Когда я поехал в Сочи на фестиваль «Пять звезд», который теперь приклеил к себе приставку «Интервидение», меньше всего я думал о Средней Азии.
То есть Средняя Азия вообще у меня как-то не очень рифмуется с поп-музыкой. Нет слов, в Казахстане есть много отличных прозападных групп, не «А-Студио» единым жива казахская поп-сцена. Но все дальше Алма-Аты немедленно растворялось в моем сознании всякими миражами и прочим маревом.
В Советском Союзе все было не так. Каждый праздник отличался от непраздника именно тем, что по пузатому голубому экрану танцевали и крутили кинжалами некие восточные джигиты и девы в блестящей бижутерии. Переключать каналы было бессмысленно: каналов было мало, и эти джигиты перескакивали с одного на другой канал быстрее, чем щелкал переключатель.
В последние годы ситуация изменилась на диаметрально противоположную. Увидеть ансамбль узбекского танца по российским телеканалам можно не чаще репортажа из берлоги африканского туземца. Африканца, пожалуй, покажут даже чаще.
Черные глаза
И вот Сочи, прославленный и переживший все поколения звезд зал «Фестивальный»…
Оказывается, идея посоревноваться между странами бывшего СССР приведет к весьма неожиданному результату. В прайм-тайме Первого канала вдруг один за одним стали петь певцы и певицы из Таджикистана, Киргизии, Казахстана… И это еще не приехал представитель Узбекистана!..
Так что впечатления самые свежие: давно не приходилось в таком количестве слушать среднеазиатскую и кавказскую поп-музыку.
Вообще-то я отдыхал в Абхазии в прошлом году, и там наслушался всякого – от неизбежных «Черных глаз» до какого-то совсем укуренного блатняка… Но все эти «сборники», которые крутят на пляжах всего черноморского побережья, – это сборники все-таки хитов. Пусть записанные в домашних студиях, но у этих песен – мелодии привязчивые, исполнение задушевное, под водку самое то.
Несколько неожиданным оказался тот факт, что официальные посланники Кавказа и Средней Азии совсем не дотягивают до уровня сборников черноморских пляжей.
То есть артисты как на подбор голосистые, профессиональные. А поют такую скукотищу, будто перед съездом коммунистической партии готовились выступать, году эдак в 73-м.
Конкурс «Пять звезд. Интервидение 2008» дал молодым артистам шанс показаться в эфире 11 стран СНГ в самое выигрышное вечернее время. Конкурс дал шанс познакомиться с ведущими продюсерами и главами лейблов России (благо, параллельно проходил профессиональный Музыкальный форум). И что сделала делегированная молодежь?
Спела вялые, никому не нужные песни. И ни с кем так и не познакомилась. Я специально в последний день опросил всех глав лейблов – вы не поверите, но ни один конкурсант или хотя бы представитель конкурсанта не подошел познакомиться ни к одному из тех людей, которые делают шоу-бизнес в России!
Не подошел даже познакомиться, уж не говорю – посоветоваться.
Кто как, а я сделал вывод, что эта странная молодежь приезжала совсем за другим. То есть не сделать карьеру в рамках СНГ или России, на что вроде бы заточен конкурс.
А в надежде стать национальными героями у себя в стране.
Они пели не для жюри конкурса. Они пели для телеаудитории своей страны.
Одетые в национальные наряды, поющие на своем национальном языке, они вовсе не дерзают покорить огромную бывшую империю. Они, как нервные картежники, набирают очки в своей маленькой игре за крохотным игровым столиком.
Для чего я все это говорю? Наверное, чтобы объяснить, отчего я очень быстро потерял интерес к этим конкурсантам. Они мне неинтересны. Они мелки.
Они разоблачились, они показали профессиональный стриптиз, – и прощайте.
Будущее за дерзкими
Лучше расскажу о тех, кто все-таки запомнился. Сначала про «наших». Ансамбль «Кватро» я слышал до конкурса несколько раз. Ребята вполне востребованы в нише сборных концертов и корпоративов: за плечами у всех четверых хоровая академия Свешникова и по 15 лет учебы музыке. И у Пенкина на разогреве выступали, и на «Славянском базаре», и вообще достаточно известны «в узких кругах». У них одна беда: нет своего репертуара. Для сборных концертов можно попеть чужие песни, но для большой сцены нужны собственные хиты. Возможно, теперь квартет станет куда более известен, да и Первый канал за него возьмется. Получится мини-хор Турецкого – чем не ниша?.. Кстати, в декабре они делают сольник аж в Кремле.
Протеже Филиппа Киркорова – дуэт «Опасные связи». У них как раз репертуар есть, но с исполнением пока беда. Цибульская и Бодянский настолько жутко гримасничают на сцене, что смотреть на них порою физически неприятно. Хорошо играть, да плохо переигрывать. Если им удастся разобраться с этой бедой, у дуэта явные светлые перспективы. По крайней мере, это были единственные в этом году конкурсанты, у которых наблюдается хоть некое подобие собственного хита.
И еще один перспективный артист – казахский Алмас. Кто бы сомневался, что он копирует Диму Билана! Но у парня отличные вокальные способности, явная склонность к обучаемости и заметное желание делать карьеру не только в Казахстане. Поговаривают, что он скоро переедет в Москву, и «А-Студио» обещали ему поддержку. Если у них получится записать для Алмаса актуальный хит, есть все шансы получить новую звездочку.
Конкурентное преимущество
Вообще-то я ожидал услышать множество «бронебойных» восточных хитов, а услышал несколько турецких перепевок.
А ведь не надо стесняться склонности к упрощенной мелодике! Это замечательное свойство нашей песенной самоорганизации, наше потенциальное конкурентное преимущество перед любыми западными новациями.
Перескажу одну историю, которую поведал на Музыкальном форуме глава одного из крупнейших лейблов. Они сделали для западного музыкального рынка новый проект – нарочито простенький, но очень мелодичный. Еще проще, чем Crazy Frog. И теперь на ярмарке иностранцы с корнями скупили этот проект – потому что ничего подобного у них там сочинять уже не умеют. А у нас таких песенок – каждая вторая.
То есть, будет ли успех у того проекта или не будет, мы еще посмотрим. Но сам ход мысли важнее.
Успеха достигнут те, кто хочет большего.
И совсем неважно, какое место они заняли на конкурсе «Пять Звезд. Интервидение 2008». Он дает шанс. Не более, но и не менее.
Гуру КЕН, для Mail.ru
Комментарии