Подозреваю, что этот отчет с концерта будут читать в том числе люди, далекие от понимания того, что исполняет группа такая «Мельница», и как это она стала вдруг культовой, когда ее по телевизору не показывают. Поэтому сообщу, что группа «Мельница» играет фолк-рок на стыке русской народной музыки и кельтской традиционной музыки. И в этом удивительном жанре группа стала основоположником и классиком.
Можно долго удивляться, отчего это вдруг русская песня оказалась вдруг неожиданно созвучной с музыкой с другого конца планеты. Но факт есть факт. Совершенно обыкновенный русский распев «Мельница» накладывает на кельтские традиционные аранжировки, и получается вполне органичный музпродукт. Если к этому всему добавить мифологию Толкиена и Ника Перумова, то получается крутой замес из актуального фэнтэзи и приличного академического музицирования. На сцене – целый оркестр из виолончели, флейты, скрипки, двух гитар, баса и разнообразных перкуссий.
Горбушка к моменту начала концерта оказалась заполнена практически полностью, и многие еще стояли у металлоискателей на входе в ДК. Приятная публика, как уже выше отмечалось, иногда в черных майках с надписями «Мельница» (что есттественно), Veresk.Ru (это фолк-сайт такой популярный) и Gondor.Ru (фэнтэзи-сайт). Причем это второй концерт «Мельницы» в Горбушке, собрать которую удается далеко не всякому раскрученной «Нашим радио», к примеру, группе.
Группа отыграла двухчасовую программу «Колесо Времени». Песни перемежались инструментальными композициями, на которых две солистки (Хелависа и Шанти) имели возможность отдохнуть. После продолжительного инструментального вступления на сцене появилась лидер группы Хелависа и сообщила, что они очень рады снова выступать здесь, и что на концерте будут разные «штуки». В процессе концерта выяснилось, что под новыми штуками Хелависа подразумевала исполнение новых песен.
Вообще сейчас в группе странная ситуация. Лидер и автор большинства песен Хелависа живет по большей части в Ирландии, по личным обстоятельствам. И прилетает только на некоторые концерты. Тем временем в группе появилась Шанти, которая во многом схожа по своей бардовской манере пения с Хелависой, заменяет ее на концертах, и посему встречена многими поклонниками группы с понятными подозрениями.
Хелависа вышла в длинном темно-бордовом платье без рукавов, и начала с популярной «Дороги сна». Затем «Дракон»:
Цвета ночи гранитные склоны,
Цвета крови сухая земля,
И янтарные очи дракона
Отражает кусок хрусталя -
Я сторожу этот клад.
Не стану категорично утверждать, что это сугубо графоманские вирши. Но сомнительной ценности строчки хорошо ложатся на специфический саунд группы. Флейта Бема несет основную мелодическую нагрузку, постоянно создавая кружева мелодий и опеваний, с которой взаимодействует струнная группа. Этому камерному трио дает рок-подкладку две ритм-гитары и ритм-секция. Иногда, впрочем, роль ритм-секции выполняют виолончель и перкашны. По этой схеме сделаны все песни «Мельницы» в ее нынешнем составе. И надо признать, что схема весьма прочна.
Публика узнает почти все песни по первым тактам. «Приворотное зелье» не стало исключением. А затем последовал приятный сюрприз от публики. Кто-то протиснулся к сцене и вручил Хелависе большой баннер или, если хотите, флаг с эмблемой «Мельницы». Она была приятно поражена, и пообещала, что будет отныне приносить эту «штуку» на все концерты.и В результате сначала Хелависа набросила флаг на плечи, а потом приспособила на ударную установку.
«Господин Горных Дорог», «Богина Иштар» пропелись на одном дыхании, и отыгрались в новых аранжировках. Бас-гитара прибавила драйва, но убавила камерной уютности струнных инструментов. После еще одного инструментала вышла Шанти, для нее это стал первый большой концерт с «Мельницей». Она спела одну новую песню «Встреча как во сне», а потом к ней присоединилась Хелависа, и уже дуэтом они спели Метерлинка «А если бы он вернулся опять». Очень мило выглядела виолончелистка Наташа Котлова, игравшая на своем инструменте, как на гитаре.
Дуэт Шанти и Хелависы выглядит пока сырым. Для дуэтного пения важно слияние голосов. Пока голоса не сливаются никак. Шанти пытается пристроиться «оперным» голосом к бардовскому голосу Хелависы. И не получается ни опера, ни пристройка. Какой-то странный зажим на верхах, свойственный манере пения Хелависы, переняла и Шанти. Будем снисходительны, тем не менее. Это первый их большой совместный концерт. А вот на следующем, кстати, будет петь только Шанти. Хелависа опять уедет к своему любимому в Ирландию, и вернется только к середине декабря.
