оттого,
что в мире что-то не так. Правда, говорят, что это всем художникам свойственно.
Поэтому и возникают беспричинная тоска и пьянство. А если бы раньше кто
объяснил: вот, мол, почему, старичок!..
Страшусь ли смерти? Знаешь, как в
молитве? — «Дай мне конец безболезненный и благий». Вот об этом и молю Господа.
И больше тебе скажу: иногда жену пугаю, потому что хочется... Но каждому свой
срок. Я раньше думал: почему на кресте череп и кости изображены? Потому что от
всех твоих желаний в конце концов останутся только череп и кости. И будут лишь
два слова — «прийди» или «отойди»... Христос сказал: как застану, так и возьму.
Умереть можно в любую секунду. И поэтому всегда надо быть на стреме. Иначе вся
проделанная тобой работа прахом пойдет.
В подборке использованы высказывания Петра Мамонова в минской "Деловой газете".
Материал подготовил Вадим ПОНОМАРЕВ, Guruken.Ru
28 и 29 января 2005 г., МХАТ им. Горького, 19.00. Цена билетов - от 500 до 3500 руб.
Комментарии