Каков шанс у гастарбайтеров из горной страны Бадахшан, которые приехали на заработки в Москву, стать известными музыкантами? Здравый смысл подсказывает – нулевые. Меж тем, выходцы из высокогорного кишлака Дарвоз, на границе с Афганистаном, соорудившие национальный инструмент – дутар – из ножки стула, куска фанеры и железной миски, смогли спустя несколько месяцев после своего приезда в Россию выступить в ЦДХ, в Лужниках на празднике МК, в ресторане «Джаганнат» и готовятся к сольному концерту в клубе «Билингва» 13 июля. Как это могло случиться? Во всем виноват интернет, считает "Независимая газета".
Можно сказать, что интернет стал преемником телевидения на шкале эволюции медиа, и именно поэтому их часто сравнивают. Телевизионная реальность основана на тотальном продюсировании. Ставки слишком высоки, рекламные паузы слишком ценные, поэтому даже в «реалити-шоу», апофеозе сближения сакрального телеабсурда и не менее абсурдной действительности все просчитано и заранее спланировано, поэтому в конечном итоге любой продукт телевидения превращается в гротескную пародию на свою первоначальную идею. Интернет – это другой полюс. Здесь есть непредсказуемость и личное видение мира. Между человеком, который хочет поведать свою историю публике, и конкретным воплощением его замысла, нет никаких барьеров. Сеть по природе своей свободна от условностей вроде формата, и именно через киберпространство сейчас приходит все самое свежее и самое необычное. Поэтому интернет-реальность – это осколки большой неизвестной правды, которая и есть жизнь.
Смелые и нетривиальные явления внезапно становятся самыми актуальными, потому что они пришли не из головы пресыщенного сценариста или продюсера, а из окружающей нас действительности. Даже новейшая российская история знает тому несколько убедительных примеров. Ростовская группа ППК никогда бы не заставила весь мир говорить о себе и не достигла бы вершин британских чартах, если бы не выложила свои треки на популярный MP3-сайт. Другой пример – команда «Бадахшан». Трое рабочих-памирцев, которые живут в сарае под Москвой и развлекаются тем, что играют песни своей горной страны, оказались самым реальным, что появилось на русском музыкальном пространстве в этом году.
Бадахшан – это область в Таджикистане, в горах Памира, на границе с Афганистаном. Бадахшан расположен на большом торговом пути из Средней Азии в Европу. Там соединились несколько культур, об этом можно судить по происхождению песен. Есть песни иранские, таджикские, памирские и индийские. Некоторые - народные, часть песен написал Фазилатшо, поэт и садовник. Например, песню о низкой зарплате учителей (хотя поет её Амоншо, учитель музыки и победитель фольклорного фестиваля). Но в основном – про любовь и про тоску по родному краю, о том что друзья пошли не те – пока дела идут, они рядом, когда беда – ты один, и т.д.
Все три музыканта – простые люди из горного кишлака, которые приехали в Москву на заработки. Милиционеры при встрече отбирают у них деньги. «Головобритые», как бадахшанцы называют скинхедов, запрещают им ходить в магазин и избивают при встречах. Когда они впервые попали в Москву, они боялись выйти из машины, словно хоббиты в Мордоре. В Подмосковье они подрабатывают тем, что копают рвы, траншеи и котлованы под фундамент, ухаживают за садом и собирают велосипеды из ржавых деталей. Для себя они шьют национальные костюмы, пишут стихи и поют песни. Все говорят, что музыка идет им гораздо больше, чем стройка. Как занятие, как средство заработка и как миссия.
Они – не профессиональные музыканты. Фазилатшо – бывший председатель сельсовета и методист из РАЙОНО. Мирзо – реинкарнация Мимино, водитель троллейбуса и несостоявшийся актер. Третий, Амоншо, мечтал стать шофером, но в итоге «судба бросил его по своей пути, в институт искуства», где он освоил музыкальные инструменты, научился петь сам и учить других.
Название их кишлака – Дарвоз – означает «Открытые ворота», «Открытая душа». Бадахшанцы – великодушный и гостеприимный народ. В благодарность за разрешение жить в теплом сарае, они дали хозяевам небольшой комнатный концерт. Хозяевам понравилось. Они купили им гитару и минидисковый диктофон. На следующий концерт позвали еще нескольких гостей.
Среди тех, кто услышал их музыку, записанную в сарае на минидиск, оказалась Соня Соколова, главный редактор сайта Zvuki.ru. Пройти мимо этой честной и открытой музыки Соня не могла. На сайте появилась статья и несколько песен в формате MP3. Через неделю эти песни уже растащили по пиратским MP3-серверам, а группу «Бадахшан» позвали на праздник МК в Лужники и на фестиваль «Этнолайф» в саду Эрмитаж. Если бы не интернет, памирцы до сих пор бы прозябали в глуши и вкапывали опорные столбы дачных заборов в водянистый суглинок. Они появились так быстро, что Яндекс до сих пор видит только переписанные пиратами треки. Только самые быстрые – Google и Rambler – на запрос «Бадахшан» выдают нужные ссылки и адрес сайта, посвященного группе - http://badahshan.org.
В Бадахшане нет интернета, и три музыканта, приехавшие в Москву, совсем не думали завоевывать с его помощью аудиторию. За них это сделали другие, те, кто понимает, что сегодня Сеть – это единственное медиа, которое способно содействовать появлению и становлению независимых арт-проектов. Сейчас готовится к выходу альбом группы. Но за пределами Интернета, в реальном мире, правят условности, в свете которых ансамбль «Бадахшан» - это всего лишь три таджика-гастарбайтера, а ничуть не берущая за душу музыка Памира.
Скинхеды все также сторожат у магазина и угрожают водителю машины, забиравшей музыкантов на концерт. Соседка жалуется, что они слишком шумят. Жаль, но возможно, скоро Фазилатшо, Мирзо и Амоншо придется уехать обратно в кишлак, где, как они пишут, «данный время очень много трудности». Возможно, единственный, кому будет по-настоящему не хватать их – это птицы, собирающиеся над сараем послушать мелодии из теплых краев. Как и бадахшанские гастарбайтеры, обернувшиеся музыкантами, они с наступлением холодов отправятся в теплые края.
Скачать музыку группы "Бадахшан" можно здесь.
Комментарии