«Двери Тамерлана» прозвучали единственным удачным двухголосием за весь концерт. Однако это песня показала, что при желании «Мельница» вполне может стать коллективом из двух поющих солисток. А вот следующая песня, гумилевская «Ольга», уже не порадовала красивым двухголосием. Тут дуэт опять не сложился. Зато именно с этой песни в зале Горбушки начался настоящий слэм. Прыгать начал, кажется, весь стоячий партер. И прыгал так до самого конца мероприятия.
Кроме того, в концерте прозвучало несколько песен в исполнении гитаристов группы. Тоже хороший вариант передохнуть девушкам. А зал восторженно встречает вообще все. Очень светлая публика.
«Не грусти, не плачь, не бойся...» Песня с такими словами могла быть похожа на группу «Тату», могла быть похожа на блатные заповеди. Однако стала в исполнении «Мельницы» похожей на советско-белорусскую группу «Сябры», причем поющей о том, что «скоро гнить в сырой земле». И с многозначительным названием «Мертвец». Было невероятно смешно.
Еще один инструментал, и с протяжного вокализа Хелависы началась «Прялка». На серьезном басовом риффе правильно сделанная рок-композиция. Хелависа порадовала пластикой рук, в какой-то момент она даже сложила ладони лодочкой. За своей собственной спиной.
Еще одна новая песня «Я услышу твой голос», в исполнении Шанти. Тут пластика рук тоже имела место, но немного комично. Потому что в какой-то момент Шанти раскрыла руки широко и воскликнула «Я – чайка». Это не было лучшим прочтением чеховской темы в музыке начала двадцать первого века. Ну, почему-то не показалось таким прочтением. А вот пафоса было не занимать. Такие вот новые «штуки», обещанные Хелависой.
И тут вошла сама Хелависа, переодетая в джинсы и топик. Не знаю, сознательно ли, но стройная Хелависа стала выглядеть вопиюще выигрышнее рядом с новой полноватой солисткой. Не женские ли хитрости тут замешаны? Ну да, не будем гадать. «Ночная кобыла» стала самым удачным концертным номером в этот вечер.
«Господин Горных дорог» - одна из самых пронзительных лирических баллад «Мельницы». Хелависа спела ее традиционно холодновато. «Богиня Иштар» прозвучала на удивление энергично, по-рокерски. Насколько позволяет замечательный цветаевский текст:
Руды моей вар,
Вражды моей чан,
Богиня Иштар,
Храни мой колчан...
- такие рокерские запевы, вопрос весьма спорный. Оставим его на рассмотрение истинных поклонников «Мельницы». На мой взгляд, какая-то доля магичности цветаевского текста подиспарилась.
Вслед немного КСПэшности подбавил «Ворон» в исполнении Алексея Сапкова. Говорить, а не петь, так было модно в этих кругах. И вот новая премьера. Шанти поет про то, что «меня тянет к морю». Любопытна предельная пассивность, созерцательность субъекта песен Шанти (если она сама их пишет, конечно). Лирическая героиня ничего не хочет предпринимать, менять, делать. Она тихо созерцает, страдает. Женская авторская песня.
Вот у Хелависы позиция лирического героя более активна. «На Север» - одно название какое повелительное. Написана от имени мужчины:
И Луна - я ее ждал и любил как невесту; Нам не до сна, мы дети богов - наша участь известна.
Очень резко, мощно. Такие песни предпочитает аудитория группы, по большинству состоящая из молодых парней и энергичных, но романтичных, девушек. Дальше «Оборотень», слова его тоже публика поет вместе с солисткой. И Хелависа пританцовывает, и явно купается в зрительской любви.
После «песни на иностранном языке», как анонсировала Хелависа йейтсовскую «Running to Paradise», зазвучал «Северный ветер». В это время партер Горбушки превратился в большой танцпол, по залу водили хороводы, пол нещадно отстукивал ирландские брейки ботинок, девушки взгромоздились на плечи влюбленных атлетов, руки зрителей размахивали свечками и зажигалками. Именно в этот момент Хелависа сочла нужным отметить, как мало в зале танцуют. Удивленные таким поворотм событий зрители терли глаза и смотрели на собственные ноги, стараясь увериться в своей малоподвижности. А группа заиграла «плясовые».
Заканчивала, как обычно, концерт веселая баллада о сэре Джоне и пьющих народах. Пели ее также обе солистки вместе. Стоит отметить крайне зловещую присказку «Ха-ха!», особенно удачно получавшуюся в этот вечер.
Стоит напомнить, что концерт был посвящен пятилетию группы «Мельница». Что ж, группа стала поистине культовой в своем жанре. Будем надеяться, что личная жизнь Хелависы не разрушит этот спаянный коллектив.
Александр Уваров, Guruken.ru
Комментарии