Северный фольклор и эйсид-джаз соединились в группе `ВА-ТА-ГА`

Кроме того, есть еще одно известное название – `ЛеспромхозГрув`, которое имеет непосредственное отношение к `Ва-Та-Ге` хотя бы потому, что все петрозаводоские фолк-музыканты так или иначе заняты в проектах творческого объединения `Леспромхоза`.

Последнее заметное выступление Александра Леонова случилось на 10-летии группы `Хуун-Хуур-Ту`. В ЦДХ он поразил присутствующим виртуозной игрой на бочке из-под офисного устройства для воды. Владение семплером, в который записывались на глазах у зрителей многочисленные партии, тоже внесло свежую струю в инструментарий фольклорного концерта.

Теперь на сцене уютного клуба `Дом` можно было показать большую собственную программу, что музыканты и сделали. Зал `Дома` оказался переполнен, и среди публики легко можно было встретить как легендарного саксофониста Летова-старшего, так и музыкальных журналистов от разных изданий.

Основу музыки `Ва-Та-Га` составляет поморский вокал Александра, что можно судить по удачным акапелльным фрагментам программы и иногда банальным инструментальным фрагментам этой же программы. На вокал накладываются эйсид-джазовая структура ритм-секции группы, многочисленные аутентичные струнные Леонова и часто необязательная гитара. Соло исполняет, как правило, кто-то из многочисленных духовых инструментов самого Леонова.

Еще раз приходится удивляться умной и тонкой работе контрабасиста `Ва-Та-Ги` Сергея Шеляпина. Его безукоризненно выверенный и точно создающий ритмическую структуру песен бас заменяет порой целый оркестр. Организующая роль такого басиста в музыке огромна, и `Ва-Та-Га` прекрасно организована в этом смысле.

Александр Леонов заполняет зал тягучими северными запевами, и словно холодные карельские просторы врываются в жаркий прокуренный зал. Однако фишка группы вовсе не воссоздании собственно народных песнопений, а в наложении этих мелодик на ритмообразующие находки из других жанров, из других континентов. Поэтому под пение поморских старцев подложен иногда африканский жаркий перкашн, а иногда блюзовый квадрат.

World music уже прочно занял свое обособленное место среди жанров современной импровизационной музыки. `Ва-Та-Га` ворвалась в world music с высот вокального искусства северного русского пения – поморские мужские песни, завораживающий речитатив и причудливая мелодика. Однако Леонов использует еще тувинское горловое пение, и оно тоже органично ложится в звуковые ланшафты `Ва-Та-Ги`.

Минусом можно было бы признать некоторую заунывность многих песен для современного уха. Но тут я останавливаюсь в некотором замешательстве, потому что подобная проблема существует и для концертов Сергея Старостина, скажем. Но Старостин обходит ее своей энергетикой, живым мощным посылом и самоиронией. В случае с `Ва-Та-Гой` иронией не пахнет, но вот отсутствие харизмы солиста компенсируется слаженным драйвом прекрасных профессиональных музыкантов группы `Ва-Та-Га`. Порою они достигают напряженности лучших образцов `Пинк Флойда`, и зал застывает в восторге. Когда драйва нет по умолчанию, ощущается все-таки провал в живом концертировании. Не могу обобщать, но проблема такая есть.

Акапелльное пение Александра Леонова весьма впечатляет. Он ездил в фольклорные экспедиции, впитывал в себя вокальные техники старинного русского пения. И теперь щедро отдает это слушателям. Культрегерская функция `Ва-Та-Ги` очевидна и несомненна.

Закончился концерт в `Доме` долгими аплодисментами публики, и вызыванием артистов на бисы. Вышедший на бис Леонов спел под какой-то старинный струнный инструмент что-то очень грустное и протяжное. И ушел, смущенно объяснив, что музыканты опаздывают на поезд в Петрозаводск.

`Ва-Та-Га` все-таки очень мила.

Александр УВАРОВ, Guruken.ru

Еще об этом