Остальные оказались представлены на мероприятии в изобилии, и даже в неком количественном большинстве. Чего не скажешь о драйве спасателей-музыкантов. Сказать, что драйв был, означало бы погрешить против истины. Сказать, что его не было, означало бы истину обидеть. Поэтому скажем: драйв был, но в мелкую синюю полосочку.
Фольклорные фестивали хороши тем, что можно послушать вышеозначенный фольклор разных народов. Русских, еврейских, татарских – разных. Почему на фестивале «Урожай» весь мировой опыт народного музицирования нашел отражение исключительно в ирландской и отчасти русской тематике? Загадочна душа руссийского фольклорного музыканта. Ирландцев на коломенской полянке замечено мною не было, и спросить их мнение о фольклоре в жизни человечества никак не получалось.
Милый фольклорный сайт veresk.ru, организовавший этот фестиваль, вообще часто грешит сим. Пишет «фольклор», на уме – Ирландия. Медом там, что ли, помазано? Спросил бы, но вереск – растение пахучее, и к меду имеет непосредственное отношение. Его пчелы любят.
Итак, начинала фестиваль Рада Анчевская. В последнее время коллектив «Рады и Терновника» значительно окреп в концертном звучании. Аранжировки стали мясистее и увесистее. Мистические песни Рады стали звучать достойно при любого вида звукооператоре, дикция Рады окрепла на ранее проскальзывавших согласных, музыканты перестали судорожно смотреть в мониторы, опасаясь пропустить важный такт. И это не может не сказаться. Прелестный сет Рады. Пара песен была спета с фольклорным ансамблем «Ясный день», и спета вполне по-русски раздольно. По сравнению с первыми совместными выступлениями сейчас звучание группы и народного ансамбля стало слитным.
Претензию можно предъявить только в выбору песен. Уж сделать хотя бы один уверенный хит из такого сотрудничества надо было бы, слишком уж песни в обрамлении шикарной полифонии звучат привычно-проходно. И все же окончательно судить пока рано, поскольку сейчас Рада пишет в студии материал с «Ясным днем». Выйдет пластинка, и определимся с хитовостью.
Формально-то открывал фестиваль некий «пайп-бенд Анатолия Исаева», но сказать что-либо опеределенное про этот оркестр волынщиков нечего. Вышли гуськом, подули уныло в волынки, ушли.
Фолк-рок оркестр «Кельтология» порадовал огромным количеством музыкантов, слабо слышащих друг друга. При этом аранжировочно зачастую подразумевалось слитное ведение двух-тире-пяти инструментами одной мелодии. То ли мониторы на сцене барахлили, то ли инструменты надышались Москвы-реки, но музыкантам это нехитрое дело никак не удавалось. Если же каждый, стоявший на сцене, играл свое, то их ждала другая напасть. Ничего определенного услышать из этой инструментальной каши не удавалось. Даже в максимальном приближении к сцене.
Иногда «Кельтология» бросала это гиблое дело, и играла мейнстримовые кельтские мелодии, аккомпанируя учащимся танцевальной школы «Иридан». Тогда внимание с больных ушей отвлекалось на не пресыщенные каким-либо постановочным убранством глаза. Вид молодых энергичных ребят, ритмично поднимающих и опускающих ноги, тоже не радовал. Слаженность в их поступательных движениях почему-то отсутствовала, а вот пародия на одного широко известного ирландского танцора присутствовала. Солисты бросали рикимартиновские взгляды на солисток, приглаживая свои прически и усердно притаптывая хлипкие доски сцены. А солистки в ответ устремляли отчаянно неприступные взгляды к небу. Все это напоминало вовсе не ирландские поляны, а сцены из бразильских телесериалов. Однако самим танцорам это нравилось, публике сие настроение и поступательные рефлексы передавались, и всем было хорошо.
Пока не пошел дождь.
Дождь вообще становится знаковым организационным моментом в фестивальном движении России. Он определяет судьбу. Дождь готов растоптать музыканта, и готов вознести его на волны народной любви. Дождь на последнем «Нашествии-2004» призвал панков к жизни в тверских лужах, и только отсутствие в программе достаточного количества панк-групп помешало светлому будущему поселка Эммаус.
Дождь в Коломенском призвал к жизни океаническую часть кельтской диаспоры в Москве. Хороводы под проливным дождем явно приобрели некоторую духовную величественность и мистический бэкграунд, трагически недостающих от самой музыки.
«Земляничная поляна» с прелестной миниатюрной солисткой своей лиричностью не смогла усыпить такую отважную часть публики. К выходу легендарной в некоторых кругах группы «Мельница» фанаты в фирменных майках оной группы оккупировали все пространство перед сценой. Танцы, хлопание, хоровое пение.
Половины слов солистки «Мельницы» Хелависы было не разобрать, но кому из настоящих фанатов это когда-либо мешало? Немалый коллектив «Мельницы» выглядит вполне профессиональным слаженным коллективом, и успех группы в кельтской диаспоре страны вполне заслужен. Выйти же из этих тесных объятий им будет весьма непросто. Припевы песен не ложатся на слух, слова подобраны весьма вычурно. Для подростков сложно, для взрослых слишком просто.
Можно возразить, что есть аналогичный феномен успеха «Короля и Шута». Действительно, «киши» выбрались было из детско-панкушной ращелины к широкой аудитории. Но где они сейчас? Там, с инфантильными школьниками. Можно раз привлечь публику ярким леденцом, можно два привлечь. Но на третий – люди отворачиваются.
У Хелависы нет яркой харизматичности Горшка, нет уникального вокала. Есть броский имидж, есть развитое мифотворчество. Это дает большие авансы на успех в широких кругах, но не дает гарантию успеха. Будем следить за этой многообещающей группой, и когда появится хит, мы обязательно вернемся к этому разговору.
Питерский «ReelRoadъ» показал самую техничную игру на фестивале. Музыка русско-кельтского оркестра умело балансирует на грани ирландской мелодики и русского угара. Мощный клубный коллектив, но вряд ли заинтересует массовую публику.
«Воинство Сидов» распалось по этой весне, потом снова собралось. «Слаши», как их часто называют, давно зарекомендовали себя как московский эталон кельтской музыки. Поэтому обсуждать их сет незачем, все безупречно, все напоминает классические их же концерты. Причину распада и сборки заново сами музыканты пока не прояснили. На их музыке эти бурные перепитии никак не отразились.
Завершал программу фестиваля «Урожай» усеченный состав группы «Калинов мост». Песни пели все знакомые, а вот пляски напрочь промокшая публика танцевала все те же, ирландские. Видеть под «Мы уходили из дома» кельтские танцы Ревякину было непривычно. Но изумляться долго он не стал, а отыграл аж тринадцать песен. Вот уж чего не ждал от музыкантов «Калинова моста», так это того, что они сами начнут зажигать вместе с публикой. На ирландский танец местами было похоже.
Словом, фестиваль удался на славу. Организаторы обсуждают вариант его ежегодного функционирования, и я не могу не присоединиться ко всеобщему одобрямсу. Ежегодный фестиваль в Коломенском? Почему бы нет?
Гуру Кен
Комментарии